Шахматная Шкатулка. Шахматная периодика

В Советском Союзе было три основных периодических шахматных издания:
«Шахматы в СССР»
«64»
«Шахматы» Рига
Кроме того Центральный Шахматный клуб (в дальнейшем – ЦШК) издавал свои бюллетени и Российская Федерация шахмат издавала бюллетени своих Международных турниров.
Из доступных международных изданий моя мама смогла подписать меня на югославский «Шахматный Информатор», каковой я и получал с завидной регулярностью до тридцать четвертого номера (начиная со второго!!!). Потом пришло время и  все свои информаторы я просто продал. Жить то было нужно на что-то, а я заканчивал университет и мне было не до коллекционирования.
Редакцию «Шахматы в СССР» возглавлял великий Юрий Львович Авербах.
Размещалась она многие годы в пристрое к зданию ЦШК во дворе на Гоголевском бульваре, 14.
Наше общение с Юрием Львовичем, в отличие от всех остальных редакторов встречавшихся мне в СССР сводилось к странному диалогу о его неготовности ко встрече со мной. Случилось так, что Юрий Львович понятия не имел о моих ортодоксальных шахматных функционалах и воспринимал меня не иначе, как «молодого человека со странностью», а «странностью» они  считали Мерцающие шахматы! Я с завидной регулярностью при  каждом посещении Первопрестольной наведывался в ЦШК и заходил в гости к Юрию Львовичу. Он как правило был на рабочем месте, прекрасно выглядел и бодро правил очередную порцию шахматных комментариев (к содержанию партий отношения обычно не имевших, о чем я не премину как–нибудь просветить нетерпеливого читателя). Так или иначе, но великий аналитик ортодоксального эндшпиля под конец своей аналитической карьеры был просто раздавлен натиском шахматных программ, которые просто подавляли своим нечеловеческим перебором позиций и нахождением удивительнейших положений фигур на доске. В конце концов Юрий Львович совершенно уверился в превосходстве машинного интеллекта на человеческим. И сколько я не объяснял ему, что в Мерцающих шахматах компьютеры не научены делать доже первой серии ходов, он был безутешен.
«64» в разные годы возглавляли разные люди. Но, во-первых, это были не международные гроссмейстеры, а очень сильные шахматные журналисты. Во-вторых, «64» начиналось, как еженедельное приложение к газете «Советский спорт» и я застал еще в редакции «Советского спорта» Игоря Зайцева, колдующего над номером свместно с Александром Рошалем.
Александр Борисович Рошаль и  стал основным редактором «64» после выделения его в самостоятельное издание. Располагалась редакция в уютном особнячке напротив входа в Центральный универмаг Военторга с видом на Александровский сад при  Кремле и Библиотеку имени В.И.Ленина. Центральнее придумать было просто невозможно.
Редакция «64» меняла свои составы на моём веку раза три или четыре. Неизменным был только сам главный редактор. Меня они один раз опубликовали. Причем – шахматное стихотворение! И, что уже совсем странно – не шахматное! Точнее текст моей песни «Лаура, ты жива!»
И «Шахматы в СССР» и «64» систематически давали очерки о видных шахматных мастерах, об истории шахмат, публиковали партии с международных турниров и исправно освещали матчи на первенство мира среди мужчин – целиком, и среди женщин – фрагментарно.
Третий журнал – рижский – был в рознице не всегда (я жил в Архангельске и к нам не всё «доходило») и несмотря на свой формат пользовался уважением и популярностью у шахматолюбивой публики.
«Шахматный Информатор» выходил раз в полгода. В нем впервые я познакомился с диаграммной записью партии, когда вместо букв фигура обозначается своим диаграммным изображением.
Он состоял из подборки прекрасных партий, сыгранных за отчетный период, подборки красивейших окончаний и комбинаций и рейтинг-листа сильнейших шахматистов мира.
Вся остальная мировая шахматная периодика нам – простым смертным – была просто НЕДОСТУПНА.
Сейчас положение изменилось, но… исчезли  и интерес и стремление погружаться в мир случайных чисел и людей.
Ортодоксальные шахматы вымирают.
Это очевидно любому непредвзятому человеку.
Альтернативные шахматы еще не могут, а ортодоксальные уже не могут главенствовать в мире.
Уверен – спортивный аспект шахмат, к счастью, далеко не самая интересная их сторона и бессмертие живым шахматам обеспечивает как раз их высочайшая  окультуренность и способность разрешать массу сложнейших проблем игрового воспитания.
Шахматы мощно дисциплинируют мышление.
Намного мощнее, чем изучение латыни и древнегреческого.
Шахматы подготавливают к восприятию массы абстракций, тьмы математических объектов.
Шахматы – великолепный инструмент самопознания.
И в этом видится мне их гуманистическая миссия.
А шахматная периодика прошлых лет лишь своеобразно отразила крошечный кусочек этой огромной, беспредельной по сути РЕАЛЬНОСТИ, которую всем нам еще только предстоит начинать осваивать и осмысливать в веках.


Рецензии