To ostatnia niedziela

- Андрей Витальевич, мы с Ларой подумали…. Как вы смотрите на то, чтобы взять в качестве музыкального сопровождения "То оstatnia niedziela"?
 
Сергей всегда, когда обращался к тренеру с предложением, просьбой, употреблял полное имя-отчество последнего, желая, таким образом подчеркнуть его значимость и авторитет. В свою очередь Андрею очень нравился такой подход его воспитанников, его любимой пары «бальников». Да и идеи, которые выдвигали ребята, частенько оказывались интересными. Но в этот раз предложение, озвученное воспитанниками, его немного удивило. Однако Сергей и Лара постарались сразу же объяснить свой выбор. Ребята рассказали, что пару лет назад, когда ездили на  международный фестиваль во Вроцлав, общаясь с польскими коллегами, услышали танго, мелодия которого у нас известна как «Утомленное солнце». Поляки же назвали его "То оstatnia niedziela". Спорить о происхождении не стали, только удивились, мол, надо же - и у нас, и у вас одна и та же мелодия, только слова разные. «Музыка народная», - констатировали польские друзья, ребята с ними согласились, а вернувшись домой, проявили интерес к истории этого танго и «кто у кого сделал музыку «народной»». 

- Понимаете, Андрей, поскольку мы  снова едем в Польшу и будем в проекте участвовать с парой Анджея и Марыси, нам бы хотелось сделать им приятное, исполнив танго под эту музыку. К тому же, - Сергей немного замялся, но продолжил, - нам самим эта мелодия очень нравится. В ней есть что-то… Что-то особенное… Сложно озвучить что именно, но то, что нас трогает до глубины души.

- Неожиданно, скажу честно. Что ж, подумаем.

- Спасибо, Андрей Витальевич! - ребята искренне были рады.
После тренировок, застряв в пробке, Андрей погрузился в воспоминания. Прошлое само подкатило, всплыло в памяти, выкарабкалось из тех пластов событий, размышлений, которыми он забаррикадировался от него. До сих пор, хоть прошло много лет с того дня, ему неприятно вспоминать разговор, что состоялся в холле Дворца культуры, в котором они с Леной тренировались, и все, что потом произошло. А  событий произошло немало…

- Андрей, - ее голос прервался, глаза смотрели куда-то в сторону. Возникла неприятная, какая-то неестественная ситуация, атмосфера напряженности витала в воздухе.  - Я должна тебе сказать. Только, пожалуйста, попробуй меня понять. И простить.

Андрей молчал. Чувствовал, что-то нехорошее она озвучить пытается. То, что надо было еще раньше почувствовать и понять. Но не хотел замечать,  даже мысли такой не допускал. Верил, потому, как, наверное, любил. Или думал, что любит. Может, просто привык, что всегда вместе. А привычка, как известно, вторая натура. Он всегда отличался не то чтобы боязнью перемен, во всяком случае, он старался их избегать, особенно резких, внезапных. Вот и тогда…

- Лена, давай провожу тебя домой. А завтра поговорим. Или после соревнований, - хотя при этом понимал, что такое оттягивание новости не спасет от неприятного разговора, но… а вдруг?!...

- Нет, Андрей, здесь и сейчас. - И, набравшись смелости, она наконец-то выпалила на одном дыхании, - Я ухожу от тебя. Свадьба наша не состоится. И на соревнование, как ты понимаешь, теперь не поеду. И провожать меня никуда не надо, - последнюю фразу она почти прокричала, резко развернулась и направилась к выходу. Он остался стоять в холле, огорошенный новостью. Это был крах всему. Все, что было привычным, казалось постоянным - рушилось. А ведь завтра - суббота. У них запланированы тренировки. Выигрыш в конкурсе сулил хорошие призы…. С Леной они танцевали с детства. Ни разу не меняли пары. Как-то все у них совпало - и желание танцевать, и любовь к танцу, и само чувство танца. Когда стали старше, сама собой возникла симпатия, первая любовь, а потом решение создать семью, чтобы всегда и везде быть вместе. Но у Судьбы бывают крутые виражи, и один из таких был преподнесен ему в тот памятный вечер. Домой он пошел пешком. Часовая прогулка немного успокоила. Дома его встретила мелодия танго: бабушка слушала музыку. Мечислав Фогг пел о расставании и о своей просьбе:

To ostatnia niedziela
dzisiaj sie rozstaniemy,
dzisiaj sie rozejdziemy
na wieczny czas. 
 To ostatnia niedziela,
wiec nie zaluj jej dla mnie,
spojrzyj czule dzis na mnie
ostatni raz. (1)          

Он вслушался в знакомый с детства сюжет песни. Внезапно его посетила идея. Он совсем иначе посмотрел на лирического героя и на то, что случилось с ним. Действительно, почему бы ни попросить Лену об одном только выступлении, как герой песни просит свою возлюбленную об одном только воскресенье? Для переговоров со своей партнершей Андрей выбрал утро, когда она гуляла с собакой в парке, и  вряд ли кто-то мог помешать обсудить сложившуюся ситуацию.

- Лена, доброе утро. Привет, Чарли, - пес был ему искренне рад, чего нельзя было сказать о его хозяйке.

- Андрей, зачем ты здесь?

- Лена, я хочу с тобой поговорить.

- Я все тебе вчера сказала. Добавить нечего. Впрочем, может, хочешь узнать, к кому я ухожу?

- Уходишь-то ты к тому, кто лучше меня и, надеюсь, богаче.

- О как… Андрей, что ты хочешь?

- Лена, я хочу попросить тебя только об одном: подари мне это выступление. Выступление на этом конкурсе. Первый и последний раз тебя прошу, пожалуйста. Ты знаешь, как много для меня это значит.

- Знаю…. Получается, единственное, что тебя взволновало, это - конкурс…

- Лена, ты не права. Конкурс - это важно для меня и я этого не скрываю. Но его подарить ты можешь. А любовь…. Если разлюбила, то полюбить уже не сможешь и не захочешь. Да и потом, что ж это за любовь будет - выпрошенная?

- А танец?

- Не знаю. Но там ведь можно сыграть.

- Хорошо, Андрей, я подарю тебе этот конкурс. - Она улыбнулась. Иногда в ней просыпалась сентиментальность. Вот и сейчас в ее жизни был именно такой момент. Счастье. Влюбленность. И чувство некомфортности, что сделала больно другому человеку, можно сказать близкому человеку. Тем более, он всегда был лучшим другом. А друзей ведь не бросают.
 
После этого разговора в их танце появился какой-то эмоциональный надрыв, характерность движений, тонкость чувств во взгляде. Техника осталась та же, но впечатление от танца было совсем другое. И это впечатление нравилось их тренеру. А через полтора месяца им аплодировали. Они стояли на самой высокой ступеньке пьедестала почета. Улыбались. А все происходящее воспринималось будто сквозь пелену… «Вот оно, подаренное мгновенье счастья. Конкурс завершился. Мы выиграли. Мы победили. Все нас поздравляют. А душа не на месте…. Спустимся с пьедестала и разойдемся в разных направлениях…». 
Вечером он застал Лену в холле гостиницы, сидящую на диване и смотрящую в окно. На все попытки что-либо у нее узнать, она молчала. Заглянув в ее глаза, увидел столько боли, что стало страшно, насколько сильно человек страдает. Он аккуратно помог ей встать и отвел в номер.  Она не сопротивлялась. В номере легла на диван и ни на что не реагировала. Смотрела в потолок. Андрей остался при ней, боясь, чтобы чего-либо не придумала. На следующий день о случившемся шептали все кому не лень. Оказывается, Лену бросил возлюбленный, партнер пары, с которой они всегда соперничали. Бросил грубо, нагло и с цинизмом, заявив, что ни для того он ее так долго соблазнял, чтобы она выиграла призовой фонд и контракт, а свободный вечер и всю ночь провел со своей партнершей, которой и сделал предложение руки  и сердца. Последнее никого не удивило, потому как его партнерша - завидная невеста, ведь ее отец - известный бизнесмен. Фальшивый «Ромео» разыграл весь этот спектакль с влюбленностью, надеясь убрать главных своих конкурентов. То, что Лена согласилась участвовать в конкурсе, ему не понравилось и он очень этому воспротивился, но открыто запретить не мог, чтобы не вызвать подозрений. Однако ее увлеченность идеей и влюбленность не позволили заметить в нем этих изменений. Вернее, ей некогда было замечать: свободного времени ни у кого не было. Он ведь тоже тренировался.

- Лена, у нас - призовой фонд, у нас - контракт. Жизнь продолжается, - Андрей пытался хоть как-то ее расшевелить, вернуть к жизни, заставить работать, потому как только занятие чем-то может отвлечь от мрачных мыслей. Но она ничего не хотела слышать.
 
- Андрей, я приняла решение. Еще тогда, помнишь? В холле Дворца культуры. И я не могу его изменить. Совесть не позволяет. Это выступление я подарила тебе. А подарки не забирают.

- Лена, что ты такое говоришь? Мы ведь победили вдвоем!

- Андрей, я не хочу больше спорить. Мне очень больно. Оставь меня.

Он вышел. Контракт заключил только от своего имени. С партнершей проблем не возникло. Работа закипела, принося и материальное, и моральное удовлетворение. Что касается призового денежного фонда, то его он практически полностью отдал Лене, т.к. знал ее финансовые трудности. Больше с ней никогда не виделся и не интересовался ее судьбой. Друзья некоторое время пытались донести до его сведения особенности ее дальнейшей биографии, но он четко дал всем понять, что его это не интересует, что человек сам выбирает свою судьбу, свою жизнь. Единственное, что все-таки успели ему рассказать, что Лена после конкурса уехала в провинцию, а потом, по слухам, ушла в монастырь.

Дни летели за днями, в работе, в заботах, в общении, в выступлениях. Поступило предложение поучаствовать в постановке одного танцевального проекта. Поучаствовал. Получилось. Появились новые заказы. Так и не заметил, как прошло больше 10 лет. Прогуливаясь однажды утром по набережной Вислы, почувствовал тоску по Родине, огромное желание вернуться домой, и через два года был уже в родной столице и работал тренером. 

За воспоминаниями и не заметил, как прошло время. Дорога была свободна, и он продолжил свой путь. Воспоминания встревожили его душу. «Лена, Лена…», - подумал с сожалением. По лобовому стеклу ударили крупные капли летнего дождя, который синоптики обещали с утра.

Осенью его пара, Сергей и Лара, уходили с танц-пола под  шквал аплодисментов. Он почувствовал: это победа! Так оно и оказалось. После официальной части поздравлений к нему подошел Гжегож, его давний знакомый и коллега, тренер Анджея и Марыси, и выразил ему свое восхищение на ломанном русском:

- Анджей, мои гратуляции. Пенкный номер. Как… как это по-русски… шедеврально!  Наструй эпохи, эмоции, жиче и шмерчь. То ест музыка, ктуры…. закохалы ще, погибали, умирали, сводили порахунки зи жичче. Танго ма инне назвэ - «танго шмерчи». Да-да, и не говори, же не знаш! Веш, брат моего джядка исполнил самовбуйство та музыку. Офицер Войска Польскего. И милошчь… Трагедия... И не ма чловека. Млодего. Пенкнего. Под музыку. Еден стжол. Еден выстрел. И вшистко. Ест тылько танго. (2)
- Гжегож, дженкуе бардзо (3). Мне очень приятно, что танец пришелся по душе.
- То тчебе дженкуемы бардзо (4).
А за окном бушевал шквальный ветер с ливнем. 
Примечания:

(1) Это последнее воскресенье,
   сегодня мы расстаемся,
   сегодня мы разойдемся
    навсегда.
  Это последнее воскресенье,
   подари мне его,
   посмотри на меня с нежностью
    в последний раз.

(2) - Андрей, мои поздравления. Прекрасный номер. Как... Как это по-русски... шедеврально! Настроение эпохи, эмоции, жизнь и смерть. Это музыка, под которую влюблялись, погибали, умирали, сводили счеты с жизнью. Другое название танго – «танго смерти». Да-да, и не говори, что не знаешь. Брат моего деда совершил самоубийство под эту музыку. Офицер польской армии. И любовь.... Трагедия... И нет человека. Молодого. Красивого. Один выстрел. Один выстрел. И всё. Осталось только танго.

(3) - Гжегож, спасибо большое.

(4) - Это тебе большое спасибо от всех нас.


Рецензии
Интересный рассказ! Жизненно, современно, ярко написано. И песня для сюжета взята ностальгическая... Понравилось!

Шон Маклех   30.04.2017 01:22     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! Приятно)
Это танго с большой историей и оно действительно красиво)

Анна Шеккер   30.04.2017 01:27   Заявить о нарушении