Вечера над Тихой Сосной. Легенда о шахматах

Нынешним летом случилось у меня особенно много встреч с людьми, кого любознательность и лёгкие ноги привели в наши места. И как-то в поездках и вечерних разговорах возникла общая мысль записать сокровенные сказания старины в небольших легендах, сделать их чем-то вроде визитной карточки Бирюченского края. Я долго отнекивался, ибо иметь дерзость говорить от имени истории мне не позволяют ни способности, ни знания. Однако же нынче, после ещё одной встречи с паломниками по Белогорью, я согласился записать дюжину преданий с тем только условием, чтобы их не относили ни к краеведению, ни к народному творчеству. Это просто мой вольный пересказ тех событий, о которых я слышал от старых людей, или читал в документах далекой поры. Я буду выдавать их по новелле в каждый вечер и надеюсь, что читатели простят мне незамысловатость рассказов.
Приступим, помоляся.

...

На Покров 1836 года коротоякский помещик Варфоломей Белошапкин обмывал купчую на деревню Солдатскую у бирюченского дворянина Гавриила Хрущева . Уже ударили по рукам, выпили калиновой настойки. Неожиданно гость увидел на баррочном столике, под фарфоровой вазой с цветами, коробку с шахматами. Слово-за слово, оказалось, что оба - заядные игроки.
Белошабкин скинул с плеч бобровую николаевскую шинель, потер руки. Хозяин велел холопке на толстых гнутых ногах убрать вазу.Взял шахматы.
Расставили фигуры, начали партию. Интересом стали 5 рублей на кону.
Дворовые четыре часа ходили по соселнимм комнатам, шептались. Псарь Гошка кивал через плечо на дверь, полушопотом посвещал только вошедшего каретника Артамона:
- Седьмую партию начали. Наш ни одной не выиграл. Лютует. Сейчас Уракову Дачу поставил. Небось - проиграет.
...Словом - уехал Белошапкин домой под вечер, под праздничный церковный звон. Уехал в самом хорошем расположении духа. Ибо и душу игрой отвёл, и еще довесок к Солдасткой задарма добыл - Уракову Дачу. А там за Дачей - замечательные степные выпасы, переходящие на луга вдоль Усерда.
А Гавриил Хрущов позвал бабу на гнутых ногах и велел выбросить в печку фигуры вместе с доской. Зарёкся впредь прикасаться к шахматам.
А спустя два месяца, ближе к Рождеству, неожиданно опять нагрянул Белошапкин. Был он не один. С ним высокий , гладко выбритый иностранец, и при иностранце разбитной рябой парень - переводчик с нерусского.
Оказалось, что Белошаппкин нарочно привез иноземца - в шахматы играть. Дескать - есть иноземец знаменитый заморский игрок по имени Адольф Андерсен, которого никто еще обыграть не мог. Показал Белошапкин немецкий журнал со статьей о гросмейстере:
-А сам я три дня назад случайно встретил господина Андерсена в Воронеже - в гостинице номера оказались рядом. Ибо гастролирует теперь гросмейстер по России. Не столько с тем, чтобы заработать, а хочется ему открыть новые таланты.
Тут-то , сказал Белошапкин, и вспомнил он о Хрущове. Андерсена уломать стоило 10 рублей:
-Но дело того стоит! - горячился гость. - Попробуйте сыграть, Гавриил Стратонович. Хоть и проиграете - да ведь наука какая! Впредь всех поразите. Европейская замашка.
Словом - уговоры, наливка, сдался Хрущов. Кинулись за фигурами - баба сожгла. Тогда рябой переводчик принёс немецкие , из возка. Были фигуры непривычного вида. Вместо коней - всадники, пешки сплошь в медных латах.
Когда рассатавили фигуры, показалось - и впрямь два боевых войска.
Внезапно Белошапкин хлопнул себя ладонью по лбу:
-Пустая голова! Забыл вас предупредить, сосед. Наш европейский гость играет как бы не сам, а посредством иашины. Небось - приходилось слышать о таком?
-Как же,- едва не рассмеялся хозяин. - Видеть - не видел, а в журналах читал. Там вроде , в машине-то, искуссный игрок прятался. Изнутри деревянной рукой фигуры передвигнал. Да, только, пишут - обман раскрылся, когда в машину нюхателного табака шепоть кинули. Зачихал игрок внутри - оно всё и раскрылось. Небось, и нашего немца табаком рассекретим!
-Да нет, - остановил его Белошапкин, - у нашего немца машина совсем маленькая. Вот она - перводчик на стол утвердил. Видите - просто шкатулка. Ни рук у нее, ни окошек. Она вот будет стоять рядом с господином Андерсеном - и подсказывать ему ходы.
-Что? - не понял Хрущов. - она же вещь!
Хрущов - к Андерсену. Что , дескать, и как, и где тут подвох? Переводчик объяснил, что машину ту изобрёл сам Андерсен, а ней секретная пружина. Впрочем, рассказывать долго - а не угодно ли для примера сыграть партию?
Конечно - угодно. Расставили фигуры, начали.
Делает Хрущов ход. Андерсен поднимает фигуру, и тут ему шкатулка яственно, на русском языке, говорит:
-Ходи Е5-Е7, дурак.
Ну - и так далее. Играет Хрущов, и такое у него впечатление, что играет не с человеком а именно с машиной. В комнате полная тишина. Андерсен сопит, рыжий переводчик у дверного косяка посмеивается. И только шкатулка поскрипывает, и выдает всякий новый ход Андерсену:
- F8- G6, дубина стоеросовая.
И ни разу шкатулка не сделала ошибки
Хрущов вошело в раж:
-Да разве я слаб против глупой шкатулки?!
Проиграл уже почти сто рублей. Кипятится:
-Да какой немец игрок? За него ящик работает!
И тут Белошапкин, как черт из-за плеча:
-А попробуйте поменяться с Андерсеном? Пусть он сам по себе, а вы - со шкатулкой!
Хрущов идеей загорелся. Начал уговаривать немца. Рябой переводчик едва успевал за гроссмейстером. За дверью в это время каретник Артамон шептал псарю Егошке:
-Вишь ты, как немецкий язык похож на нашу орловскую офеню? Кому скажи - не поверють...
А в игровой немец сдался. Подвинул машину на сторону хозяина, взялись за фигуры.
И что вы думаете! Шкатулка в точности подсказывала Хрущову нужные ходы, и он выиграл!
Потом еще раз.
Из-за спины чёрт Белошапкин подзучивает:
-Да с такой машиной вы запросто лучшим шахматистом станете!
А немец вдруг засобирался. Фигуры в корбку сложил, велел рябому переводчику завернуть в шёлковый платок шахматную машину. Белошапкин толкает Хрущова в бок:
-Упустишь.
Хрущов - к немцу. Продай машину. Тот - ни в какую. Хрущов уже чуть не плачет, на колени стал. Немец тверд,как камень. Хрущов кричит в дверь:
-Артамон, Егошка, вяжите воров!
Немец перепугался, сел на скамью. Через рябого соглашается:
-Ладно, твоя взяла. Тысячу рублей - и забирай машинку.
-Пятьсот! - торгуется Хрущов.
Сошлись на восьмиста пятидесяти. Хрущов за шторкой фамильные запасы раскрыл. Триста рублей деньгами передал, остальное самоцветами.
Выпили на дорожку. Хозяин вышел провожать гостей. Те уже сели в санки, как неожиданно немец возбудился, заерзал. Переводчик рябой с ним перекинулся парой слов. Рябой и говорит:
-Чуть мой немец не забыл. Ты, ваше благородие, главное помни. Шкатулка сразу тебе перестанет помогать, как только ты подумаешь о том, что у неё внутри? И упаси тебя Боже ракрывать её! Совсем испортится. Н-но-о-но, залетные!
И пыль завихрилась за санками.
А Хрущов вернулся в горницу. Глядь - немец коробку с шахматами забыл. Помещик окликнул :
-Артамошка!...Садись , играть будем.
-Да я барской забавы и не знаю вовсе, - уселся тот за стол, с удивлением разглядывая фигурку короля в настоящей   железной  короне.
-А тебе и без надобности. Мне машину проверить.
Ну, начали играть. Молчит машина. Хрущов и так - и этак. Молчит.
Наверное - не по чину играть с мужиком.
-Ступай прочь, дурак. Собирай возок - поедем в Покровку, к барину Безгину.
-Так ночь скоро... И заметать начинает...
-Молчи, дурак,и сполняй!
...В самую полночь Рождества подкатили к барскому крыльцу в Безгинке.Двенадцать вёрст по метели. Дом сияет окнами, там много гостей, празднуют - только что взошла звезда.
Хрущова встретили, прияли шубы, провели к хозяину. Молодой помещик, столичный подпоручик Дмитрий Безгин, ради гостя оставил дамское общество. Хрущову поднесли штоф с дороги, и хозяин увел его в кабинет.
Спустя несколько минуту хохот из кабинета заглушил даже звуки мазурки. Дом даже притих. А в кабинете Дмитрий Безгин упал на диван и держался за живот:
-Как?! И сюда добрались.
Хрущёву стОило терпения и времени допытаться у Безгина причину его смеха:
-Извольте, - вытер слезы , и все еще подрагивая от приступов смеха, поведал хозяин. - В столице еще два года назад, а по другим губернским городам позже, появился проходимец, выдающий себя за чемапмона мира Андерсена.Беглый орловский акцизный Фомушкин.. А играет он посредством шкатулки собственного изобретения. Шкатулка-де подсказывает ему ходы. А потом лжец так заводит состоятельных игроков, что те хотят непременно купить у него шкатулку. Ну - и покупают. А когда мнимый гросмейстер с деньгами исчезает, то и шкатулка перестает говорить. Понятно - рассерженый обладатель говорящей машины тут же её раскрывает. И что находит внутри?
-Что? - приподнялся и тучей навис над Безгиным Хрущов.
-Да вы раскройте!
-Так ведь нельзя - замолчит навсегда!
-Она и так молчит. Раскрывайте!
-Но позвольте! Я же сам слышал, как шкатулка подсказывала ходы немцу.И мне! На чистом русском языке!
Безгин опять зашелся в смехе, упал на диван. Продолжая смеяться, он полнял кверху палец, и полупроплакал-полупросмеялся:
-Рыжий переводчик! Он, шельма - чревовещатель. Он и говорил за шкатулку.
...Словом - через полчаса поуспокоились. Хрущов кончиком костяного ножа для бумаг поддел крышку шахматной машины и откинул её.
Внутри машины лежала большая восковая дуля - фигура из трех пальцев.
-Ну, я ему...! - поообещал Хрущов, имея в виду Белошапкина. А Дмитрий Безгин посерьезнел , и совсем уж печально закончил:
- Меня судьба рябого переводчика беспокоит. Вот кто истинный гросмейстер. Ведь он всегда выдаёт беспроишные ходы. Ему бы в Европах тамошних игроков громить. А кончит на каторге, болезный...

 


Рецензии