Школьные учебники и их проблемы

Проблемы школьных учебников

Одной из проблем является узкая предметная направленность учебника.
Содержание  и структура учебников задаются логической связью  научного знания в соответствующей предметной области. Содержательное  пространство учебника ограничивается заданными образцами  знания с четкими описаниями фактов, определениями понятий, формулировками выводов в рамках данной  области.
               
В  учебнике  задан ракурс рассмотрения поставленной учебной проблемы. Учебные  знания рассматриваются как проекция научного знания, с учетом возможностей его усвоения школьниками разного возраста.
               
Преобладание репродуктивно-объяснительного типа изложения учебного материала.
В результате складываются критерии оценки результатов обучения, ориентирующие учителя и ученика на воспроизведение сведений, изложенных в учебнике его автором/авторами.
             
При этом проблемно-рассуждающий тип изложения отвергается по целому ряду «объективных обстоятельств». Одним из них является «дефицит места»: не хватает места и на вопросы, и на ответы, поэтому остаются только ответы.
          
С  точки зрения психологии  обучения  вопросы полезнее ответов: мотивированная постановка вопроса несет больше информации, чем оставшийся неосмысленным ответ на не поставленный вопрос.
            
Влияние также  оказывают  существенные различия между научным и педагогическим мышлением.
Ученые  применяют   более строгие и универсальные формы выражения информации. Укрупнение  и обобщение информационных блоков – важнейшая черта научного стиля мышления.
            
Требование лаконичности и краткости изложения учебного материала базируется на представлении о том, что «чем короче учебник, тем он проще и, следовательно, лучше».
            
В  действительности при сокращении (свертывании) объема учебного текста его сложность повышается, соответственно возрастают трудности его понимания учащимися.
               
Стиль школьного учебника должен быть выдержан в жанре учебно-научной литературы.  Учебник  является книгой, в которой представлено последовательное и  точно изложенное содержание учебного предмета.
Проведение  жесткой границы между учебно-научной и научно-популярной литературой приводит к тому, что школьный учебник превращается в скучную, неинтересную для ученика книгу.
            
В учебнике фиксируется обязательное для всех учащихся учебное содержание, темп усвоения которого, его количество и уровень сложности относительно разных учащихся регулируются учителем.
         
Именно  учитель определяет, когда и как будет использован учебник. Учащимся  отводится обязанность в  соответствии с полученными указаниями отработать нужный раздел учебника, например, решить определенное количество задач, прочитать дома два параграфа и пересказать их на уроке.
               
Ученик не способен превратиться в активного читателя, чтобы  извлечь из текста все основные заложенные в него содержательные идеи. Он  заведомо поставлен в позицию исполнителя.
               
Текст учебника по своей форме выступает в качестве письменной монологической речи автора (авторов).   Учебный  диалог  обеспечивает учитель в ходе ведения урока.
С  одной стороны, монолог — это наиболее рациональная и удобная форма последовательного изложения определенного содержания.
             
С другой стороны, диалогичность является сущностной чертой человеческого мышления.  Следовательно, элементы диалога должны быть представлены в учебных текстах.  Для  этого нужно изменить саму конструкцию учебной книги.
         
Учебники не предназначены для организации индивидуальной работы:  эта функция делегирована учителю. При этом  доминирует предположение о том, что учитель может выполнять все функции обучения, в том числе функцию его индивидуализации.
               
Более того, в тех случаях, когда нужен учет индивидуальных различий учащихся, учитель должен заменить учебник.
В  этом случае учителю самому приходится составлять индивидуальные задания, рабочие инструкции и прочий дидактический материал для индивидуализированной работы с учащимися.
            
В учебнике в минимальной степени представлены средства контроля и самоконтроля.  Предполагается, что внешний контроль будет осуществлять учитель, а самоконтроль –  сам ученик. Но ученик, не прибегая к помощи учителя, а,  обращаясь только к учебникам,  не может оценить себя. Его продвижение не может быть зафиксировано. К сожалению, учебник не ориентирует учащихся на самообразование.


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.