Духовная дисциплина Божий путь к святости
Натали Тобар (2003)
Упражняй себя в благочестии
1 Тим.4.7
"Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину (результат KJV) их жизни, подражайте вере их" (Евр.13.7). Джонатан Эдвардс был верным учителем Слова Божьего, человеком, который стремился узнать и полюбить Бога. Сегодня Церковь склонна пренебрегать важными практиками духовных дисциплин. Жизнь Эдвардса является прекрасным примером дисциплины и настойчивости, ведущей к святости и драгоценному общению с Богом. Этот пуританин XVIII в. может преподать важные уроки для нашей сегодняшней жизни в духовной дисциплине и особенно в молитве, и его голос по-прежнему несет Церкви правду.
Нужно поставить Эдвардса в контекст его истории и конфессиональной принадлежности, чтобы понять его мысль и практику. Эдвардс родился в 1703 году с наследием пуритан XVII века. Пуритане рассматривали себя как странников на этой земле. Они считали себя избранным народом Божьим, взятым из Египта в Ханаан, градом на холме, который приносит свет благочестия для всех народов. В то же время, однако, они хорошо знали, что они не принадлежат этому миру. Они были гражданами небесного града, и их духовная жизнь была паломничеством к небу. Томас Шепард, Энн Брэдстрит и Джон Беньян в своих трудах рассказали о своем опыте этого странствия, в котором долг человека - стремиться к обращению и благочестию*. Вся их жизнь была отмечена этим сакральным пониманием мира, которое указывало путь и стремилось к святости. Все их посвящение было частью этого понимания.
Пуританские религиозные практики были корпоративными и частными (1). Публичные практики заключалась в собраниях для общественной молитвы, чтения Слова, слушания проповеди, пения псалмов и вкушения Вечери Господней. В субботу, как правило, пуритане собирались утром и вечером (2). Помимо соблюдения Дня Господня, они практиковали дни благодарения и объявляли общественные посты в особых ситуациях как ответ на кризис (3). Соблюдение и регулярность этих методов отражали "цикл спасения драмы", который должен был быть "повторно представлен и пережит как опыт смерти и воскресения, смирения и раскаяния" (4).
В частном порядке каждая семья ежедневно практиковала молитву и псалмопение, прежде всего за едой, которая приняла квазисакраментальный характер (5). Тем не менее еще более распространенными, чем даже семейное поклонения, были проявления тайной, личной преданности, создававшие общение между верующим и Богом ; и без них внешние формы общественного богослужения и семейных обрядов легко могли превратиться в пустую и лицемерную показуху (6). Личная преданность включала чтение и изучение Писания, размышление, молитву, псалмопение, самоанализ, дни тайного поста и благодарение, соблюдение субботы (воскресенья), наконец, ведение дневника (7).
Среди этих частных молитвенных ритуалов тайная молитва была не просто средством благодати, но самым необходимым из этих средств (8). Новоанглийские проповедники считали "внутренний дух молитвы" или способность и желание молиться важнейшей частью процесса обращения (9). После чтения и изучения Священного Писания, молитва была кульминацией стойкого опыта обращения. Она включала в себя признание грехов, ходатайство о спасении и обращении душ и за благословения для Церкви, за благословения в этой жизни и, наконец, благодарение (10).
Хотя устроение жизни через духовную дисциплину было делом очень хорошим и полезным для души и тела, пуритане знали, что это не гарантирует спасение человека. Считая все духовные дисциплины средствами благодати, через которые люди могли познать Бога, никто из них не считал, что эти вещи могут обеспечить Божье принятие, потому что спасение не от дел, но через веру, как свободный и незаслуженный дар от Бога. Джордж Марсден в своей биографии Эдвардса описывает этот пуританский взгляд на духовную дисциплину: " Невозможно управлять Божьей благодатью, можно в лучшем случае подготовить себя, чтобы быть в состоянии получить ее. Таким образом, шаги, ведущие через постепенный процесс обращения, есть шаги подготовки. Ирония строгой дисциплины в том, что никто не мог гордиться, успешно выдержав ее. Одним из признаков того, что человек встал на путь обращения, было то, что он горячо стремился соблюдать Божий закон, но это было возможно только тогда, когда грешники признавали свою полную неспособность добиться успеха в соблюдении этого закона, так что они были бы готовы действительно зависеть от Божьей благодати. Редко какая духовная дисциплина прилагала такие усилия к тому, чтобы привести человека к сознанию никчемности всех усилий" (11).
При этом само желание заниматься этой дисциплиной и в итоге готовность признать собственную ущербность были признаками того, что человек находится на пути к обращению, а склонность практиковать эту дисциплину есть признак истинного обращения в верующем. Истинный верующий должен желание жить в святости, он любит Господа и эта любовь должна мотивировать его соблюдать Божьи заповеди. В своей проповеди "Истинная благодать в сердце склоняет к святой практике и жизни" Эдвардс объясняет, как спасительная веры, смирение, покаяние, надежда, благодарность, духовное знание и любовь в жизни святого есть результат его практики и стремления к благочестию. В трактате "Религиозные чувства" он также подчеркивает: "Стремление к святости столь же в природе духовно рожденного, сколь в природе новорожденного младенца алкать материнской груди" (13). Таким образом, знак истинного обращения и спасительной веры имеет место, когда практика духовных дисциплин, как путь к святости, кажется чем-то сладким, красивым и приятным для верующего, потому что приводит его к Богу.
Дональд Уитни суммирует взгляд Эдвардса на освящение в следующих словах: "В каком-то смысле можно сказать, что освящение не имеет ничего общего с возрождением и оправданием, но в то же время оно делает все для того, чтобы стало явным, что мы испытали их" (14). Поэтому мы оправданы только по благодати через веру, а не делами, но мы были созданы для добрых дел, которые Бог предусмотрел для нас, чтобы мы ходили в них (15). Подводя итог: духовные дисциплины являются средством благодати таким же образом, как и все прочие средства, ибо все они могут указывать нам на Бога. Кроме того, их практика необходима для спасения, ибо они являются признаками возрождения природы верующего.
Джонатан Эдвардс вырос в пуританских условиях жесткой дисциплины и утверждения суверенной Божьей воли и благодати. Его отец, Тимоти Эдвардс был непосредственно вовлечен в дисциплину и практики духовного роста своих детей. Эдвардс был старшим в церкви в городе Нортхэмптон, которой он руководил таким же образом, как и своей семьей: с любовью и дисциплиной. Мы можем видеть его заботу о семье в письмах, которые он писал жене Эстер. В одном из них от 7 августа отец рекомендует особенно заботиться о сыне, "чтобы он был хорошо дисциплинирован и мог выполнять все свои обязанности" (16). Его первой и главной заботой о своих детях было их спасение и освящение. Таким образом, "самое главное, что может сделать любящий родитель для своих детей - это научить их дисциплине, которая могла бы дать им действительно смиренный дух" - хотя Эдвардс знал, что "в конечном счете только через возрождение благодатью Божией... привычка повиновения Божьим заповедям может проложить себе путь" (17). Таким образом Тимоти несомненно вел свою семью в молитве, по обычаю всей пуританской общины. Дональд Уитни предполагает, что почти вся духовная дисциплина Эдвардса началась, когда он был ребенком, следуя примеру своего отца и пуританской традиции (18).
В "Личном повествовании" Эдвардс описывает свой своеобразный религиозный опыт в 9 лет, во время пробуждения в собрании его отца. В столь юном возрасте он завел привычку молиться пять раз в день втайне и проводить много времени в религиозных разговорах с другими мальчиками. Тем не менее, через некоторое время после этих событий вернулся к своим старым путям греха; таким образом, этот опыт не был истинным обращением (19).
Таким образом, мы видим у него акцент на дисциплину христианской жизни, даже с самого раннего возраста. В 1722-23 гг. 19-летний Эдвардс написал свою коллекцию резолюций - 70 обетов святой жизни пред Богом. Здесь мы видим его признание необходимости благодати Божией и цель прославить Бога. Тот факт, что он написал эти резолюции, предполагает духовную дисциплину сама по себе, но мало того, он решил как можно чаще их перечитывать и оценивать себя через них. Многие из этих решений посвящены духовной дисциплине, например:
5. Решено! Не терять ни единого момента жизни, но извлекать из всякого мгновения максимально возможную пользу.
10. Решено! Испытывая боль, помышлять о скорбях мученичества и о муках ада.
20. Решено! Соблюдать строжайшее воздержание в пище и питии
28. Решено! Изучать Писание столь прилежно, последовательно и часто, чтобы для меня самого был очевиден мой рост в познании Слова Божьего.
29. Решено! Никогда не считать молитвой или прошением то, на что я не могу надеяться получить от Бога ответ, и не молиться так; никогда не считать исповедью то, что Бог никогда бы не принял.
30. Решено! Стараться каждую неделю преуспевать в религии и добродетели больше, чем в предыдущую неделю.
37. Решено! Каждую ночь перед сном проверять, в чем я был небрежен, какие грехи совершил, и в чем поступился своими принципами; то же самое делать в конце каждой недели, каждого месяца и года (20)
Следовательно, с самого детства и юности, Эдвардс приучил себя к тому, чтобы оценивать себя, стал ли он ближе к Богу. В ряде случаев в своем дневнике он упоминает и оценивает эти резолюции, и рассматривает себя в соответствии с этими самим на себя наложенными, хотя и библейскими, стандартами святости.
Хотя Эдвардс был воспитан в дисциплине религии, в его жизни были моменты, когда "самодисциплина не давала столько, сколько хотелось бы", и самоанализ не приносил поощрения (21). В 1721 г. Джонатан посвятил много времени интенсивному духовному подвигу. Наконец, он пришел к миру с учением о суверенитете и благодати Бога, и он нашел в нем подлинное удовольствие. Тогда был первый случай, когда он "нашел сладкий восторг в Боге и Божественных вещах" (22), и Господь открыл ему "дело Христа, и дело искупления, и славный путь спасения через Него" (23). Об этой поре он пишет: "Мой ум был глубоко захвачен и я тратил время на чтение и размышление о Христе, о красоте и превосходстве Его Личности и о дивном способе спасения по благодати в Нем" (24). Кроме того, с тех пор он "молился таким образом, что это было совершенно отлично от всего прежнего, будучи поистине новой любовью" (25). Он любил Бога и желал чтить Его и угодить Ему всей Своей жизнью! Таким образом, эта новая привязанность стала важным элементом для достижения святости через духовные дисциплины, которым он был научен.
Марсден в своей биографии Эдвардса описывает повседневную жизнь этого благочестивого человека. Дисциплина была частью постоянных, героических усилий, делавших эту жизнь подлинным образом Христа. Он начинал день с личных молитв, потом следовали семейные молитвы, зимой при свечах. Каждая трапеза сопровождалась молитвой, и в конце каждого дня Сара присоединялась к нему в молитве. Джонатан держал втайне свою повседневную преданность, следуя заповеди Иисуса молиться тайно. В течение дня, его целью было постоянно оставаться с чувством жизни в присутствии Бога, как бы трудно это ни было. Часто он втайне постился и читал дополнительные молитвы (26). Свой труд в рамках этой дисциплины он рассматривал как поклонение Господу. Все его повседневные привычки были направлены на достижение Бога и святой жизни, на то, чтобы радоваться Ему и славить Его. Так же, как и отец, он глубоко заботился о своих детях и сделал это частью своей духовной жизни. Джонатан и Сара следовали новоанглийской пуританской практике, не допускавшей никакого своеводия, и "взращивали интенсивную духовность с раннего возраста" (27). Это было чрезвычайно важно для них, ибо, как сказал Джон Уэсли, "бывает необходимо сломить волю (ребенка), чтобы спасти душу" (28). Это строгое отношение сопровождалось указанием духовных дисциплин. После утренней молитвы родители спрашивали детей по Священному Писанию в соответствии с их возрастом. В субботу вечером они объясняли им Вестминстерский Краткий катехизис (29). Они учили их бескорыстной жертвенности как высшей добродетели, и необходимости подчинять свою волю Божьей (30).
Эдвардс напоминал своим детям об их обязанностях и религиозной практике также в своих письмах. В письме, написанном Эстер Эдвардс-Барр и известном как "Утешение для души и тела", он пишет: "Потрудитесь все время своей жизни служить Богу и делать добро, и стремиться к совершенству во всяком деле во славу Божию и на свою духовную пользу... Следует делать все, к чему Бог призывает вас в пустыне мира сего, и никогда не ожидать найти этот мир чем-то лучшим, нежели пустыня" (31). Сыну, также Джонатану, он советует "искать Царства каждый день со всем усердием" (32). В письме к своей дочери Марии он рекомендует ей "не забывать и не оставлять Бога" и, в частности, "не пренебрегать тайной религией". чтобы "чаще отдыхать от этого суетного мира с его пустыми развлечениями и ценить только Бога, и стремиться к Его благодати и утешению" (33).
Таким образом, Эдвардс был любящим отцом, который призывал своих детей понять важность практики религии и ценить ее выше всего в жизни. Он призывает дочь, в частности, "не пренебрегать тайной религией" потому, что желание иметь общение с Богом через молитву является важным признаком обращения. У лицемеров нет этого "духа молитвы" (34). Этот дух "не что иное, как Сам Дух Божий, живущий в сердцах святых", и Он "несомненно приводит к Богу через общение с Ним в молитве". Таким образом, Рим.8.26 упоминает, что Дух ходатайствует за святых. То, что Дух обитает в верующем, приносит человеку новое расположение или "святой аппетит, что алчет и жаждет правды, и тоскует по более близкому знакомству и общению с Богом" (35). Если эти желания и молитвенная практика отсутствуют, никто не может считать себя чадом Бога, ибо он находится в неповиновении и никак не являет свою любовь к Нему. Святость необходима, чтобы увидеть Господа, согласно Евр.12.14. Жить святой жизнью значит проводить посвященную Богу, жизнь в поклонении и служении Богу, но "никто не может жить святой жизнью, если он пренебрегает долгом молитвы, ибо молитва такое же естественное выражение веры, как дыхание - выражение жизни" (36).
В своей проповеди "Молитва, которую слышит Бог" Эдвардс объясняет причины, почему следует молиться. Он утверждает тот факт, что Господь не нуждается в том, чтобы узнать о наших потребностях и желаниях; Он всеведущ и всевластен. Его милость "не побуждается ничем в твари", но, скорее, "любые основания того, что Он дарует милость, не следует искать в твари, но только в Его благоволении" (37). Он установил, однако, так, что молитва будет средством даровать милости твари. Бог принимает молитву как "жертву" Ему и далее действует, даруя твари свободную и могущественную благодать. Милосердный Бог приглашает недостойные творения предстать перед Ним и даже "найти восторг в молитве" (38). Эдвардс отмечает две причины, по которым Бог требует молитвы: 1) молитва есть признание нашей зависимости от Него, ради Его славы, и 2) она позволяет нам подготовиться к принятию благодати. Этот удивительный и милосердный Бог, Автор и Источник всех благ, слышит молитвы веры, которые искренни и основаны на законных желаниях и добрых целях, и в Своей бесконечной мудрости Он знает, когда и как ответить на наши просьбы. Кроме того, у нас есть Великий Посредник (39), Который есть искупление за наши грехи, и делает возможной нашу чистоту в глазах Святого Бога, и Который приобрел привилегию принимать нашу молитву как приемлемую в очах Его и непрестанно ходатайствует за всех, кто приходит к Богу во имя Его (40). Такому слышащему и милосердному Богу грех не молиться.
В проповеди "Лицемеры ущербны в долге молитвы" Эдвардс описывает, как истинная молитва должна заполнять жизнь. Для этого он противопоставляет способы молитвы лицемеров и истинных святых. То, что у лицемеров тоже есть некая практика молитвы, не является признаком их обращения, ибо они непоследовательны и молятся только при проявлении чувств ложной радости и утешения. Эта практика, однако, не длится, долго, ибо "они не имеют никакой любви к обязанности молитвы, и начинают быстро уставать от нее" (41). С другой стороны, верующий видит себя постоянно нуждающимся в помощи Божией и понимает, что "искать Его разумно и прекрасно", и он "настойчиво признает свою зависимость от Него, изливая свои нужды пред Ним и прося Его в молитве" (42). Тем самым молитва открывает нам истинную, прекрасную и святую природу Бога и нашу греховную природу. Преимущества молитвы для Эдвардса состоят в питании новой природы, близком знакомстве и общении с Богом, отвращении сердца от суеты этого мира, "в результате чего ум знакомится с небесами". Проповедь заканчивается увещеванием не оставлять практику молитвы и борьбы против всего, способного отвлечь нас от нее.
Но есои святость, как представлялось Эдвардсу, имеет "сладкий, приятный, очаровательный спокойный характер, который приносит невыразимую чистоту, свет, спокойствие и восторг в душе" (43) - то почему он практиковал духовные дисциплины и был убежден в их необходимости? Разве эти наклонности не достаточны, чтобы жить святой жизнью? Эдвардс признает, что, хотя верующий не вводит грех в практику и Бог поместил это расположение в его сердце, он все еще во плоти, и ему надо сражаться против плотских желаний для того, чтобы практиковать молитву (44). Таким образом, он призывает христиан "усердствовать в молитве со всяким постоянством и до конца жизни, что требует большой заботы, бдительности и труда". Это так, потому что "настойчивость не только наш необходимый спутник, который свидетельствует о призвании к спасению, но и необходимое условие для фактического овладения вечной жизнью" (45). Опять же, практику духовных дисциплин в процессе освящения можно резюмировать словами Дональда Уитни: "освящение не имеет ничего общего с возрождением и оправданием, но в то же время оно делает все для того, чтобы стало явным, что мы испытали их" (46). Кроме того, духовные дисциплины разработаны Богом и содержат данные Им пути внедрения знания Бога и любви к Нему в сердце, чтобы нам стать более подобными Христу. Таким образом, поскольку Бог создал их и заповедал, они хороши и необходимы для жизни каждого верующего.
Подобным же образом, Эдвардс призывает верующих не оставлять практику молитвы, не быть ленивыми, равнодушными и непостоянными в ней, что делает молитву настолько большим бременем для некоторых людей. С другой стороны, если христианин постоянно и усердно молится, он "приобретает одно из лучших средств, ведущих не только к христианской, но и к любезной и приятной жизни, жизни в сладком общении со Христом и обильном свете Его лица" (47). Эдвардс также предостерегает от пренебрежения долгом, потому что обычно оно не прекращается и приводит ко многим практикам, которые подталкивают нас отказываться от всех своих обязанностей и оставлять молитву и всякую духовную дисциплину. Это правда, что Эдвардс говорит, что если у вас есть подлинная жажда по Богу, вы будете иметь "истинное и благодатное стремление к святости", которое "никогда не ограничится бездейственными желаниями" (48); но при этом он всегда старательно стремится через дисциплину взращивать благочестие и увещевает верующих пребывать в вере и идти по пути послушания.
Можно ли сказать, что эти практики по своему характеру основаны на законе и не относятся к нынешнему завету благодати? Ответ на этот вопрос находится за пределами природы самих этих методов, в человеческом сердце. Легко жить как фарисеи и практиковать эти дисциплины, как цель в себе, как справедливо заключает Уитни (49). Однако, если кто-то практикует их как средство для приближения к Творцу всего и для достижения большего соответствия Христу, то это практики не законнические, но добрые и полезные. Как мы видели, даже в жизни Эдвардса, можно практиковать духовные дисциплины, не зная Бога. Тем не менее, если мы вкусили Господа, Он изменил наши чувства и наши желания, и теперь мы стремимся к святости и общению с Ним. В самом деле, духовные дисциплины будет взращивать эти чувства, потому что мы будем больше знать Бога, и по мере возрастания знания будет расти и наша любовь. Здесь очень важно подчеркнуть то, что написал Эдвардс во введении к своим резолюциям: что никто не в состоянии делать ничего без благодати Божией. Никто не в состоянии поддерживать любую дисциплину, если благодать Божия не поддержит и не укрепит ее. Только Его силой мы можем расти в познании Его и в благочестии. И, наконец, пока практика духовной дисциплины реагирует на повеления Бога и ее целью является приближение ко Христу и уподобление Ему, никто не может сказать, что эти духовные практики являются законническими.
Почему духовные дисциплины важны для детей, которые не имели опыта обращения? Несут ли они какую-либо пользу для неверующих? Что касается молитвы, Эдвардс предоставляет доказательства из Притчей и Послания Иакова, что Писание, по крайней мере, повелевает всем молиться о мудрости. Кроме того, несмотря на то, что нет никакого истинного добра в молитвах - как и в любых других действиях! - неверующих, Бог "иногда по Своей суверенной милости жалеет злых людей и слышит их вопли", как в библейских примерах с ниневитянами (Иона 3) и Ахавом (3 Цар.21.27-28). И наконец, пожалуй, самое главное, молитвы грешников, хотя они не имеют никакого добра в себе, могут быть средством подготовки к благодати (50). Таким образом, необходимо обучать детей на пути Господа, и это было бы очень полезно для любого человека, даже неверующего, молиться и практиковать эти дисциплины, ибо это было бы неким приближением к пути, на котором Бог может найти нас. Уитни говорит, что это подобно подготовке дров для огня благодати. Таким образом, это хорошо, полезно и предопределено Богом - что неверующие также участвуют в этих дисциплинах.
Мы можем узнать много уроков из жизни этого благочестивого человека, и подражать им, как повелевает апостол (Евр.13.7). Самое похвальное в характере Эдвардса то, что он стремился к приближению ко Христу и к уподоблению Ему во всей своей жизни "через полный спектр духовных дисциплин" (51). По словам Дональда Уитни, Джонатан Эдвардс использовал эти духовные дисциплины, как дорогу к Богу через мост Христа Посредника (52). В конце концов, эти дисциплины являются Богом установленными средствами для освящения и благочестия. Дисциплины в жизни Эдвардса, полагает Уитни, были библейскими, личными и межличностными, и достаточными для благочестия (ср. 2 Пет.1.3). Эдвардс пишет о молитве, уединении, хвале, семейном поклонении, обучении и размышлении как духовных методах. Уитни особо отмечает, тот факт, что Эдвардс использовал все свои умственные способности, чтобы возрастить свою любовь к Господу. Дневник и личные письма Эдвардса заполнены случаями, когда он едва не плачет или когда его сердце радовалось в Господе, глядя на Его творения, размышляя о чудесах Спасителя, и просто читая Писание. Кроме того, Уитни отмечает, что, хотя мы не можем сравниться с Эдвардсом по интеллекту, мы можем подражать ему в его дисциплине. Таким образом, мы должны стремиться практиковать эти духовные дисциплины в нашей жизни со всяким постоянством и определенностью, чтобы больше походить уже не на Эдвардса, а на Христа.
Кроме того, из преданности пуританским обычаям у Эдвардса можно сделать вывод, что для верующих очень важно наставить своих детей в путях Господних с самого юного возраста. Эти дисциплины могут, если позволит Господь, подготовить их сердца и разум к тому, чтобы они могли получить Евангелие и полюбить Бога. Несмотря на то, что ничьи предпринимаемые усилия сами по себе не могут спасти душу, родители могут и должны учить своих детей в дисциплине Божией. То же самое касается невозрожденных людей: хотя сами они не могут сделать ничего, в их силах поставить себя в такое положение, где Господь может затронуть их, если Он пожелает это сделать.
Наконец, Эдвардс напоминает нам о красоте и превосходстве молитвы в жизни христианина. "Зная, что у нас есть молитва, которую слышит Бог, будем преуспевать в обязанности молитвы. Будем жить молитвенной жизнью искренней и постоянной, и молиться всегда, не переставая". Дай Бог нам благодати упорства в дисциплинах, что Он милостиво даровал нам для следования по пути святости! Пусть Он восстановит эту практику в современной Церкви и использует ее для назидания святых и для Его славы.
[1] Hambrick-Stowe, Charles. The Practice of Piety: Puritan Devotional Disciplines in Seventeenth-Century New England. (Chapel Hill: The University of North Carolina Press. 1988)p. 54
[2] Ibid. p. 99 [3] Ibid. p. 100, 102 [4] Ibid. p. 103
[5] “Их пища - воспоминание о Божьих благодеяниях для души их" Ibid. p. 147
[6] Hambrick-Stowe. p. 156 [7] Ibid.[8] Ibid. p. 177 [9] Hambrick-Stowe. p. 177 [10] Ibid. p. 182-4
[11] Marsden, George. Jonathan Edwards: A Life. (New Haven: Yale University Press, 2003). p. 28
[12] Edwards, Jonathan. “All True Grace in the Heart Tends to Holy Practice in the Life.” Charity and Its Fruits. http://www.jonathanedwards.com/sermons/Charity/Charity.htm
[13] *Jonathan Edwards, The Works of Jonathan Edwards, vol. 2, Perry Miller, gen. ed., Religious Affections, ed. John E. Smith (New Haven, CT: Yale University Press, 1959), page 366.
[14] Whitney, Donald. “What Role Does Sanctification Play in Salvation?” in http://www.spiritualdisciplines.org/role.html
[15] Eph. 2.9,10
[16] Marsden, pp. 20, 21
[17] Marsden. p. 20
[18] Whitney, Don. “Pursuing a Passion for God through Spiritual Disciplines: Learning from Jonathan Edwards.” Conference A God-Entranced Vision of All Things: The Unrivaled Legacy of Jonathan Edwards. October 11, 2003
[19] Edwards, Jonathan. Personal Narrative. http://www.jonathanedwards.com/text/PersonalPNarrative.html
[20] Edwards, Jonathan. Resolutions.
[21] Marsden, p. 36
[22] Edwards, Personal Narrative.[23] Ibid.[24] Ibid.[25] Ibid.[26] Marsden. p.133[27] Ibid. p. 254
[28] John Wesley, “On Obedience to Parents,” in The Works of the Rev. John Wesley, 16 Vol. (London, 1809-12), 7:103, quoted in Marsden, p. 21
[29] Marsden, p. 321, 322.
[30] Ibid. p. 323
[31] Letter to Esther Edwards Burr. Stockbridge, March 28, 1753.
[32] Letter to Jonathan Edwards Jr. Stockbridge, May 27, 1755
[33] Letter written to Mary Edwards. Northampton, July 26, 1749.
[34] See background of the puritan tradition.
[35] Edwards, Jonathan. “Hypocrites Deficient in the Duty of Prayer.” http://jonathanedwards.com/sermons/Pastoral/Hypocrites.htm
[36] Edwards, Jonathan. Personal Narrative. http://www.jonathanedwards.com/text/PersonalPNarrative.html
[37] Edwards, Jonathan. “The Most High a Prayer-Hearing God.” http://www.jonathanedwards.com/sermons/Special/Prayer.htm
[38] Ibid.
[39]Edwards, Jonathan. Miscellanies 772. Таким образом, Он выступает как Посредник между нами и Отцом и Духом в завете с грешными людьми, ибо от имени Отца Он заключает с ними завет и представляет Отцу их молитвы и любовь, доверие и послушание, ибо все они могут быть принесены Богу не иначе как через Посредника при действии также Святого Духа через Него.
[40] Ibid.
[41] Edwards, “Hypocrites Deficient in the Duty of Prayer.”
[42] Ibid.
[43] Edwards, Jonathan. Personal Narrative. http://www.jonathanedwards.com/text/PersonalPNarrative.html
[44] On January 12, 1723 he dedicated himself completely to God, to take himself as his “whole portion and felicity,” and to obey Him according to His law, “engaging to fight, with all [his] might, against the world, the flesh, and the devil, to the end of [his] life.”
[45] Edwards, Jonathan. “Hypocrites Deficient in the Duty of Prayer.”
[46] Whitney, Donald. “What Role Does Sanctification Play in Salvation?” in http://www.spiritualdisciplines.org/role.html
[47] Edwards, Jonathan. “Hypocrites Deficient in the Duty of Prayer.”
[48] Edwards, Jonathan. Religious Affections. quoted in http://www.spiritualdisciplines.org/thirst.html
[49] Whitney, Don. “Pursuing a Passion for God through Spiritual Disciplines: Learning from Jonathan Edwards.”
[50] Edwards, Jonathan. “The Most High a Prayer-Hearing God.”
[51] Whitney, Don. “Pursuing a Passion for God through Spiritual Disciplines: Learning from Jonathan Edwards.”
[52] Ibid.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №215122002478