Глава 15. Дембельская шара

               
     После окончания ШМАС и сдачи выпускных экзаменов, мне была присвоена квалификация электромеханика по радио и РТО (радио технического оборудования) самолётов третьего класса. Был выдан соответствующий  документ, а на груди засиял, блестя  новенькой синей эмалью фона, знак классности с белой цифрой три посередине.

     В ШМАС моя зарплата, рядового, составляла три рубля восемьдесят копеек, ежемесячно. После получения третьего класса добавка к основной зарплате была два рубля пятьдесят копеек. И теперь выходило ежемесячно уже шесть рублей тридцать копеек.

     Чтобы понять масштаб цен того времени, приведу несколько  примеров. Болгарские сигареты «Шипка», которые я тогда курил, стоили четырнадцать копеек пачка. Сигареты «Прима» - семь копеек. Папиросы «Беломор – канал» - двадцать две копейки. Пол-литровая бутылка водки – два рубля восемьдесят семь копеек. Литровая банка болгарских маринованных огурчиков – восемьдесят копеек.

     Когда надо было после отбоя отметить потихоньку чей-то день рождения, обычно хватало бутылки водки, банки огурчиков и сваренной в электрическом чайнике  картошки.

     Каждый следующий присвоенный класс добавлял к зарплате два рубля пятьдесят копеек, что создавало личную заинтересованность, а на следующий класс можно было сдавать не раньше, чем месяцев через десять. Для проверки знаний специалистов, для приёма экзаменов на следующий класс,  из Комсомольска – на – Амуре, из корпуса,  дважды в год, приезжал полковник Гурвич. Строгий, грамотный, великолепно разбирающийся в авиационном оборудовании самолётов того времени. «Гонял» нас по схемам блоков, узлов, по оборудованию. На практических экзаменах давал разные задания. Например: настроить  или определить полосу пропускания усилителя промежуточной частоты приёмника связной радиостанции, или замерить ток передатчика в антенне. После нашего доклада, сам садился на испытательный стенд и проверял наши данные.

     В конце 1966 года я сдал экзамены на второй класс и, будучи рядовым, но находясь на ефрейторской должности, за что к зарплате приплачивали рубль, стал каждый месяц получать девять рублей восемьдесят копеек. Бешеные по тем временам деньги…

     А время шло. Остался позади десятисуточный отпуск домой на Новогодние праздники 1967 года. Прошёл сам 1967 год. Прошла встреча дембельского 1968 года, и всё чаще вспоминалось выражение тех лет: «Дембель не Алитет, в горы не уйдёт…». Так и дожили до марта. Тогда и возникло в воздухе, возникнув как из ниоткуда,  словосочетание   «Дембельская шара». 

     Говоря гражданским языком, это – аккорд. Определённый объём работ, за который платят обговорённую сумму. Платят после полного выполнения всего объёма работ. Время, затраченное на работу, не имеет значения. Выполнил – получи. При таком способе любые нормы перекрываются. Люди работают и в две смены и почти в три, отрываясь лишь на еду и сон. Причём их никто не заставляет, они сами выкладываются,  так как только могут.

     Естественно, в армии денег никто не обещал и не платил. В армии нашли аргумент посильнее  денег – демобилизация.  Объём работ давали очень даже не хилый, подрядившиеся солдатики и сержанты корячились там день и ночь, и, после устранения выявленных недостатков, действительно демобилизовались. 

     Командиры части никогда не обманывали. Обмануть  раз - и больше никто за дембельскую шару не возьмётся, а работы, которые нужно было срочно выполнить, были всегда. 

     У меня всё сложилось как-то своеобразно. Моя смена из ШМАСа уже прибыла в СВАРМ. Солдатик, с моей помощью, поднатаскался  в работе на стендах и уже мог работать самостоятельно.  А меня стали привлекать на другие работы.

     Ещё в апреле месяце нам, мне и москвичу Энрике Шнитникову,  дали задание дооборудовать спасательно-поисковый самолёт  АН-2 новой поисковой аппаратурой.

     Любой самолёт тех  лет имел АРК (автоматический  радиокомпас). Только этот АРК работал в диапазоне средних и коротких волн и вёл навигацию самолёта по гражданским радиопередатчикам, указывая направление на них.  Зная частоту передатчика города по трассе, можно было всегда взять пеленг на этот город. Взяв пеленг на два разных города, можно всегда точно знать своё местоположение хоть в облаках, хоть в сплошном тумане.

     Лётчик-истребитель, в аварийных случаях, покидает самолёт с помощью катапульты. Катапульта выстреливает сидение пилота вместе с лётчиком, парашютом, кислородным аварийным питанием, аварийным пайком, аварийным инструментом и аварийной радиостанцией, работающей в УКВ диапазоне.

      Даже если лётчик  будет без сознания, а катапультирование произойдёт  на большой высоте, ему в маску будет принудительно поступать кислород, достаточный для опускания на землю. На заданной  высоте, автоматически, откроется парашют и включится автоматический аварийный УКВ передатчик.

     Задача спасательно-поискового самолёта поймать сигнал этого аварийного маяка и точно определить  место нахождения передатчика. Будь это лес, тайга, горы или любое другое место.

     Вот именно такую пеленгующую аппаратуру мы и монтировали на АН-2. Точность определения местонахождения передатчика был круг диаметром  150 метров.

     Работа  по монтажу требовала  точности и аккуратности. Врезка и установка в корпус самолёта наружных направленных антенн, монтаж блоков, прокладка соединительных кабелей, подводка питания, установка в кабине пилотов пультов управления и сельсин - указателей.  При этом, всё уже установленное оборудование на самолёте  должно было остаться  работоспособным.

     К первым числам мая дооборудование АН-2 закончили, работу сдали специалистам из 41 истребительного полка, а у меня, неожиданно,  появилось новое задание…

     Попался нам как-то журнал «Радио», а в нём встретилась симпатичная схема двухтактного  усилителя низкой частоты на транзисторах. Мой сослуживец, Саша Проценко, ею сразу заинтересовался. Он поигрывал тогда на самодельной электрогитаре на танцах в Доме офицеров и компактный и мощный усилитель для гитары был бы не лишним. Прикупили в магазине транзисторы, остальные детали нашли у себя, в радиоцехе, собрали всё начерно, на монтажной плате, и через неделю уже смогли получить приличный звук.

      Нашими экспериментами заинтересовался начальник радио цеха капитан Потешкин, и предложил использовать подобный усилитель для нужд СВАРМа. Например, дежурный солдатик у шлагбаума был вынужден был бегать по всей территории стоянки и искать человека, к которому пришли люди извне. Посторонних на территорию, естественно, не пускали. А если сделать громкое объявление через микрофон на весь СВАРМ, человек найдётся быстро. Если сам усилитель установить у командира части, а по комнатам распределить динамики, командир сможет вызвать любого к себе,  не выходя из кабинета. Может отдать какие-то распоряжения или указания, получить ответ, связь была запланирована двухсторонняя.  Потешкин пообещал, что, по окончании этой работы, меня демобилизуют. Пришлось срочно впрягаться…

     И для начала, я превратился в паука. Опутывал здание СВАРМа экранированными проводами, делал вводы в каждую комнату, уточнял места установки связной коробки и подтягивал туда провода. Выписывал у командира увольнительные и мотался по окружающим магазинам «Культтовары», скупая все попадающиеся малогабаритные динамики для изготовления связных коробок. На торец здания, под самую крышу, для общего громкого вызова, установил уличный «Колокольчик», а внизу коробушку для дистанционного общего вызова с микрофоном. Для изготовления связных коробок, с разрешения начальника радио цеха, потрошил запасные блоки от АРК-5, а в пустые коробки устанавливал купленные динамики, сверлил необходимые отверстия, монтировал нажимную кнопку ответа, красил у маляров в один стандартный цвет. Подобрал подходящий корпус для основного блока, который будет находиться в кабинете командира части, смонтировал в него блок питания, сам усилитель, на лицевой панели множество тумблеров, по числу комнат, кнопку общего вызова. Под каждым тумблером -  табличка с названием комнаты. Получилось вполне прилично и солидно.

     Крутился так, как белка в колесе, почти три недели, и наконец, после генеральной проверки работы всех режимов, доложил капитану Потешкину, что работа окончена. И было это 22 мая, в мой день рождения.

     Потешкин радостно кивнул и поспешил на доклад к Горбунову, командиру части. Через некоторое время в связной коробке радио цеха раздался голос Горбунова, вызывающий меня на связь. Я ответил и представился.
- Спасибо за работу – сказал командир, – результатом я очень доволен. Отдаю приказ о твоей демобилизации.

     Это был самый лучший подарок, полученный мной на день рождения. А 25 мая 1968 года  мне выдали на руки все положенные документы.  На командирском УАЗике отвезли на железнодорожный вокзал и посадили в поезд до Хабаровска, а провожал меня и тащил мой дембельский чемодан Саша Проценко…


Рецензии