Зубарев Сергей Павлович
В РККА с мая 1932 года, был призван Кировоградским городским военкоматом.
В звании лейтенанта служил младшим летчиком в 5-й истребительной авиационной эскадрилье 36-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 20 августа 1937 года по 25 апреля 1938 года в качестве пилота истребителя И-16.
Всего в Испании совершил около 100 боевых вылетов, участвовал в 30 воздушных боях, в паре с другим летчиком сбил 1 истребитель Ме-109.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
Присвоено звание капитана.
В 1939 году был назначен командиром эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка, продолжал служить в Киевском военном округе.
«…Капитан Сергей Павлович Зубарев несомненно принадлежит к той категории летчиков-истребителей, безудержная храбрость которых всегда служит предметом восхищения. О его полетах можно рассказывать бесконечно, они будут казаться невероятными, хотя это будет только сущая правда.
Молодому капитану Зубареву есть о чем рассказать, но, как все летчики, он оказывается в большом затруднении, когда речь заходит о его личной, боевой работе. Зубарев, например, готов подробно описать подчиненных ему пилотов, он найдет для этого самые яркие определения и характеристики, о себе же говорить трудно. Он исключительно лестно отзывается о своем истребителе, о его качествах, надежности и считает, что на такой машине нельзя летать плохо. И он сам летает безупречно, а почерк его полета превосходен.
Боевые качества летчика-истребителя определяются, прежде всего, его умением вести воздушный бой. Это относится и к отражению налета бомбардировщиков, к бою с истребителями противника, к поражению наземных целей и т. п. Во всех этих видах Сергей Павлович Зубарев испытал свои силы, способности и прослыл отважным истребителем, не знающим страха.
Зубарев - искусный мастер высшего пилотажа. Классическое выполнение всех фигур - наиболее сильное его преимущество.
Заслужить лестную оценку летчику у летчиков - не так-то просто. Они часто сверх всякой меры придирчивы, и даже в изумительно совершенном полете, они обязательно попытаются найти хоть одну ошибку, пусть самую незначительную и этого будет вполне достаточно, чтобы сказать: - можно было полететь лучше.
И вот среди таких искушенных знатоков летного дела Сергей Павлович Зубарев слывет отличным, бесстрашным истребителем. Это о нем говорят в части: - дерется в воздухе чисто и так, что дух захватывает.
Его летная биография богата десятками захватывающих эпизодов, примерами высокой доблести и совершенного знания своего дела. В заоблачной выси он будет грозен и опасен для противника. Но обо всем этом сам Зубарев рассказывает крайне скупо. И не из стыдливой скромности. Это, по его выражению, обычная будничная деятельность истребителя, боевого советского летчика…»
(Из газеты «Советская Украина» 14 февраля 1939 года)
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Воевал на Юго-Западном фронте в должности командира эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка.
10 июля 1941 года на истребителе И-16 погиб в воздушном бою. Похоронен на кладбище села Старый Солотвин Бердичевского района Житомирской области (Украина).
Награжден двумя орденами Красного Знамени (02.03.1938*, 14.11.1938).
Примечание:
* Орден имел порядковый № 1586.
Свидетельство о публикации №215122000498