Кочегары

         Пашкина бабушка, Евдокея Ивановна, зимой работала кочегаром. Кочегарка была в красном кирпичном доме на улице Механизаторов, недалеко от дома, где жил Пашка, и он часто приходил туда и оставался с бабушкой на дежурство. В кочегарке,состоящей из трех комнат,  Пашке все нравилось. И котлы с чугунными дверцами, и трубы, отходящие от котлов куда-то наверх, на которых можно было сушить белье, одежду, и даже подогревать еду в маленькой кастрюльке. И кирпичные воздуховоды, идущие по полу к котлам, на которые можно было бросить старую фуфайку и поспать в тепле, а бабушке, как  она говорила -"прогреть косточки".
         Во второй комнате было не так жарко, как в котельной, примерно, как дома. Здесь на стене располагалось две кнопки, управлявшие насосами, подающими воду в котлы, колодец в углу с самими насосами, манометры, показывающие давление воды в трубах, стол и две лавки.
         Третья комната была холодная и называлась угольным складом. Когда туда ходили за углем, то свет в ней не включали. Под потолком было маленькое оконце, через которое проникал слабый свет уличного фонаря.  Уголь, лежащий небольшими горками поблескивал и переливался, испуская сияние, будто это был сказочный темный снег. А если иногда покрывался инеем, то это была вообще невиданная красота!
         За частые свои хожденья к бабушке в кочегарку, Пашка изучил весь нехитрый процесс работы кочегара. Он и уголь помогал сгружать через окно в склад, и умел швырять его в топку котла глядя на термометры, и знал по показаниям манометров, когда включать и выключать насосы. А в конце смены выгребать шлак. А какая была вкусная картошка, запеченная в поддувале котла, заедаемая солеными огурцами, черным хлебом и домашним салом! Бабушка еще заваривала травяной чай  и они с Пашкой пили его, обжигаясь,  из аллюминиевых кружек, вприкуску с кусочками сахара, а иногда даже с конфетами!
         После такого ужина, бабушка укладывалась вздремнуть, а Пашка  оставался следить за котлами, манометрами, термометрами, в общем, за процессом отопления. Когда надоедало, набрасывал на себя бабушкин рабочий халат, надевал рабочие рукавицы и шел в угольную комнату. Первым делом наполнял четыре ведра угля для одной засыпки, относил их кряхтя поближе к котлам, и, возвращался в склад. От окошка на стене шел неяркий свет и отражаясь от угля давал на стены вычурные блики и тени. Тут тебе были и волки и медведи, и сказочные драконы и пираты с ружьями. Пашка набирал куски угля и открывал огонь по этим чудищам. Наигравшись, снимал с себя робу, шел и укладывался под бочок к бабушке...Проснувшись, он видел бабушку, таскающую золу, нехотя поднимался, брался за маленькое ведерко, выносил золу на улицу, а там! А на улице утро, проглядывало солнышко, бодрил морозец и приходила смена. Все! Работа закончена, и Пашка с бабушкой, неторопливо, по тропинке в снегу, уходили домой....


Рецензии