Тигрица. Повесть-эссе

        О ней,о великой любви матери к своим детям я расскажу вам быль.
Это необычайное происшествие потрясло таежников и сельчан Приморского края.И не было равнодушных среди жителей Светлогорья к судьбе матери-тигрицы.Многие стали свидетелями величия материнской любви к своим детенышам.зима Приморского края это тайна скрытых миров.Многоснежье закрывает животных от морозов,от охотничьего ружья человека и от других опасностей в лютую стужу.В эту пору-неповторима Уссурийская тайга.На ее земле нет слабых,так как подкармливается она корнями Великого лекаря женьшеня,украшается раскидистыми ветвями аралии;и не менее значимыми для лечения хвори человека и зверя ауэлитеракоком и чернооким лимонником.
       Противостоянием в силе и красоте соседствуют друг с другом могущественный кедр с елью.
       Их раскидистые ветки темно-зеленого цвета тяжелеют от изобилия кедровых орехов и от зубастых,пушистых еловых шишек.
       Величественные создания природы не соперничают друг с другом.Они ужились вместе.От оброненных на землю семян,выросли не мешая друг другу.Хотя!Кедр-красавец живет только на этой земле,а ель и в других краях имеет своих родственников.Но только в Приморской тайге у нее такое роскошное одеяние.И вот!Крепкими руками-ветвями,обняли они друг друга.Их не разлучить!Но человек или время может уничтожить эту симфонию ласковой непрерывной песни о Вечности.
       Зима в ту пору,о чем я пишу украсила снежинками-бриллиантами раскидистые ветви таежных великанов.Укутала пуховой шалью-снегом их головы.
       Солнце по особому,только здесь,В Приморской тайге блистает своим нежным отражением,отогревая величественную природу.Горы,пересекаясь с ее лучами,розовели,а тени от них углубляли складки ущелий ультрафиолетовой бездомностью.
       И вот,в это прекрасное воскресное утро воодушевленные красотой-шли по пробитой транспортом дороги люди.Мужчины несли на своих плечах рюкзаки с мангалами для шашлыков,с оленьем мясом и прочим нужным для веселой трапезы утварью.Женщины по дороге играли в снежки со своими детьми.Все десять человек тепло одеты.Ногам твердую поступить по мягкому снегу помогали лыжи.Общее веселое настроение людей и красота природы создавали ощущение незабываемого благополучия.Но я чувствовала не только это.Вечность и красота-охотники друг за другом,вертелось у меня в голове.А тут еще увидела поваленные от старости кедры.Они торчали из под снега темными великанами.И снова повторились мысли о вечности.
       Но,вот,мужчины объявили привал.Они ставили мангалы на очищенную от снега площадку.В руках у всех трещал сухостой.Потянуло приятным дымком.
      -Пробегусь на лыжах,сказала я мужу и детям.Тянет в горы.
      -Ну,ты не долго,скалалазочка,моя.
       И...душа моя на распашку бежала вместе с моим неугомонным телом вверх.
      -Эх!К облакам бы добраться!Шептала я себе.Как завидую я тебе облачко,сидишь вот на верху.Устала.Ишь,обнялась с горой.Высоко сидишь,мне не добраться,так разговаривала я с природой.
       Вдруг,в голубой дали,я увидела темное пятно.Оно шевелилось и перекатом уходило вверх к ущелью гор.
      -Зубр,что ли?Вот подумала я;тогда,почему перекатом?Как кошка...Зубр!Нет...Тигр?-Да!Это он...
       Сердце мое учащенно забилось.И,хотя я знала,что в нашей тайге не было тигров людоедов,но,все же,это тигр же!
       Быстро,где на лыжах,где иначе-скатилась в низ.
       Стан наш срочно двинулся домой.Шашлыки были дожарены в домашней печке,налитые чарки по-"чуть-чуть"-вызвали рассказы,кто больше переврет или правду вспомнит.
       Восьмидесятые годы двадцатого столетия эти слова:по-"чуть-чуть"запомнились хорошо.Пили мало,но поговорить умели.Сухой закон президента Горбачева -врачевал народ.
       А я,не заметно под рассказ охотника о том,как он ранил вепря и чуть не погиб,вышла из квартиры.Я знала эту историю.Свинья или вепрь,-все одно и то же в одном понятии,этим охотником долго преследовался.Зверь-если подранен-очень опасен.Не удачный выстрел и вот-"кто кого!"Судьба у обоих была на волоске.Мужчина,большими скачками ног пересекал пространство таежной земли и бежал к громадному кедру.Рука стиснула охотничий нож в ладони.Сердце учащенно билось и ждало встречи со зверем.Клыки желтые,нос длинный,морщинистый;хрип зверя-рядом!Охотник подпрыгнул над телом зверя.Улар в дерево пятакам!Зверь завизжал от боли.В прыжке над телом подранка охотник успел занести острие и -одному ловкость и победа,другому-боль и смерть.Спрыгнув с тела зверя,охотник отвернулся от жертвы.Было жалко и себя и его.Но это и есть охотничья страсть.Историй подобных у таежников пруд пруди.
      -"Ты,там осторожней,не зевай,а то...!"Так всегда провожал дед Саша провожал своих молодых охотников.Любили и уважали старика за мудрость и опыт таежника.Мужчина с окладистой седой бородой напоминал сказочного Деда Мороза.Говорил он всегда спокойного,ценя каждое слово.И на этот раз,когда я зашла за ним и объяснила причину прихода к нему,он,почти уверен был в сущей правде,что завелся вблизи поселка опасный зверь и вернее все он-больной.
       -"Сторож наш два дня назад собаку потерял.Ночь тогда была лунной.Собака все в сторожку просилась.Повизгивала...А он ее не пустил.И сказал:"-Грейся в будке Буран",-так звали пушистого,закаленного в тайге пса,а уж,когда выскочил на его лай и дикий визг-поздно было!Тигр вместе с будкой и цепью уволок его.Как ни стрелял он из ружья-тьма проглотила и Бурана,и тигра.Так с печальным рассказом деда,мы на широких охотничьих лыжах пришли на свой бывший стан.Большие следы от тигриных лап утверждали что здесь побывал тигр.Охотник шептал свои приметы.
       -"Больной он...Голодный.Так шаги здоровый тигр не делает.Завтра возьму с собой охотников и просмотрим по следам зверя.Снял шапку и продавил ямки.
       -"А это зачем?Вы колдуете?"
       -"Это для школьников,увеличиваю следы,будто он здесь ходит.В понедельник у них физкультура,что бы лыжню здесь не прокладывали".
        А утром,у строительных складов,нашли рабочие запорошенных снегом двух тигрят.Пушистые,с серо-желтым окрасом шерсти,напоминали домашних котят,только на много крупнее.Их крупные округлые лапы отличали их дикую природу,а урчащие с оскалом зубов мордочки,говорили нам,что они тигры,а не какие-то кошки.
        Закутав фуфайками тигрят,мужчины занесли их в вагончик-контору и отпросились на поиск их матери тигрицы.Ведь если она здесь,то-быть беде!
        Охотники,с дедом Сашей,все дальше и дальше отдалялись от поселка в глубь тайги.Тропа,пробитая зверем,часто перемешивалась вмятинами от следов лап и тяжелого тела зверя.Мужчины понимали,что зверь умирает.Шли по цепочке на таежных лыжах около двух часов.Чумка у нее
        -"Ну,вот и она",-сняв шапку,прошептал хриплым голосом дед Саша.По старчески перебирал пальцами седую бороду,разговаривал с мертвой тигрицей.Умница,доверила нам своих детеныше,привела к теплу.
         Чумка у нее.Бока какие худые...Пушистыми ветками от елей и кедра прикрыли тело тигрицы.Туманом таежным укутала свою сестру природа.
         Тигрята несколько дней жили в нашей семье.Сын Миша и дочка Настя поили тигрят из соски молоком.Дети повторяли урчание малышей,весело разговаривали с ними,а они-барахтались и резвились,играя в ванне,посланной свежей соломой.
         Через несколько дней тигрят забрал Хабаровский питомник.А летом,таежные красавцы,обрели полную свободу в красотах Уссурийской тайги.

               
                п. Светлогорье     1981 г.
       
       Б
 


Рецензии