Речь детей

Детская речь – давний объект научного изучения. С начала ХХ века речевая способность ребенка стала исследоваться весьма активно, в результате чего психологи, лингвисты, писатели создали множество трудов, в которых описывали наблюдения за появлением и развитием речи детей.
            
Особенно большое значение для  ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах психического развития. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества ребенок приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.
            
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
            
В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен.
       
Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими фактами, определяющими развитие детей.
             
Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребенок учиться разговаривать только благодаря тому, что все в семье, где он родился, говорят на родном языке. И не просто говорят, а постоянно, чуть ли не с первых дней рождения обращаются к нему вербально, требуют ответной реакции и всячески ее поощряют.
            
 Важным фактором индивидуального психологического развития являются знания ребенка о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получать не может.
               
Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом, в котором выражается своеобразное «Я». Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависит от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.
          
К шести-семи годам, по мнению Л.С.Выготского, дети уже достаточно точно и хорошо осознают свои переживания, но именно переживания, вызванные оценкой взрослого, приводят к изменению в их поведении и самооценке.
          
Происходят заметные изменения в самосознании ребенка. Он начинает рассматривать себя как «большого»,  приобретает право требовать внимания, уважения в своей семье и заявляет об этом как равный среди других членов семьи.
          
В возрасте от шести  до восьми  лет впервые образовываются неформальные группы детей с определенными правилами поведения в них. Однако эти группы существуют недолго и обычно недостаточно стабильны по своему составу.
             
В детских группах во время игры устанавливаются свои специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами межличностных предпочтений. Положение дошкольника в группе может быть благоприятным, тогда он чувствует себя принятым в группу, чувствует симпатию со стороны товарищей и сам им симпатизирует.
            
Такую психологическую ситуацию ребенок переживает как чувство единства с группой. При неблагоприятном положении возникает состояние психологической изоляции, что отрицательно сказывается на формировании личности. И воспитателю очень важно заметить тех детей, с которыми не хотят дружить, сидеть за одним столом. Нужно принять своевременные меры, чтобы включить таких детей в коллективную деятельность.


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.