Собачья преданность
Когда-то я регулярно, до и после работы, водил свою собаку гулять в рощу, расположенную в центре нашего микрорайона и потому был в друзьях практически со всеми её обитателями людского звания, как и я гуляющими с животными самых разных пород, мастей и цветов! (Впрочем, то же самое можно было бы сказать и об их хозяевах,)
Так, как микрорайон был новым и до его благоустройства руки у властей пока не доходили, других посетителей рощи кроме нас, собачников практически не было, если конечно не считать не совсем потерянных выпивох, которые ЕЩЁ стеснялись пить на глазах остального народа на обочинах улиц и искали уединения. Для наших же питомцев в этом захламленном уголке, считай дикой природы, было раздолье!
Здесь владельцы собак, как и их питомцы легко знакомились, заводили дружбу (иногда на годы) и жили, пусть и короткое время, но бесспорно особенной спокойной жизнью без производственных, семейных и других проблем. Может быть, у некоторых только этим и объяснялась любовь к животным, как знать?
Сколько воспоминаний связано у меня с этой рощей, сколько удивительных историй услышал я о братьях наших меньших, сколько друзей приобрёл тут, с которыми общаемся по сей день. Правда, очень и очень редко. У меня есть знакомые по роще, которые, благодаря своим питомцам, здесь же познакомились, потом влюбились, поженились и живут счастливо. Мне кажется люди, которых объединила любовь к животным, не способны обидеть друг друга!...
Теперь времена не те.
Теперь меня одолевают другие заботы, а обязанность по уходу за животными лежит на детях и, надо отдать им должное, исполняют они эту обязанность с большой охотой. ( Гены!!! ) Роща теперь сияет чистотой, собак выгуливают только на поводке и даже есть предписание при этом «иметь при себе целлофановый пакет и лопатку» на манер прогнившего запада, что, кстати, некоторые наши уже и делают!
Однако времена не те!
Собаки между собой часто грызутся, а владельцы редко знакомятся. Разные социальные статусы не позволяют. У некоторых с собаками гуляет только прислуга и про хозяев никто ничего не знает. Эти особенно агрессивные…
Но вернёмся в начало нашего рассказа. Я помню, что со временем выгул собаки стал потребностью не только для животного, но и для меня, так как я познакомился с человеком близким мне по духу. Мы быстро сошлись поскольку у нас было много общего: похожая работа, похожие интересы, похожие увлечения. Михаил Юрьевич – так его звали - работал в центральной библиотеке и имел учёную степень, а я был журналистом районной газеты. Мы, не сговариваясь, встречались в одно и то же время, много дискутировали о литературе и политике, (иногда много дольше, чем требовалось для собак,) и иногда даже, как все нормальные люди, слаживались (копейка в копейку поровну) и выпивали бутылку хорошего вина. Дома у обоих застолье со спиртным без причины не практиковалось, и мы не нарушали наших семейных правил.
В один из вечеров не очень поздно случилась непредвиденное. Мы, как всегда, встретились в роще, отпустили своих собак на волю (они тоже давно сдружились) и гуляли по роще сами по себе, беседуя о высоких материях и вдыхая ароматы осеннего леса. Михаил Юрьевич был ярым почитателем советского строя, не уставал доказывать преимущество социализма перед «неизвестно чем» и поддерживал ГКЧП. Это было время начала распада СССР. Я же, хоть уже и вкусил немного от преимуществ «свободного творчества», ещё не имел твёрдого мнения на этот счёт и возражал слабо, что придавало жару в его стремлении наставить, заблудившегося в сложной политической обстановке младшего товарища на путь истинный. Он был старше меня на пять лет…
Дискутируя мы не заметили как отклонились от обычного маршрута и зашли не на «свою» территорию… Вдруг с той стороны, куда убежали собаки, раздался истошный человеческий вопль. За кустами не было видно что там произошло и виноваты ли наши собаки, но мы не сговариваясь ринулись сквозь кусты на шум. Через минуту нам воочию предстала картина поистине из чеховского «Хамелеона»: На поваленном дереве сидели два полупьяных мужика, рядом недопитая бутылка вина и нехитрая закусь. Рука одного была исцарапана зубами собаки и из неё текла кровь…
Наши псы, не подозревая, что совершили противоправные действия по отношению к людям, крутились тут же рядом. Они скорее были уверены в обратном и ждали поощрения от хозяев.
Вскоре нарисовалась довольно банальная история. Эти двое были рабочими, расположенной неподалёку, бумажной фабрики. Возвращаясь с работы, они взяли бутылку и зашли в рощу «отдохнуть и расслабиться». Такой ритуал друзья совершали практически ежедневно, место у них было застолблённым и знающие люди его не занимали. Видимо запах колбасы привлёк собак и из любопытства терьер Михаила Юрьевича подошёл слишком близко. Один из выпивох, естественно из благородных целей, попытался с рук покормить голодную собаку, а та, неправильно поняв намерение чужого человека, тяпнула его за руку! (То есть - произошло «укушение», как написали бы в протоколе, если бы до этого дошло!) Укусила не сильно, так, поцарапала, но человек непроизвольно заорал, что называется благим матом. Едва мы появились, мужик перестал ругаться:
- Ваши собаки?... Ну ребята, вы попали… Это же уголовное дело, - он поднял окровавленную руку и потряс ею в воздухе, - Без поводка с бойцовскими собаками,… Я этого так не оставлю! Вот эта сволочь меня укусила, - указал он здоровой рукой на фокс–терьера Михаила Юрьевича.
Надо сказать, что маленькая усатая собачонка Михаила Юрьевича мало походила на кровожадного «бойца», но тот стушевался:
- Извините, товарищи, но она раньше никогда никого не кусала… Как она могла… Я даже не представляю…
Если честно – то я с самого начала не верил, что мужчины и вправду хотели поделиться своей, и без того скудной, закусью с собаками. Скорее всего, собаку хотели ударить или просто замахнулись на неё – она этого ужасно не любила! Но это было лишь предположение и в любом случае всё ровно виноваты были мы – хозяева.
- Может надо скорую вызвать,- сказал я озабоченно, Покажите-ка, рану…
- Нет, скорую не надо, - замахал больной рукой пострадавший.
- Милицию надо,- взорвался второй мужчина, который не пострадал. – Пусть отстреляют этих собак… Может они бешеные…
Пострадавший с укоризной посмотрел на товарища, тот утих.
- Ну зачем вы так ребята, в самом деле, - сказал Михаил Юрьевич, - Собака есть собака, она часто не понимает намерений человека, она решила что вы хотите её ударить вот и всё. Тут никто не виноват…
Это чистая случайность…
- Ладно, мужики, - уже более спокойно сказал находчивый товарищ пострадавшего, - Давайте договоримся. Я думаю вам надо компенсировать как-то моральный ущерб. Словом с вас бутылка и расходимся…
- Да я не против..,- замялся Михаил Юрьевич, - Но вы же видите мы в спортивных костюмах
- Да это никакая ни проблема, - моргнул я коллеге, - Сходи домой, тут же рядом. Заодно и бинт прихвати – надо же человеку руку перевязать! А я пока посижу с товарищами…
Когда Михаил Юрьевич ушёл, уводя на поводке свою выгулявшуюся и провинившуюся собаку, наши новые знакомые повеселели и перешли на нормальный тон, а когда мы разговорились, и выяснилось, что они почти наши соседи перешли и вовсе на дружеский и согласились, что в жизни всякое бывает…
Однако через несколько минут они, перекинувшись парой слов, забеспокоились и на мой немой вопрос пояснили:
- Сюда могут заглянуть начальник цеха с мастером. Они родственники и иногда тоже заходят в рощу с бутылкой.
- Так что с того? - не понял я,- Вы же после работы, да и они тоже придут пить - зачем же вам их бояться? В роще, после работы хоть с бутылкой, хоть без - вы ровны.
- По конституции –да, в цеху – не очень! Они, увидев нас, не станут пить, а за то, что мы им нечаянно помешали отыграются на другом. Начальство не любит, когда им мешают даже непроизвольно. Такое уже было…
- Да что он может вам сделать?... На работе ж, я думаю, вы не употребляете?
- О чем вы говорите… Это был бы наш последний день на фабрике. Людей безжалостно сокращают, а у начальства тоже есть безработные родственники… Кризис!
Я подивился, насколько тонкий психолог всегда был наш рабочий человек по отношению к начальству, хотя в глазах начальства он всегда был затурканным пьяницей!
…Сейчас, когда я пишу эти воспоминания, на дворе 2015 год и… тоже кризис! И в прошлом году он был этот долбаный кризис, и в позапрошлом и раньше… и всегда с девяностого года, с перестройки! И похоже уже никогда не кончится! Только вот кому нужны эти кризисы?.. Это же не стихийное бедствие, они созданы людьми!... Намеренно!!! А ведь за всю историю человечества Ленин далеко не первый, кто пытался построить для людей коммунизм. И несомненно не последний. История повторяется! И резня семнадцатого года повториться! Правильно подметил один умный человек: «Беда не в том, что нельзя накормить всех бедных, а в том, что богатые не могут нажраться!..»
Мои новые друзья допили своё вино, предложив естественно поделиться со мной, но я отказался под благовидным предлогом «за рулём», а то бы конечно… Пострадавший забыл про свою рану и подступив ко мне поближе завёл речь о собаках:
- Вы знаете, я тоже очень уважаю собак… после одного случая с моим родственником… У меня нет своей, но я заведу… Я сказал жене…
- А что за случай? – перебил я.
- У моего родственника была собака и когда он умер она тоже издохла у него на могиле.
- Во… Если можно об этом поподробней.
- А разве вы не слышали? Весь район гудел…
- Нет не слышал.
- Так это вообще исключительный случай.. У моего родственника в деревне незадолго до смерти отрезали ногу и он вскоре умер! У него была собачка, такая небольшая шавка, но злющая – презлющая… Так вот после похорон она с кладбища не пришла, а откусила себе ногу, что б значит, как у хозяина, и умерла на могиле, представляешь, мужик?..
Я решил, что начался пьяный бред и попробовал переменить тему, но тот всё понял и обернулся к товарищу:
- Ну посмотри и этот не верит… Ну никто не верит! Скажи ему, Серёга, ты же знаешь эту историю, - он опять повернулся ко мне, - Вот Серега подтвердит…
- Да, откусила ногу и издохла на могиле, - икая подтвердил Серёга, - он не врёт, это точно.
- Да я сам эту псину с кладбища вытаскивал, - разошёлся рассказчик,- Вот если будешь когда в N. знаешь такую деревню, это полсотни км от города, так вот сам можешь зайти и спросить у сестры Её фамилия Воронова Катя, легко запомнить... Скажешь от Володьки. Она тебе расскажет, если интересуешься…
Пришёл Михаил Юрьевич. Я перевязал руку пострадавшему, и мы ушли. Придя домой, я по свежей памяти сделал пометку в записной книжке. Было в этой истории что-то интригующее! Ну в самом деле - не мог же Володька просто так, вдруг выдумать такое… Конечно собака не могла отгрызть себе лапу- тут конечно явное враньё, но что-то неординарное верно было. Уж больно уверено врал рассказчик!
Я по долгу службы бывал в N. В следующий раз, решил я, если случится командировка в те края, хотя бы и куда-нибудь по соседству, надо будет обязательно заехать и поспрашивать людей.
Месяца через два командировка случилась, и как раз в N. Покончив с заданием редакции, я разыскал подворье Вороновых. Расспрашивать у случайных людей не стал – если что-то и было, то лучше услышать это из первоисточника – оно будет достоверней.
На пороге добротного кирпичного дома меня встретили две женщины – мать и дочь. Я представился, попросил уделить мне несколько минут, меня пригласили в дом. В доме меня радостно встретил ещё один обитатель – толстомордый симпатичный щенок неизвестной породы!
- Ну, молодой человек, что же вас привело к нам, -сказала старшая, - Не иначе про собаку хотите узнать правду… Володька наверное нарассказал чудес по пьянке…
Мать и дочь при этом переглянулись и заулыбались. Я смутился.
- Вообще то да… Но извините если зря побеспокоил… Видимо не я первый попался на удочку вашего Володьки.
- Ну, почему же зря, - вмешалась дочь, - Случай с нашей собакой очень даже интересный! Просто дядя мог сильно приукрасить…
- Ну, тогда если вас не затруднит и есть время – расскажите.
Мать и дочь, перебивая друг друга, поведали мне грустную историю:
- Раньше у нас не было собаки, были только коты, - начала пожилая женщина,- Покойный хозяин не любил собак! Но вот дочка и внуки настояли и несколько лет тому назад решили таки завести собаку… Ну, что б значит, как у людей… Найти подходящую пообещал зять…
- Бывший зять, - кокетливо перебила молодая женщина.
- Ну да, бывший зять, поскольку он работал в городе, ездил на машине и ему было проще… Мы не собирались приобретать дорогую породистую собаку, нет, просто красивую небольшую дворняжку, что бы тявкала во дворе. Зять обещание вскоре выполнил, но привёз какое-то чудо, а не собаку… Щенок неизвестной породы был гладкошерстным и, что хуже всего, оказалось, его нельзя держать во дворе. Вне стен дома оно мёрзло и всё время дрожало даже при сравнительно нормальной погоде… Ну, что уж было делать, пришлось взять в дом. Но и это ещё полбеды – у собаки, когда она подросла, оказался очень скверный характер… Она была неуправляемой, никого не слушалась, а вот укусить могла любого если что не по ней… даже своего… Не собака а чистое мучение, но как- то свыклись и до поры до времени терпели…
- А уж если гости случались, - вставила дочь, - Вообще хоть убегай. Что б никого не укусила, приходилось запирать её в дальней комнате, но она лаяла там непрерывно, до хрипоты, иногда несколько часов к ряду, пока в доме находились чужие, и унять её не было никакой возможности…
- Да это правда. И мало того, если нас женщин и детей она хоть немного уважала, как никак мы её кормили, то представьте себе, с некоторых пор она раз и навсегда «записала» в разряд «чужой» и самого хозяина!... Ну просто терпеть его не могла – лаяла без всякого повода, как только увидит. В общем в доме из-за собаки атмосфера была напряжённая… Все сходились во мнении, что собака с отклонениями, словом конченая дура, толку с неё не будет и надо что-то делать, вот только - что никто не знал.
- Ну и как же она перевоспиталась,- не выдержал я?
- Именно перевоспиталась и причём в одночасье, - загорелась молодая женщина,
- Однажды папа занимался ремонтом в доме и у него чего-то не получалось. Он чертыхался и на повышенных тонах ругал гвоздь, который не хотел забиваться и гнулся. Для собаки же повышение голоса «чужого» воспринималось как сигнал для атаки. Она с яростным лаем бросилась на обидчика, норовя укусить за ногу. Скорее всего собака думала, что папа ругает нас и пыталась таким образом нас защитить, но у папы лопнуло терпенье и он с не меньшей яростью запустил в неё плоскогубцами, которые на тот момент держал в руках! Он к счастью не попал, но собака видимо сделала соответствующие выводы. По крайней мере испугалась не на шутку так, как тот час зашилась под диван и не издавала ни звука. Мы пытались выманить её оттуда – безрезультатно, а вскоре произошло нечто невероятное, чего уж точно никто не ожидал: Через полчаса, когда мы все сидели на кухне, собака вылезла из своего убежища, поджав хвост подошла к папе, и… лизнула ему руку! С этого дня у них началась дружба! Да не просто дружба… Ситуация незаметно переросла из одной крайности - в другую! Животное как будто подменили; она перестала проявлять агрессию к окружающим, стала более спокойной и послушной, но авторитетом в доме был для неё только один человек – папа! С ним она была очень даже ласковой и постоянно виновато заглядывала в глаза, как будто просила прощения за прежнее поведение! Естественно, что вскоре она добилась взаимности, и папа вдруг воспылал любовью к животным, чего раньше за ним не наблюдалось. Если раньше папа кричал: «Уберите эту собаку, а то я её убью», то потом он готов был «убить» нас, если по его мнению мы её каким-то образом обижали… Ко всем остальным членам семьи собака теперь относиться хоть и не агрессивно но как-то равнодушно.
- Правда, любила она и ещё одного человека, того, кто привёз её сюда маленькой – зятя!
- Мама!,- сверкнула глазами симпатичная, абсолютно свободная от супружеских обязательств, дочка.
- Ну да, бывшего зятя. Когда он приезжал проведать детей – как она прыгала, как радовалась!.. Надо же, помнила…
- С тех пор, как они подружились, спала она только в комнате папы и только на его кровати в ногах под одеялом, высунув наружу нос! Она вообще не могла спать, не прикрывшись чем–нибудь! Кстати накрываться она научилась сама, ловко орудуя носом. В минуты особого расположения папа позволял ей ложиться голова к голове, на подушку и тогда она, в знак благодарности, раз пороз пыталась лизнуть его в нос! Днём же она ходила за ним, как хвостик, с утра до вечера, из комнаты в комнату, след в след! Если он заходил в туалет, она сидела под дверью! Иногда папа оборачивался и ругал её незлобно, тогда она отводила глаза в сторону и делала вид, что рассматривает что-то на стенке, но потом неотступно следовала за ним дальше. Постирать одежду папы в его отсутствие было немыслимо, Собака не давала прикоснуться ни к чему из его вещей и защищала с такой решимостью, что никакого сомнения не оставалось – укусит любого!
Удивительно, но она понимала человеческую речь в буквальном смысле, если говорил папа. Достаточно было одного слова, что бы она умолкала, даже если в доме были чужие. На наши же увещевания и запреты она вообще никак не реагировала.
- Вот так и жили несколько лет… Лет пять наверное…, - продолжала уже пожилая женщина, - Привыкли и ничего… Ну, а потом хозяин заболел, часто лежал в больнице. Когда его не было, собачонка почти не выходила из комнаты – лежала на кровати и тихонько скулила – скучала значит! Потом у хозяина случилась закупорка вен, гангрена и ему отняли ногу. После этого он не долго прожил. Выписали из больницы вроде, как всё нормально, а чрез несколько дней он внезапно и помер. Сгорел, как свечка! Последние дни собака от него не отходила и всё лизала ему руки… Чувствовала наверно, животина… Хоронили мы его в соседней деревне, от нас с десяток километров будет. Это уже не наш район. Так захотел покойный, он родом оттуда, там его родители похоронены… Когда отъезжали от дома, кто-то из родни, зная историю дружбы хозяина с собакой, взяли её к себе в машину, но назад привезти не смогли. Просто не нашли её, спряталась должно быть. Решили, что прибежит сама и уехали. Однако, ни в тот день, ни на следующий собака с кладбища не вернулась, осталась там жить!.. при хозяине…
- Однако по всему- умирать на папиной могиле она не планировала! На кладбище она жила только ночью, днём же убегала в деревню искать еду. Наверно она думала, что папа ушёл на время куда-то вниз и скоро придёт. Она не могла вернуться домой без друга!
- Говорят, по ночам она жутко выла. Кладбище находилось впритык к крайним хатам села и её вой пугал не только детей… Мужики сговорились её убить. Однажды днём, когда она рылась в помойке на задворках ближайших домов, в неё выстрелили из ружья, но неудачно – дробью ей отсекли ногу и она убежала. Но видимо дробь попала не только в ногу…
- Что удивительно, даже раненая собака не попыталась вернуться домой, а приползла к могиле хозяина!
- Вот как раз на сорок дней Володька приезжал к нам на своей машине и возил нас на кладбище. Он же и вытаскивал собаку за ограду. Она не доползла до могилы несколько метров… Жизни видимо не хватило… Так что если вам говорили что собака сама себе отгрызла лапу – это неправда. Просто так получилось, что её нашли мёртвой и без ноги возле могилы безногого хозяина!
…Не верить этим двум женщинам было нельзя.
Примеры собачьей преданности людям иногда просто поразительны…
Примеры эти редкие, или не всегда известны. У людей тоже бывает нечто подобное, но мне кажется на много реже, чем у животных, а может и вообще не бывает! Это писатели подглядели у собак и насочиняли про людей «Соборов парижских богоматерей», «Красное и чёрное», «Тихих Донов» и прочих фантастик…
Ноябрь 2015г.
Свидетельство о публикации №215121900741