Как дед черта проверял

   Сосед заявил, что так жить, как он живет нельзя, легче повеситься. Все понимали, что безногому мужику в деревне жить несладко: дел много, а на одной ноге далеко не уйдешь и много не наработаешь. Протез у него был, но он так натирал  культю, что дядя Коля носил его только в крайнем случае.  Вот, в отчаяньи  он и произнес те страшные слова.
  Шурин папа, когда услышал это, строго посмотрел на друга, неодобрительно покачал головой. Он сел напротив дяди Коли и заговорил.
 " Никогда, слышишь, никогда больше не произноси таких слов, Николай. Не дай чертям потешиться еще и ты."
 "Ты о чем, Сергей? Чертей мы в 45 прибили окончательно."
 "Прибили, но не всех. Вот послушай, что я тебе расскажу. Сам все поймешь"
  Шурка и Пашка, друзья закадычные, тут  как тут, присели рядом на лавку и приготовились слушать.  Папа сначала хотел прогнать мелюзгу. чтоб не испугать, а потом оставил. Он решил, что и им полезно узнать кое-то о нечисти.
  С его слов я и передаю рассказ.
 Дед отца был мужик отчаянный. Он и лошадей объезжал, и в колодцы лазил вытягивать упавших людей ли , скотину ли,  в драках тоже сбоку не стоял, не верил ни в Бога. ни в черта. В деревне его уважали и за мастерство кузнеца, и за эту решительность и смелость.
Собрались как-то мужики и между разговорами дошли до темы самоубийств.
  "Ежели задумал повеситься либо утопиться, то обязательно это сделаешь,-проговорил Алеха, маленький тщедушный мужичонка, который боялся всего на свете, но, тем не менее, провоевавший всю первую мировую войну. Он говорил, что на миру не страшно было и помереть. Он выжил,  был ранен, контужен, но выжил,-  черт, уж, свою жертву не упустит."
 Мужики подхватили тему, и полились рассказы, кто и как в округе покончил с жизнью. Дед слушал-слушал и, вдруг,усмехался и заявил:
 " Чего разговоры разговаривать, проверить надо. Все будет ясно."
  "Как проверить, Василий? Это разве можно проверить, мертвые не разговаривают." Соседка, сидящая у бабушки на беседках, вступила в разговор. Ее поддержала бабушка, но деда не переспоришь.
  "Не надо мертвых, я думаю сделать надо так: я накину петлю на шею , а вы следите. Ежели я задыхаться начну, режьте веревку, держите меня. Да, не дайте мне и вправду повеситься, а то всех с собой заберу"- Дед засмеялся, видя оторопевших мужиков.
 Откладывать дела он не любил. Из сарая принес вожжи, проверил их на прочность  и перекинул через стропила на сарае. Сделал петлю. Она получилась высоковато, и дед принес табуретку.
 "Ну, значит, проверяем. Начну задыхаться режьте вожжи,- он дал  Алехе, дрожащему от страха остро наточенный нож и подсадил его к дверце сарая на сеновале.  Ремень вожжей проходил   рядом с сидящим мужиком. Он даже примерился, как будет резать, но дед успокоил его, что это не понадобится.- Мне ведь вожжи жаль резать. Ничего не понадобится. Я вешаться не собираюсь. Примерюсь и проверю, возьмут черти или нет." Он снова засмеялся. Дед залез на табуретку, накинул петлю на шею и ...
 Дальнейшие события  я опишу  так, как их видели участники "эксперимента"
  Мужики  и бабы услышали истошный крик:" Спасите, помогите!",-идущий со стороны огородов.  Оглянувшись, каждый увидел, что полыхает дедова баня. Бани у нас всегда ставили далеко от домов, чтобы те  не сгорели в случае пожара. Мужики и бабы побежали тушить баню, на ходу хватая ведра с водой. Багор и песок были у бани. Туда же рванул и  Алеха, позабыв про деда. Соседка, всегда мывшаяся в бане деда и перепуганная, что баня сгорит, не успевала за мужиками. Она остановилась дух перевести и со словами "Господи, спаси и сохрани баню"- перекрестилась. К ее удивлению, она увидела стоящую баню без всяких признаков пожара. Только что полыхавшая баня была целехонька. Это же увидели и мужики, и бабушка. Все в недоумении встали и начали обсуждать случившееся.
   Вдруг Алеха повернулся к дому и, отчаянно вопя, понесся назад . Перед развернувшимися мужиками предстала картина: Дед отчаянно бьется в петле. Табуретка упала и он висит в петле, стараясь руками ослабить ее давление на шею. Добежавший Алеха не может дотянуться до вожжей, что бы перерезать их. Мужики рванули к дому. Они успели. Подхватив деда под коленки приподняли, перерезали с табуретки вожжи и положили деда на землю. Когда он пришел в себя, когда все успокоились, рассказали кто что видел и пережил, начали мужики деда расспрашивать, что случилось, как он  с табуретки упал. Бедолага  поведал им, что он не слышал крика, он увидел, что все мужики почему-то рванули к бане. Он стоял на табуретке. Вдруг перед ним появился незнакомый здоровенный мужик. Он был так высок, что его огненно-рыжая голова, с такой же рыжей бородой оказалась намного выше головы деда, стоящего на табуретке и  без того бывшего ростом почти в два метра.  В руках рыжий держал горящий льняной сноп. Им и начал он тыкать в лицо деда.  Дед, естественно, стал от снопа отодвигаться, не хотел ожоги получить,  и отодвинулся на край  табуретки, а потом и сорвался с нее. Он ухватился за петлю, но ремень резал руки и не успей мужики, он бы задохнулся. Мужик же куда-то пропал, как только дед сорвался с табуретки. Рыжих мужиков с бородой в округе никогда не видывали. Откуда он взялся и куда пропал- вот загадка.
 Долго обсуждала  деревня этот случай, ничего люди не поняли, кроме того, что с нечистым шутить нельзя и думать о самоубийстве действительно не надо.
 Дед ходил к священнику, исповедовался и причастился, чтобы душу спасти от бесовских посягательств.
 Больше дядя Коля на жизнь не роптал, а Шурка с Пашкой, пораженные рассказом, тоже сделали соответствующие выводы.


Рецензии
В 2010 году мы меняли трубы в подвале многоквартирного дома. Подвал был тёмный и грязный, как вдруг в одно из окошек залез мужик и пошёл в конец дома, чавкая ногами в грязи. Нам было не понятно так, как в торцах здания были нормальные входы,а человек смело шёл к сухому месту, где у нас лежали сумки с инструментом и за сваями было плохо видно, что он делает, размахивая руками. Мы бросили работу и пошли к нему в
болотных сапогах, медленно шагая, чтобы не делать брызги. Я подошёл первый и увидел, что он уже висит с петлёй на шее, поджав ноги. Быстро схватил его под руки, а напарник стал рытья в ящике с инструментом , разыскивая нож. Кое-как перерезали тупым ножом белую капроновую верёвку и я отпустил свою ношу, которая не упала, а встала на колени. Тут до меня дошло, что мы спасли не его, а себя от расследования и кто знает, как бы это дело обернулось против нас. Врезав хорошего пинка под зад, у мужика включился закон самосохранения, и он дал дёру от нас. Я вышел следом за ним и проследил, чтобы он не залез в наш подвал с другой стороны. Никого из потустороннего мира я не заметил, но на душе было приятно.

Владимир Фомин 4   19.03.2016 05:16     Заявить о нарушении
Владимир, кроме деда того мужика рыжего тоже никто не заметил. Я понимаю Ваш скепсис, но я написала так, как рассказал папе дед. А вот об ответственности перед законом дед. видимо, не думал, как и мужики. Впрочем, он был уверен, что его веревку обрежут.

Александра Румянцева3   19.03.2016 12:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.