Школьные учебники и их проблемы
Одной из проблем является узкая предметная направленность учебника.
Содержание и структура учебников задаются логической связью научного знания в соответствующей предметной области. Содержательное пространство учебника ограничивается заданными образцами знания с четкими описаниями фактов, определениями понятий, формулировками выводов в рамках данной области.
В учебнике задан ракурс рассмотрения поставленной учебной проблемы. Учебные знания рассматриваются как проекция научного знания, с учетом возможностей его усвоения школьниками разного возраста.
Преобладание репродуктивно-объяснительного типа изложения учебного материала.
В результате складываются критерии оценки результатов обучения, ориентирующие учителя и ученика на воспроизведение сведений, изложенных в учебнике его автором/авторами.
При этом проблемно-рассуждающий тип изложения отвергается по целому ряду «объективных обстоятельств». Одним из них является «дефицит места»: не хватает места и на вопросы, и на ответы, поэтому остаются только ответы.
С точки зрения психологии обучения вопросы полезнее ответов: мотивированная постановка вопроса несет больше информации, чем оставшийся неосмысленным ответ на не поставленный вопрос.
Влияние также оказывают существенные различия между научным и педагогическим мышлением.
Ученые применяют более строгие и универсальные формы выражения информации. Укрупнение и обобщение информационных блоков – важнейшая черта научного стиля мышления.
Требование лаконичности и краткости изложения учебного материала базируется на представлении о том, что «чем короче учебник, тем он проще и, следовательно, лучше».
В действительности при сокращении (свертывании) объема учебного текста его сложность повышается, соответственно возрастают трудности его понимания учащимися.
Стиль школьного учебника должен быть выдержан в жанре учебно-научной литературы. Учебник является книгой, в которой представлено последовательное и точно изложенное содержание учебного предмета.
Проведение жесткой границы между учебно-научной и научно-популярной литературой приводит к тому, что школьный учебник превращается в скучную, неинтересную для ученика книгу.
В учебнике фиксируется обязательное для всех учащихся учебное содержание, темп усвоения которого, его количество и уровень сложности относительно разных учащихся регулируются учителем.
Именно учитель определяет, когда и как будет использован учебник. Учащимся отводится обязанность в соответствии с полученными указаниями отработать нужный раздел учебника, например, решить определенное количество задач, прочитать дома два параграфа и пересказать их на уроке.
Ученик не способен превратиться в активного читателя, чтобы извлечь из текста все основные заложенные в него содержательные идеи. Он заведомо поставлен в позицию исполнителя.
Текст учебника по своей форме выступает в качестве письменной монологической речи автора (авторов). Учебный диалог обеспечивает учитель в ходе ведения урока.
С одной стороны, монолог — это наиболее рациональная и удобная форма последовательного изложения определенного содержания.
С другой стороны, диалогичность является сущностной чертой человеческого мышления. Следовательно, элементы диалога должны быть представлены в учебных текстах. Для этого нужно изменить саму конструкцию учебной книги.
Учебники не предназначены для организации индивидуальной работы: эта функция делегирована учителю. При этом доминирует предположение о том, что учитель может выполнять все функции обучения, в том числе функцию его индивидуализации.
Более того, в тех случаях, когда нужен учет индивидуальных различий учащихся, учитель должен заменить учебник.
В этом случае учителю самому приходится составлять индивидуальные задания, рабочие инструкции и прочий дидактический материал для индивидуализированной работы с учащимися.
В учебнике в минимальной степени представлены средства контроля и самоконтроля. Предполагается, что внешний контроль будет осуществлять учитель, а самоконтроль – сам ученик. Но ученик, не прибегая к помощи учителя, а, обращаясь только к учебникам, не может оценить себя. Его продвижение не может быть зафиксировано. К сожалению, учебник не ориентирует учащихся на самообразование.
Свидетельство о публикации №215121900946