Проблемы психологии эмоций
Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных. Причины надо искать не только и не столько в субъективных факторах - в нежелании или неимении тех или иных исследователей заниматься этой проблемой, а объективной сложности самой проблемой, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем и прежде всего в принципиальном отличии эмоциональных явлений от познавательных (когнитивных).
И хотя любое психическое явление осуществляет две основные функции - отражения и регуляции, - эмоциональные явления осуществляют их существенно иначе, чем процессы, называемые познавательными, - ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и др.
Эмоции - более древняя (первичная) форма отражения, чем в значительной степени более осознанные, опосредованные речью познавательные процессы, и их главное назначение - сигнализировать о пользе или вреде для '" органам а того или иного явления.
Эта оценка знака явления (положительного или отрицательного) является первичной. Экспериментально показано существование такой эмоциональной «первооценки», или «первовидения», которая предшествует более развернутой, логической, осознанной оценке.
Как более древняя форма отражения эмоции несут на себе печать глубинных связей со сферой потребностей и желаний человека. И эта тесная связь с потребностями - важнейшая характеристика эмоций.
Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются.
Эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они и тождественны - и в этом суть проблемы.
Характеризуя нерешенные проблемы психологии эмоций, следует начать, очевидно, с объекта исследования. В современной психологии эмоций нет четкого определения объекта исследования, т. е. полного описания того, что входит в по пятне «эмоциональное явление» в отличие от неэмоционального (когнитивного, волевого и др.).
Это отчетливо наблюдается, например, в той области исследований, которая занимается проблемой эмоциональных состояний.
В настоящее время выделяют различные эмоциональные состояния: «стресс», «тревога», «напряженность», «фрустрация» и др.
Эти понятия недостаточно четко различаются, так как отсутствуют четкие критерии эмоциональных состояний вообще, их отличие (сходство) от других состояний - психических, нервных, функциональных и др.
Неопределенность содержания понятия «эмоциональное состояние» (как и эмоций вообще) очень осложняет проведение исследований в этой области психологического знания.
В «эмоциональную сферу» человека входят, по-видимому, различные типы эмоциональных явлений, такие, как «эмоциональный тон ощущений», эмоциональная реакция (или эмоциональный процесс), эмоциональные состояния, эмоционально-личностные качества.
Каждый из этих типов эмоциональных явлений характеризуется своими закономерностями формирования, функционирования и распада, что нельзя не учитывать при построении общепсихологической концепции эмоций.
Общепсихологическая концепция эмоций должна учитывать и цельный для человеческой психики фактор - фактор социального опыта, культурно-исторической детерминации всех человеческих психических явлений, включая и эмоции.
Социальная детерминация определяет прежде всего тот предмет (объект), на который направлено эмоциональное явление, т. е. зональную оценку его восприятия. Социальная детерминация (через вид психической деятельности) объясняет возникни той или иной эмоции, культурно-историческая детерминация определяет также и формы выражения эмоций, процессы саморегуляции.
Общепсихологическая теория эмоций должна имманентно включать в себя и эти аспекты эмоциональных явлений. Наконец,, общепсихологическая концепция эмоций должна включать и представления о механизмах реализации эмоций, т. е. о тех психофизиологических закономерностях, ко обеспечивают их осуществление.
Свидетельство о публикации №215122002330