В разработке

Учит ли нас чему-то математика, русский язык, география или другой предмет, изучаемый нами в школе? Отлично, давайте подумаем. Что есть школа? Социальный институт, а, следовательно, он имеет свою бюрократическую структуру, которая работает на этот институт и составляет его административную основу. Как и любой другой коллектив, школьный класс сам по себе стремиться выделить лидеров и аутсайдеров, как и среднюю прослойку. Цель этого института можно оценивать по-разному. Кто-то скажет, что там дают полноценные знания (к этому мы ещё вернёмся), кто-то заверит нас, что там предоставляются возможности, а некоторые ответят, особенно родители, что отдают детей в данные организации исключительно, чтобы их отпрыски не остались аутсайдерами в обществе. Лучше быть последним человеком в организации, чем в обществе. Казалось бы. Дабы продолжить рассуждение, нам стоит указать на тот факт, что большинство людей среднего класса, которые стремятся к стабильному существованию, живут по «инерции». Это означает, что их дети так же, как и их отцы когда-то, будут отданы сначала в детсад, потом в школу, далее в институт высшего образования, а затем найдут стабильную работу, заведут семью и будут придумывать себе хобби. Казалось бы всё банально! Но нет, практически все в жизни столкнутся с жизненными проблемами, большинство из которых представители этого среднего класса посчитают за «неприятное приключение», будь то поездка в налоговую или отправка в командировку в какую-нибудь Воркуту. Относительная стабильность порождает этот самообновляющийся круг поколений с середины XX века.

Так дают школа знания или нет? Ответ есть: встречаются ещё те, кто могут не только подарить свет науки детям, но и замотивировать их на преодоление дальнейших целей. К большому сожалению, эти люди вырастают не из новоподготовленных функционеров школы, а из старых (в плане подготовки) учителей. Есть и иные, новые учителя, которые проявляют свою творческую инициативу в обучении, но такие экземпляры редко встречаются. Большинство современных учителей трудится за гроши во всех уголках нашей необъятной страны, иногда даже отдалённо не понимая суть преподаваемого ими предмета. Удручает не только то, что их становится всё больше, но и то, что любые попытки это исправить, починить дряхлую систему, оказываются тщеты. Становится ясно: педагогическая система, несмотря на свою немощь, ещё держится на консервативных костылях общества достаточно крепко, чтобы позволить тем самым новаторам «снизу» проводить реформы в своих школах.
Стоит подчеркнуть, что есть и такое школы, которые дают своим ученикам всё необходимое для обучения от ручки до айпода, в которых преподают даже профессора ВУЗов. Чаще всего описываемые школы являются частными или показательными государственным учреждениями, в которых учатся представители высшего класса. Именно в заведениях данного типа и предоставляются возможности. Детей там учат примерно тому же, чему учат и в любой региональный школе, в которой сохранились старые советские учителя или появились «учителя-идеи», которые вдохновляют и организуют деятельность детей в нужном для правильного познания предмета русле. Хотя они и различаются по финансированию, ведь на покупку iPhone в элитной столичной школе деньги есть, а на покупку телескопа в региональной школе – увы, бюджетом не предусмотрено.

Теперь о главной проблеме всех школ. Любая организация (особенно государственного типа)  стремится к подчинению своих членов и чем больше они зависят от организации, тем, с точки зрения организации, лучше. В иных организациях существуют ещё люди, противостоящие господствующим порядкам и предлагающие что-то новое, таких называют позитивными девиантами. Обычно это мыслящий критически люди испытывающие систему на прочность и если система является неустойчивой, в ней появляются «дыры», то этот человек стремится исправить это. Дальнейшие действия зависят от способов устранения и санкций руководства, но мудрые руководители всегда прислушиваются  к смелому голосу, который стремится донести объективные недостатки системы. К примеру, изначально слово «хакер» означал программиста, который исправляет ошибки в программном обеспечении или просто человек, находивший эти ошибки. В банках или в других финансовых организация всегда прислушиваются к подобным «дырам» в программном обеспечении, позволяющим взломать систему изнутри.

Если мы вернёмся к школе, то поймём, что на любые новаторские идеи и проекты, исходящие от учеников воспринимаются в штыки не только самой организацией, но и непосредственным коллективом. Будет большой удачей находка в виде адекватного учителя или поддержки среди одноклассников или друзей. Почему так? А потому, что детей часто не воспринимают за людей в общем плане. «Человек в разработке». Родители не без основания отдают своих детей в данные организации, чтобы они там «дозревали», но если плод зрел к чему всё это? 11 лет школы и минимум 4 лет в институте, и даже спустя 15 лет обучения некоторые остаются такими же непонимающими болванами. А некоторым и не нужны никакие институты и школы, у них развито самостоятельным образом добытое критическое мышление и немалый багаж знаний, могущий служить в некоторых сферах деятельности на славу. Но общество устроено так, что даже старшекурсник смотрит на первокурсника так, как человек смотрит на обезьяну: он многое может, но ему ещё эволюционировать и эволюционировать! А уж если кто-то узнает, что ты даже школу не закончил, то взглянет на тебя с сожалением, проявляемым к душевнобольным. Сурова участь автодидакта в мире, где люди так привязаны к школьному или академическому образованию.

При этом я не говорю что образование – это плохо. Все ступени образования это едва ли не лучшее что придумало человечество, но время идёт, всё меняется, а значит, нужны реформы на всех уровнях. Преобразования должны касаться не студенческого или школьного развлечения, а знания, которое получает обучающийся человек. К примеру, если человек определил что хочет заниматься наукой, а ему всячески этому мешают именно в той организации, которая занимается наукой, то это значительный повод что-то поменять. При этом нужно различать жизнь во всех её проявлениях, а также знания, которые действительно пригодятся и науку. Это вопрос иного рода, но он крепко связан с педагогическими принципами. Сегодня большинство предметов включенных в программу школьного и вузовского образования представляют собой научные теории и концепции, не соприкасающиеся с существующей объективной реальностью. Это летающие абстракции необходимые для решения практической задачи не всегда подходят к реальности. Не всегда также задачи подобного рода вообще появляются. 

Не надо надеяться, что придёт спаситель и всех нас спасет, скажет как надо, а как не надо. Такие «спасители» всего лишь политики и лжецы. Нужно наблюдать, спрашивать и чувствовать, когда пора действовать, чтобы следующие поколения не остались «в разработке».


Рецензии