Легенда о рыбке-султанке

     Случилось это в те далёкие времена, когда наше любимое южное море было холодным и неприступным, когда из-за сильных штормов вода в нём становилась грязно-чёрного цвета. К тому же черкесы оказывали  такое ожесточённое cопротивление турецким завоевателям, что турки прозвали море «Караден-гиз» – Чёрное, негостеприимное.
     Жила в то время в море чудесная маленькая рыбка. Море  было для неё домом родным – весело плескалась она в его просторах, любовалась  красотами подводного царства рыб и животных морских. И была у неё удивительная особенность – рыбка умела дышать над водой. Обнаружилось эта странное умение случайно – когда увлечённая переливами жёлто-розового света, исходящего от поверхности воды, она забыла все родительские  наставления и устремилась к нему. О, каким прекрасным оказался мир над водой! Она увидела раскинувшееся над морем голубое чистое бездонное небо и льющийся с него золотой свет. С тех пор рыбка дважды в день подплывала к поверхности и  наблюдала рассветы и закаты таинственно-прекрасного солнца, иногда выныривала из воды и взмывала на мгновение вверх. Оттого её бока покрылись лёгким золотистым загаром с продольной красной полоской, а хвост приобрёл оранжевато-жёлтый оттенок. 
     «Посмотрите, какая я стала красненькая, какой у меня яркий хвостик», – говорила она своим донным подружкам. И так при этом размахивала своими жёлтыми плавничками, жестикулировала длинными усиками, что изо рта у неё вырывались маленькие кругленькие пузырики и издавались короткие звуки: «ба-ра»,  «буль-буль». «И как же ты не боишься?» – спрашивали её другие рыбы. «Что вы? Это совсем нестрашно, это – восхитительно!» – отвечала рыбка.
     Лишь однажды она вернулась в мрачном настроении и ничего не стала рассказывать. Она и раньше видела людей, плывущих на огромных кораблях. Эти странные существа, не имеющие хвостов, казались ей добрыми и красивыми. Но в тот день лица стоящих на палубе подплывшего к берегу корабля были серыми и враждебными. Люди о чём-то говорили на своём человечьем языке и показывали в сторону крепостных стен.
Рыбка не понимала, что происходит, но чувствовала, что грядёт что-то непоправимое, что прекрасному городу, живописно раскинувшемуся вдоль берега, угрожает опасность. «Этого нельзя допустить», – подумала она и помчалась к своей стае. «Скорее, скорее, плывите за мной, не бойтесь, взмахните плавниками, подпрыгните, взлетим над водой, и тогда они там, на корабле, увидят нас и поймут, как прекрасен мир, что нужно наслаждаться им, а не уничтожать его. Мы скажем им об этом!»
  ...Рыбка увидела подошедшие к величественному городу Константинополю войска турецкого султана Магомета II, который собирался захватить поселение.  Султан послал гонца к царю Константинополя с предложением сдать город без боя. Царь  в это время сидел у дворца и смотрел на морскую гладь. Выслушав посланника, он сказал: «Передай султану, что я выполню его условия только тогда, когда рыба выпрыгнет из воды!»
     И вдруг мгновенно побледнел: он увидел, как из воды взметнулась вверх огромная стая мелких рыб, слившихся в единое серебристое крыло. «На такое чудо способны только боги!  Если на то их воля, да будет так!» – подумал царь. И отдал турецкому султану великий город Константинополь мирным путём.
     Сети турецкого судна выловили часть рыбы из того косяка, и когда одна из рыбёшек золотисто-жёлтого цвета произнесла вместе с пузыриками воздуха  «ба-ра» и «буль-буль», об этом тут же донесли султану. Магомет II велел отпустить весь улов, а рыбку назвать  «султанкой». В народе за ней закрепилось ласковое название «барабулька».


 

   


Рецензии