Мне не снится небо Лондона

Мне не снится небо Лондона…. Видимо я скучный человек. Снится всякая чепуха. Нет, чтобы Лондону приснится. Но видимо не судьба.
И это при том, что в Лондоне я был больше чем в любом другом зарубежном городе.
Ну, не то чтобы я путешественник великий, но всё же.
Больше того, мне по сути и путешествовать то не хотелось особо.
Надо ехать, поехал, нет, сиди дома отдыхай.
Но я отвлекся, как всегда я отвлекаюсь.
В первый раз я попал в Лондон довольно надолго. На целых две недели. Причем, это было в лихие, как теперь говорят, девяностые а потому очень для меня здорово.
Или круто, кому как понравится.

Тут надо рассказать одну историю, которая отодвинет мой рассказ в  глубокое прошлое.
Когда я только начал работать гл инженером завода, пришёл запрос из пароходства ( тогда завод подчинялся ещё пароходству, это потом вольница пошла) ни много ни мало работника завода на учебу в Англию. Может даже и в Лондон, не помню. И я естественно, «используя своё служебное положение», записал туда себя. Хотя в принципе я и не настаивал особо, начальник ОК и директор в общем были не против. Суть да дело, время шло, и я про эту тему забыл. Не до этого было.
В то время наш завод имел в общем неплохой проект судна-снабженца для северных завозов. Как говорится, маленькое но симпатичное. Проект шёл ни шатко, ни валко. К сожалению, ранее было принято решение об остановке проекта. (Причины этого, отдельная тема, но поучительная. Жаль, что она не вписывается в предмет повествования.) Как говорится, есть, но никому не нужен. И тут вдруг нас начинают забрасывать запросами по поводу этого проекта. И откуда?! С Сахалина!. Вскоре мы пришли к выводу, что туда надо ехать, узнавать откуда растут эти ноги. Ехать никто не хотел, ни зам директора по производству, ни зам директора по экономике. Никто. И я, не долго думая, вызвался совершить этот вояж.
Ну и начал этим заниматься. Выписывать командировку, заказывать билеты…
И вдруг, по закону жанра, приходит «повестка» как раз в Англию.
Я быстренько спустил эту тему на тормозах. На вопрос, который был задан «Почему?», я ответил, что в Англию то я ещё попаду, а вот на Сахалин….
Как в воду глядел, хотя если честно, предпосылок для таких громких заявлений у меня не было. Надо знать  то время, чтобы это понять…

Когда я рассказал, что еду в Лондон, один мой знакомый М. ( которого я относил  к разряду «хороших знакомых») сказал: « Лондон? Так себе город». И он у меня как-то так взял и выпал из этого разряда. А вот другой знакомый, К. сказал примерно следующее: «Представляешь, мы подходим к Лондону, я стою на палубе, и передо мной появляется город, который является центром цивилизации»…
Вот такие разные мнения, причем я, как это понятно из вышесказанного, более склоняюсь ко второму. Впрочем, это дело вкуса.

Лондон встретил нас прохладной, но теплой, по сравнению с нашей родной, погодой. Представляете, Новый год, а температура +10-+12 или около того. Но в принципе холодно, точнее зябко. Вот точно чего не наблюдалось, так этого чистого неба. Тотальная облачность.
Несмотря на эту зябкость, школьники, довольно юные, одевались в общем не так чтобы «тепло». Очень просто- лёгкая курточка, шорты ( юбка), голые ноги.
В общем, с детства закаляются английские детишки. Это не может не вызывать уважения.
Как ни странно, но тогдашняя Лондонская новогоднесть как то прошла мимо моего сознания. Не отразилась. Ни праздничных огней и тому подобного. Не хочу сказать, что этого не было. Скорее всего, было, но….
Зато запомнились невкусные рождественские кексы. Очень сухие и непонятные для нашего российского вкусового ощущения. Попробовал я их в очередных гостях.

Жили мы с сыном «в семье». Эта была чисто английская семья. Муж- Боб Дак ( Robert Duck), бывший полицейский. Мы с ним подружились насколько это возможно. Жена (не запомнил ее имени) преподаватель современного английского языка. Ей было лет под сорок. Т.е. вы поняли, что там была ощутимая разница в возрасте. Впрочем, у них была дочь, точнее дочурка лет пяти. Как мой десятилетний сын находил с ней язык, я до сих пор не пойму.
Однако, такое сочетание было для меня в принципе благом. У филолога была неплохая библиотека, которая как раз находилась в комнате, в которой мы обитали. А с Бобом Даком мы не вели беседы на тему филологии, а как раз наоборот.
Он, кстати, показал мне родословную книгу Даков. Их род идет от примерно с 11 века ( а может раньше, не помню). В книге были названы практически все Даки, которые на тот момент жили в мире. Очень много в Великобритании, много в США, есть в Австралии и России.
Поэтому, можно сказать, что мне немного знаком быт английской семьи.
Он отличается от нашего мировосприятия.
Во-первых, остро ощущается дороговизна воды и топлива. Душ там невозможно принимать «часами». Строго- по чуть-чуть. Минуты две, три. Кнопочку нажимаешь, вода потекла. Не горячая, и даже не теплая. Так, пописает, извиняюсь, и всё!.
Так же я однажды видел как Боб моет посуду. Чуть сполоснул, обмакнул в пене моющего раствора и всё. Т.е. меня поразило, что он даже не промыл её в воде как мы обычно делаем.
Дом, в котором мы обитали, находился, естественно, не в самом Лондоне. Сугубо на окраине. До Лондона добираться было около 40 минут. До станции минут 10 и потом минут тридцать на электричке.
Дом, естественно, отапливался индивидуально. К сожалению, меня не интересовало в то время устройство этой миникотельной, но могу предположить, что это не был уголь. Запах угля всё равно как то бы обозначился. Газовых труб я так же не видел, хотя подозреваю, что они могли быть спрятаны в земле. ( Может у них правила позволяют это делать). Скорее всего, это было дизтопливо, а это очень дорого, по крайней мере, относительно дорого.
Вот что я запомнил, так это то что в доме было прохладно. И такая прохлада не замедлила сказаться. Мой сынок захворал. Что делать? Лекарств я не брал. Спросил хозяйку, но она не внесла ясности. Я же не понимал в их лекарствах.
Решение пришло исходя из практики. У меня была фляжечка армянского коньяка и я попросил Саньку закрыть глаза, вдохнуть и выпить пробочку этого напитка. Что он и сделал.
На следующий день всё как рукой сняло.
В доме был камин, это точно. ( В английском доме не может не быть камина!). Но я не застал ситуации, когда бы он зажегся.
Кухня была оборудована несколькими (!) различными печами. Одна электроплита, довольно большая, одна самая настоящая печь на дровах. Две духовки.
Чтобы закончить тему дома, скажу, что это был двухэтажный дом ( в плане примерно 8 Х 8), невысокий( потолок примерно 2,5-2,6, не больше). За домом небольшой садик. Может, он довольно велик по английским меркам. Мне он показался симпатичным, но небольшим. Естественно, один из его размеров повторял размеры фасада. Так же были устроены и соседние дома этой небольшой деревни. Или «деревни», кому как понравится.
В общем, как-то так.

Теперь, по прошествии изрядного времени я примерно понимаю чем занималась эта филологиня. Скорее всего, с большой степенью вероятности, она преподавала на курсах, которые повсеместно и в большом количестве существуют в Великобритании и где учатся с различной степенью успешности ученики из различных стран. Курсы, и все об этом в принципе знают, устраиваются на две недели, иногда больше, месяц и даже два, только плати. Вот там она и работала ( как я сейчас думаю).
Быт этой семьи в его естественном понимании не отличался разнообразием. Ну, в принципе это и невозможно при наличии пятилетнего ребенка, но подозреваю, что Боб не был любителем театров. Так же, по прошествии времени, подозреваю, что и больших денег на это у них не было.
Ну, про еду, если кратко, то больших разносолов не было. И хватит об этом.
Иногда, как то так получалось, Боб подвозил меня на автомобиле. Из тех путешествий я естественно запомнил не много. Ну была ситуация когда температура опустилась до – 5. Катастрофа! Там же зимней резины нет. Пробки и всё такое.
Еще одно очень существенное и характерное наблюдение. Как то мы с ним едем и он, показывая на промелькнувшее мимо строение, говорит ( небрежным и естественным голосом) : « Это паб, ему 600 лет». Если честно, это одно из самых ярких впечатлений от той поездки. Как это ни покажется странным. Может потому, что мне не часто приходится встречать здания, которым 600 лет или около того. По всей стране по пальцам пересчитать.

Я не великий путешественник и, как все невеликие путешественники, не веду дневники и прочее. Всё на ощущениях и не более того.
Конечно, можно заползти в интернет и накачать повествование более точной информацией. Но я не отчет пишу, не репортаж. В конце концов интернет открыт и там можно почерпнуть все необходимые сведения.
Кроме этого, у меня не было привычки ( да и сейчас нет) заранее готовится к путешествию. Думаю, так поступают многие современные путешественники. Что греха таить, информация, полученная на экскурсии, у меня долго в голове не задерживается. В этом смысле мне немного жаль экскурсоводов. Они же готовятся. С другой стороны назвать их труд бесполезным, наверное, опрометчиво.

Сказать, что я не отметил Новый год, я не могу. Дело в том, что мы приехали как раз перед праздниками. Даже не так, между праздниками. Т.е. Рождество по тамошним обычаям прошло ( читай основной праздник), а Новый год был впереди. И вот настал Новый год. Боб Дак взял меня с собой в гости к своим соседям. Прихватил он и бутылочку вина, или две, я не помню. Как я понял, там собрались жители деревни, которые так же принесли свои бутылочки. Все или не все, сказать трудно, но было довольно людно.
Кроме этого был стол, уставленный вином и…собственно, всё. К слову сказать, вина было много. Представьте стол, практически полностью заставленный бутылками. Это было дешевое белое столовое вино. Как я понял, это вино англичане привозят из Франции. Там оно много дешевле. Никаких закусок. Т.е. в принципе никаких. Даже если это маленький кухонный столик, и то прилично, а тут столик был явно не кухонный но столовый. И я, естественно, сразу оказался не в своей тарелке, так как никого не знаю, с Бобом тоже как то не поговоришь. Пара шуток со стороны англичан, что то про Кей Джи Би ( это когда узнали что я из России). Ну, там еще был разговор одного джентльмена, у которого сын собирался ехать куда то в Сибирь. У него были опасения относительно безопасности, но я как мог развеял его опасения. А так, шум, гомон, сигаретный дым…Ничего интересного, ей Богу. Оставили мы это место довольно быстро, часа через полтора. И я помню эту пустую темную и туманную деревню и покачивающуюся фигуру Боба, который находил дорогу по непонятным мне приметам.

Чтобы закончить тему праздников, добавлю вот ещё что. Естественно, дом внутри (не снаружи!) был украшен атрибутами Рождества. В прихожей, довольно маленькой, висели открытки и поздравления и всё такое. И вот приходит очередная открытка и Боб, не читая её, выбрасывает в мусорную корзину. Есть о чём задуматься.

И ещё, одна женщина рассказала мне, что на эти праздники она потратила 700 фунтов, стерлингов разумеется. И это очень близко к статистическим данным по тратам англичан на рождественские и новогодние дела.

Но это было не одно впечатление, разумеется.
Причем, эти впечатления не имеют практически ничего общего с обычным туристическим трендом.
Например, меня поразил Музей науки ( Scientific museum). Устроен он таким образом, что в принципе можно получить основы знания практически по всем предметам, которые волнуют человечество: судостроение, космонавтика, железнодорожное дело, автомобилестроение и многое другое. Особенно запомнился стенд, который показывал схемы движения паровозов.
Представьте себе стену высотой метров 5 и шириной метров 8-10. На этом стенде расположены модельки паровозов ( уж не знаю в каком масштабе, но их довольно много). Перед этим стендом расположен некий пульт, который позволяет при нажатии соответствующей кнопки наблюдать как двигаются маховики и колеса соответствующего паровоза.
Там же рядом паровозный котел, разумеется настоящий.
Ну и всё в том же духе.
Но даже не это интересно! Входной разовый билет стоил тогда 5 фунтов, а годовой ….10.
Тогда мне пришла в голову мысль, которую я хоть и сформулировал, а до конца не понял, а именно « В Англии парадигма образования возведена в абсолют».
В чём я убеждался потом отнюдь не один раз.
Конечно, меня не мог не затронуть музей Шерлока Холмса. Разумеется, предметы, которые там были выставлены не имеют ничего общего с известным персонажем кроме самого главного, временив котором они существовали. Не преминул сфотографироваться в каком то головном уборе «тех времен» и купить галстук с характерным профилем.           ( Китчевые галстуки это было моим пунктиком. Одним из…). А так, всё как обычно, Бейкер Стрит и всё такое. Ах, да! Забыл добавить, что этот музей занимает некое пространство, довольно узкое в три этажа. Непривычно для меня тогдашнего.

В Public house нас пропустили бесплатно, поскольку именно в то время был день открытых дверей. Сам по себе музей огромный, однако, запомнил я почему то только выставку часов всех возможных эпох. Были экземпляры, о которых я не подозревал. Впрочем, это извинительно для меня, я никакой не специалист в этом вопросе.

Hampton Court Palace запомнился своими размерами, как ни странно, архитектурой и обилием аниматоров на территории музея. Аниматоры, наряженные в костюмы «того времени», как принято считать, активно развлекали детей и взрослых. Там же на старых кухонных просторах предлагалась еда времен Генриха 8 ( да , да, того самого у которого было 6 жен). Которому, собственно, и принадлежал этот дворец. Поскольку мы с Санькой прилично замерзли, то не отказали себе попробовать чего-нибудь горяченького из тамошнего времени, а я и горячительного себе позволил. Помню, что по телу быстренько пробежала теплая волна. Это было что-то типа грога. Не очень крепкое, но, как показала практика, достаточно эффективное.

Как ни странно, не запомнил Tower. Ну, кроме разве того, что сфотографировался на его фоне. Да и то только потому, чтобы показать как тепло в Лондоне в январе. Может быть потому что его изображение и так основательно примелькалось.

В Зоологическом музее почему то ничего не запомнилось, хотя я не считаю себя человеком далеким от Природы. Ну, скелеты китов точно висели, но это не произвело на меня такого впечатления, чтобы помнить об этом через много много лет.

Не пропустили мы и посещения Виндзорского дворца, иначе говоря летней резиденции Елизаветы 2. Типа Петродворца, только, если честно, поскромнее. Например, мне бросились в глаза полы. Т.е. как есть доски. Широкие ( примерно 30-40 см), добротные, ничего не скажу, но не паркет. Естественно, витрины, заполненные рыцарскими доспехами, оружием холодным и не холодным. Прочие атрибуты воинской славы Британии. Но вот что интересно. Первое, что мне пришло в голову: « Неужели отсюда ничего нельзя стырить?». Предположим, это не так удивительно, по крайней мере не настолько, что я всё же нашёл что оттуда унесть.
Для того, чтобы понять ход моих маленьких и подленьких мыслей, надо посмотреть на Эрмитаж  и понять как он отапливался. А отапливался он конвекционной системой. В подвале, насколько я знаю, стояли печи ( которые потребляли огромное количество дров) и от них шли воздуховоды.
Виндзоры в этом смысле должны просто «давать дуба» в своем дворце, хоть он типа и летний. Их система отопления была ( да и сейчас есть!) примитивна как в каменном веке. В металлических ящиках, которые напоминают наши козлы, размером примерно 1,5 Х 0,4 Х 0,4 м находится некий белый камень ( мрамор?). Эти ящики время от времени выносят наружу, там их нагревают и заносят обратно в залы.  Вот горсть этих камушков я и прихватил. Подошел, как мне показалось незаметно, и шаловливой своей рукой шасть пригоршню камушков и в карман.
Наверное, охранники ржали, наблюдая за моими действиями через видео камеры. Которые, не сомневаюсь, были, но поскольку мы к ним тогда ещё не привыкли, то и не обращали на них внимания.

Вообще музеев в Великобритании великое множество. Если куда-то ехать, то обязательно нарвешься на музей.

Не избежали мы посещения Oxford. Мне он запомнился, как ни странно, экскурсоводом. (Даже жаль немного, что пресловутый Гарри Потер появился много позже. Тогда и интерес к Оксфорду как таковому был бы другой).Тут я должен немножко отвлечься от предмета, чтобы было понятно почему.
Мой английский, мягко говоря, и сейчас далек от совершенства , а тогда был просто очень далек. Попав же в Англию, я быстренько понял как трудно общаться с реальными жителями. Мы жили в районе, в котором жители говорят на т.н. кокни. Т.е. окончаниями слов они себя не затрудняют. Пойди разбери что он, тот же Боб Дак, калякает. В этом смысле мне было легче общаться как раз с его женой. По прошествии недели я, конечно, стал немного врубаться, но всё же.
А тут экскурсию вела дама, и было такое ощущение, что она говорит на родном языке. Т.е. на чистейшем оксфордском. Нам же в России преподают именно на оксфордском диалекте.
Чтобы понять, насколько мы были «дикарями», добавлю, что мы именно в Оксфорде попробовали авокадо. Вот никогда до этого не ел. Да и на рынках нашего города не было такого продукта. Тогда он не понравился, хотя сейчас я с ходу назову сразу несколько блюд с авокадо, достойных внимания.

После Оксфорда мы поехали в Стратфорд-на-Эйвон, проще говоря, по Шекспировским местам. Это уже было в последний день того визита и этот день мне запомнился приобретением кассеты ( 11 фунтов! Сумасшедшие деньги по тем временам) с записью концерта River Dance. Этой покупке предшествовала наша посиделка с Бобом за бокалом вина и просмотром TV.
Вообще у BBC много интересных программ. Тогда мы смотрели некую викторину, в которой надо было угадать будущее (!) событие, точнее его «параметры». Например, сколько раз кто-то сделает что-то. И всё в этом роде. И тут вышел какой-то танцор и участникам задали вопрос сколько раз этот танцор щелкнет каблуками ( друг о друга) в прыжке. Кажется, он это сделал 4 раза, точно не помню. А потом был степ, какого я до этого просто не видел! Мне это очень понравилось и я спросил Боба что это такое и он рассказал мне про River Dance. И, кстати, - заметил он,- у меня есть видео и мы можем посмотреть. Что мы и сделали. И я просто обалдел. Вот что значит отсутствие образования. Естественно после этого я захотел приобрести её, что и сделал именно в местах, где родился Шекспир, а вся экскурсия и прочее, связанное с ней прошли мимо моего сознания. Ну конечно сфоткался у дома Шекспиров….

Магазины Лондона ( по крайней мере в то время) представляли из себя нечто невообразимое. По крайней мере, для меня. Я такой древний, что помню очереди за хлебом, а тут ! Но конечно не обилие каких-то там колбас впечатлило меня, а чай! Такого разнообразия сортов чая я не видел, пожалуй, нигде более. И есть основание полагать, что Англия это столица чая. Я уж не говорю про разные атрибуты как то чайники, ложечки, приспособления для потребления и приготовления. Допускаю, что я мало что видел ( ну да и Бог с этим), но что-то в этом понимаю. Ах, какой чай я привез матушке! Причем купил его в рядовом магазине. Позже, приехав в Лондон через какое-то время (не очень большое) , я попробовал повторить подобную покупку, но у меня ничего не получилось. Тот набор, который составлял три коробочки соответственно разных сортов, а именно English breakfast, Russian tea, Earl Grey превратился в набор из трех же коробочек, но уже размерами раза в два меньше. Цена при этом за набор странным образом  не изменилась, и я оставил эти походы по магазинам. Я обиделся.
Кстати, это не только моё наблюдение. Мои знакомые, которые примерно в то же время путешествовали в этих краях, отмечали резкий рост дороговизны просто всего. Причем не на пресловутые 5-10%. Одна покупка от первого моего посещения Лондона всё же осталась. Это, да не покажется странным, носки. Я купил их за 2 фунта по причине прохладной погоды. Так вот, я их носил, потом они как-то перекочевал к Саньке, потом снова оказались у меня. Когда я понял, что это за носки, я их перестал носить. Реликвия, как никак. Они продержались 20 лет. Скажи-ка после этого что-то про фетиш.
 ( а вот куда девались кулинарные формочки, приобретенные в Humpton Court, я так и не понял. Они и не использовались практически ни разу. Может раза два, не больше).
Магазины письменных принадлежностей, к которым я так же питаю определенную слабость, так же не могут не поразить ни чертежника, ни каллиграфа. Не понимаю почему, но меня привлекли все эти конвертики, ручечки, карандашики, бумаги с водяными знаками… . Ничего подобного я у нас не видел. Да и нигде не встречал.
Да нет, вру!…Не одна покупка осталась, конечно. Ещё коллекционный заварочный чайник, который я использую только для дорогих гостей.

Не поверите, но в те «лихие 90-е» для меня всё было в диковинку. Например, странным было то, как подают чай в кафешках. В чайниках! Нам, тогдашним, привыкшим исключительно к чаю в пакетиках в  заведениях такого рода, это было очень даже удивительно.

Еще одна поездка была, но не в сам Лондон, а в пригород. Но остановились переночевать мы как раз в Лондоне. Были мы в компании Владимира Григорьевича, который долгое время провел как раз в Лондоне и был тогда нашим патроном. Он честно сводил нас в ресторан с хорошим вином и приличным ужином (еда и вино были на уровне так как это был итальянский ресторан). Но в Лондоне мы не задержались и на следующее утро воспользовались метро, что оказалось не так страшно с багажом. И укатили куда уж не помню на поезде.
Кантри сайд оказался вполне пустынным местом. Мы разместились в некоем Resort ( не помню названия).Недалеко была  деревушка, куда я, естественно, прогулялся. По дороге я заметил кроликов, фазанов, диких гусей. Все эти представители фауны как то присутствовали рядом с жилищами, совершенно не боясь людей.
Но деревня сама по себе была пуста, а местное кладбище являло собой готовые декорации к фильмам про старинные английские, разумеется, настоящие, привидения.

Однажды, возвращаясь из командировки, я погостил в Лондоне практически полдня. Я из аэропорта добрался до вокзала Виктория ( это оказалось просто. Вообще, в Англии транспорт это логично и просто, надо просто чуть-чуть «въехать» и никуда не торопиться) и стал размышлять, что же мне делать дальше. Перво-наперво я решил, что мне необходимо определиться с маршрутом. Это оказалось легче легкого. Постояв в очереди к окошку Информации минут 5 от силы и назвав пункт своего назначения, я получил схему метро с отметками где я нахожусь и куда мне надо в том числе и пересадок. Поняв таким образом, что я располагаю приличным временем, я сдал багаж и пошел гулять по Лондону.
Первое ощущение, которое я почувствовал, что я здесь был тысячу раз. Что я знаю куда идти и, самое главное, куда приду.
Это, разумеется, не было знанием города как таковым. Это проснулся «географический» инстинкт.
Мой путь привел меня к Темзе и довел до колеса обозрения. В ту пору оно только-только начало работать и был соблазн проехаться на нем.
Но я оставил эту затею, обнаружив, что и очередь длинна и билеты дорогие. Я, впрочем, быстро нашел альтернативу в виде выставки Сальвадора Дали, которая как раз проходила в это время.
Там я провел изрядное время, может ещё и потому, что во времена моей учёбы книга с иллюстрациями Сальвадора Дали стоила 200 руб. ( Для справки, стипендия была 40 руб.Т.е. мне оставалось только облизнуться).
Выставка располагалась как раз рядом с колесом обозрения и за билет я заплатил несмотря на довольно высокую цену. Причем увидел этих знаменитых слонов «на курьих ножках», ну и многое другое в той или иной степени известное. Но главное, настоящее.
Потусив таким образом, я к вечеру снова добрался до Виктории, взял багаж и поехал в другой конец города. Я добрался, разумеется благополучно, если не считать странного приключения. На той станции, где я должен был выходить, я не мог открыть дверь вагона. Она странным образом открывалась только снаружи. Местные люди помогли мне, они открыли окно и открыли таки эту злополучную дверь. А я уж стал прикидывать, что сойду на следующей станции, вернусь обратно и т.п.
Во время этой поездки в электричке со мной в маленьком купе находились две девчонки и два парня, с признаками африканской расы. Девочки совершенно не стесняясь стали обсуждать свои лондонские покупки, показывать и т.п. в том числе нижнее белье. ( Ну я консервативен, что уж тут говорить!). Парни совершенно свободно завели разговор с ними, те ответили и у них завязался довольно оживленный диалог, что в общем свидетельствует об открытости характеров. Я далек от того, чтобы это осуждать.





Ужин у Спенсеров.
Как-то, после очередного годового митинга, нас повезли не куда-нибудь, а во дворец графа Спенсера. Того самого, который отец принцессы Дианы, или Lady D. Предполагался ужин с классической английской едой. Мы сели в огромный автобус, и не один, и куда-то поехали. Места я решительно не запомнил. Запомнил другое.
Была в общем зима, но снега, естественно, не было. Автобус очень осторожно въехал в ворота, которые были вписаны в ограду, по русским меркам весьма символическую. Т.е. примерно 1,5 м высотой, причем, скорее всего, я преувеличил.
И тут я удивился первый раз. Я увидел овец, которые тихо и мирно щипали траву. Конечно, я мог бы обыграть это в ключе, дескать бедные Спенсеры содержат баранов на пропитание и т.п., но я, разумеется, знал, что овцы отличные газонокосильщики. Причем, самые надежные.
Может из этой баранины что-то и перепадало на стол, но задача этих безропотных животных была именно эта. Так сказать «миссия»!
Я читал о таком способе ухода за газоном, но видел это в первый раз.
Второе удивление вызвала английская еда. Я не знаток кухни и тем более не гурман, но простота этой самой кухни вызвала у меня, мягко говоря, недоумение. Всё просто как кашу сварить. Сытно  всё такое, но поводов для эмоций не оставляет. Хотя с сегодняшних позиций, я бы пожалуй предпочел именно этот стиль приготовления пищи.

Про Кембридж.
Кембридж это маленький и уютный город, уж никак не «городишко», в котором всё подчиняется одному- Образованию. Уж насколько эффективно сказать трудно, но думаю что польза от этого есть.
Разумеется, он заполнен студенческим людом до отказа. Хотя сказать, что там тесно, скорее всего, тоже нельзя. После восьми вечера он потихоньку пустеет, кроме, разумеется, пабов. А к десяти «умирает» совсем. В разумных пределах, конечно.
Из развлечений там есть катание по реке Кем на лодках, способ передвижения которых это шест.
Очень большой зоологический музей. И очень интересный, конечно.
Очень большой и интересный книжный магазин.
Что касается вещевых всяких магазинов, то они были вне моего интереса. Пабы, кстати, тоже.
Интерес к питейным заведениям у меня пропал тут же как только я приехал. Вечерком я решил поужинать с пивом или чем-то подобным и навестил один из ресторанчиков. Заказал себе рыбу ( в ресторанах я заказываю только рыбу, мясо в крайнем случае) типа камбалы ( название забыл) и пива. Официант принесла мне пива чуть-чуть, на пробу. Мне оно не понравилось. Тогда она принесла другого, которое так же не вызвало у меня желание его попить. Тогда она принесла «настоящий английский эль». Но и он не пришелся мне по душе.
Вызывает, конечно, уважение такой подход к клиенту. Всё остальное, включая рыбу ( как можно было её так испортить?!) получило у меня оценку три с минусом. После я поделился впечатлением об английской гастрономии с одним французом, и мы единодушно пришли к выводу что суть английской кухни это как можно эффективнее испортить продукт.
Эту шутку я слышал до этого, а тут она как нельзя кстати, пригодилась.
Катание по реке не вызывает таких уж огромных эмоций, но занятие весьма приятное. Не Венеция конечно ( это мои предположения, не больше).
Но, тем не менее, из Кембриджа я увёз немало фотографий.


Меня впечатлил Даксфорд. Это музей самолётов. Он находится недалеко от Кембриджа и я не преминул туда наведаться. И не пожалел об этом.
Представьте себе огромную площадь с ангарами, взлётной полосой и прочими атрибутами авиации.
Как то так получилось, что в детстве я интересовался самолётами и всем, что с ними связано. Не фанател, но всё же. Книги читал и т.п. Короче, в марках разбирался. И у меня сложилось стойкое впечатление ( основанное скорее на незнании, чем на знании), что авиация была у СССР, Германии и США. В смысле самая самая. Но вот то что у Great Britain была авиация на самом высоком уровне, я ,честно, не подозревал. Ну знал конечно про Спитфаер, но я думал, что это недосадное исключение. Но оказалось, что это совсем пресовсем не так.

Американский ангар так же поражает своими экспонатами. Тут и невидимки и всё такое прочее. Но впечатлил, что полковник Дулитл это реальный персонаж, а не выдуманный персонаж из «Пёрл Харбор».
Довольно много фильмов производства Голливуд, основаны на реальных события.
Подтверждения этому возникают самым неожиданным образом.

Тут я пожалуй сделаю очередное отступление настолько далёкое от моего повествования, насколько это вообще возможно. Все предыдущие отступления в подмётки не годятся этому .
Вот одна ( реальная история).
Мне её рассказала Одна моя очень хорошая знакомая ( не о ней сейчас речь, хотя она достойна отдельного рассказа, или даже рассказов) Татьяна К.
Вообще у неё много всяких историй и я каждый раз слушая её говорю себе, что вот это надо бы нанести на бумагу, но каждый раз то ли то, то ли это почему-то не позволяют мне это сделать. Меня, правда, оправдывает тот факт, что ей самой так же лень (проговорился!) этим заняться.
Она работала в областной библиотеке в Иностранном отделе. И естественно ей приходилось сталкиваться с различного рода иностранцами, которые приезжали в наш город. Иной раз и областное ( и рангом поменьше) начальство «сплавляло» залётных гостей в её отдел. Это, на мой взгляд, особенно касалось тех, кто приезжал не вкладывать деньги в развитие области ( Почему то наше руководство считало, что вкладывать деньги это просто обязанность пресловутой заграницы. Не знаю, насколько здесь уместно прошедшее время), а всяких там филологов, поэтов, репатриантов, путешественников, идеалистов, натуралистов и прочую шушеру без определенных намерений и занятий.
Кроме этого, как человек бесконечно влюбленный в важнейшее из всех для нас искусство, она интересовалась фильмами на английском, увидеть которых в прокате было чрезвычайно трудно. Ну и переводила их заодно и довольно успешно.
И вот ситуация. У неё в отделе гостил один американец, как раз занятия которого определить было трудно и что-то там своё  читал, сидя за столом, никому не мешая.
А Татьяна К. занималась просмотром одного теперь уже известного фильма «Шофёр», сюжет которого я позволю себе напомнить (извиняюсь за подробности, они очень важны для дальнейшего понимания) :
Техас. Страна ковбоев, скота, мяса, многочисленных ранчо, крупных и не очень. И всё такое. Пыль, грязь, грубость. В общем, Техас.
Богатая семья скотопромышленников. Огромное состояние. Огромные пастбища и прочее в этом духе.
Заправляет всем пожилая леди, которая является единоличным владельцем всего это добра.
У неё дочь, которая замужем за нелюбимым этой хозяйкой зятем. Их конфликты множатся, и разрешения этим спорам нет.
У них есть даже машина, а поскольку все привыкли только к лошадям, то они нанимают шофёра.
Уж не помню, почему но у этой хозяйки отношения с этим шофёром как раз неплохие.
И вот она умирает, но перед смертью составляет завещание. Поскольку она искренне хочет насолить всей этой семейке, зятю и заодно дочери, она, естественно передаёт все наследство дочери, но кроме одного клочка земли как раз в центре всех их владений этому шофёру. Что, конечно, не порадовало главных правообладателей, но закон есть закон.
Проходит время и на этом самом клочке земли обнаруживается нефть. Нигде её по соседству нет, а тут она есть! И этот шофёр очень быстро становится богаче своих бывших хозяев.
Дальше он знакомится с прекрасной ( разумеется!) девушкой, они женятся ну и всё в таком духе стремится к хеппи енду.
Знакомство с этой девушкой происходит на балу и во время знакомства происходит диалог, который не давался Татьяне К.
А тут как раз носитель языка рядышком сидит, ничего не делает.
Она его позвала, он посмотрел, пояснил ей суть вопроса и добавил : «А кстати, это мои дедушка и бабушка».
Дальше выяснилось, что являясь наследником огромного состояния, он не работает, хотя имеет образование, а путешествует по миру и время от времени участвует в проектах, на которые у власть имущих не хватает денег. Например ( мною выдуманный пример, но суть его как раз такая) спасение популяции ежей в Йелоустоунском заповеднике.
Вот такая невыдуманная история.

Но закончу про Даксфорд.
То, что там очень много самолётов, это очень хорошо и интересно. Они, к сожалению, не так  «фотогеничны» как хотелось бы, поскольку расположены настолько компактно, насколько это вообще возможно. Но есть образцы просто конфетки.
Но даже не это самое интересное.
Там же расположена мастерская, где самолёты восстанавливают и некоторые до полётного состояния. Очень, очень интересное место эта самая мастерская.
Причём есть и такое развлечение: полетать на таком самолёте. Я честно признаюсь, что не стал испытывать судьбу то ли из страха, то ли от того что и так был немного болен и очень устал.
Еще в Даксфорде есть интересный музей, в которой рассказывается о том, как англичане переживали войну и всё что с ней связано.
Конечно, это не идёт ни в какое сравнение с Ленинградской блокадой, но на мой взгляд заслуживает внимания.
Конечно, можно иронизировать над тем какие ограничения в пище были введены в Королевстве по сравнению со 120 блокадными граммами, но попробуйте сегодня сесть на этот рацион. Кстати, там это и предлагается сделать: попробовать хлеб, испечённый по военному рецепту, попробовать какие-то консервы, галеты и всё такое. За деньги, естественно. И не очень маленькие.
Я не стал этого делать. Мне это не интересно.

Зелень, которая присутствует в частности в Лондоне и в на Острове вообще- это отдельная тема для разговора. Чего стоит один Гайд парк. Огромнейшая территория, по которой мы как то прошлись с Василием Григорьевичем. Надо сказать, что в тот пасмурный зимнее-весенний день я его вытащил на прогулку раненько утром и мы решили сесть на экскурсионный даблдек, точнее на второй его этаж для пущей романтики. Вставив в ухи наушники, мы стали слушать и пробовать понять информацию о проплывающих мимо красотах. Надо сказать, что там не было русской версии. Были испанская, французская, китайская, японская, и еще ряд других. Русской не было. А понять можно было мало что из-за, в частности, плохого качества наушников. Скорее всего,  китайского производства. Ну и знания языка конечно тоже подвели. Не без этого. Но мы быстро замерзли на открытой палубе и спустились вниз, где я благополучно уснул, разомлев от тепла. Причем не вынимая наушников. Этот факт посрамил в моих глазах сторонников теории обучения во сне. Я ничего не запомнил. Но выспавшись таким образом ( по крайней мере я), мы направили стопы прямо в Гайдпарк, рядом с которым был наш отель.
Пустота и отчужденность царили здесь в эту пору. Было зябко и неуютно. Не было ораторов и прочей публики. Впрочем, я считаю, что нам здорово повезло увидеть этот парк пустынным…В лёгком тумане…Эх….
Правда, у меня есть подозрения, что Василий Григорьевич клял мой «романтизьм» на чем свет стоит. ( Не он один попался в эти сети).
Сама по себе зелень в Англии ухожена до идеала. Недаром в качестве эталона говорится именно об английском парке. Нет ни одного не постриженного кустика, дерева. Где-то даже видел конусообразное дерево, ну и прочие чудеса. Я , как человек не очень далекий от этого, представляю каких усилий это стоит.
Любой английский дом украшен зеленью. Мне лично нравится самшит и тис, хотя последний считается ядовитым. Точнее я читал и слышал, что он ядовит, но вот случаев отравлений не описывалось. Да и в магазинах он продается «на ура». В качестве украшения это очень здорово.
Мне нравится Сент-Джеймс парк. Он относительно небольшой, но, пожалуй, самый насыщенный всякой живностью. Когда я в последний свой раз был в Лондоне, я не раздумывая сел на метро и вышел «где глаза глядят». Оказалось, что глаза мои глядели в правильном направлении ( это моя интуиция) , так как я очутился как раз неподалеку от Букингемского дворца и именно в то время, когда разводили караул. Я посмотрел и на караул, и на оркестр, и на конную гвардию, и на полицейского, который долго отчитывал какого-то незадачливого велосипедиста, и на туриста, который лежа отдыхал прямо у ограды парка, но толпиться у дворца не стал, а решил пройтись как раз по Сент-Джеймс. И не пожалел об этом. Еще как-то зимой меня удивило обилие живности: лебеди, утки, пеликаны, которые, как оказалось, были подарены именно русским царем, белки, которые довольно настырно требовали корма у прохожих. Едва не нападали, ей Богу.
Ну и дальше вышел к Парламенту, к Темзе, побродил по набережной, снова вышел к Парламенту, увидел пешую демонстрацию социального протеста, которая не показалась мне убедительной.
И вдруг, неожиданно для себя, я понял, что мне хочется поскорее уехать отсюда. Вот так вот взять и свалить. Меня просто пронзила эта мысль. Это не было некоей пресыщенностью или даже усталостью. Я просто не принимал всё вокруг происходящее. Ни этих демонстрантов, которые, я думаю, все же не от хорошей жизни вышли на улицы, ни полицейских, которые столько времени тратят на безобидных велосипедистов, ни здоровенных мужиков в розовых платьях, ни мужеподобных женщин, исчириканных татуировками, ни ряженных в масках с усиками. Из песни слов не выкинешь, что было то было.


Рецензии