Мама 1923-2014

Вот собрала все миниатюры о маме. Последовательность написания старалась сохранить, но не уверена, что получилось...
 
                ***
Так случилось, что 12 октября, в день рождения мамы,  приехали чествовать её любимый внук и правнуки. Я люблю Витюху, но не хочу пересекаться с ним. Этому барину общаться со мной не о чем. Ему глубоко наплевать на проблемы тётки, и он боится , что я вдруг попрошу его о чём-то. Бабушка - другое дело. Она завещала ему квартиру и ему не резон не оказывать внимание.
Да я и не против, а даже наоборот. Без их компании мне с мамой легче и веселее. С родственниками победнее находятся и темы для общения, и поржать, и поплакать.

15 октября они забрали маму на кладбище, где похоронены сестра- мама Виктора и брат. Потом привезли её к себе на поминки. Мама с восторгом рассказывала богатстве и дизайне квартиры в 100кв.м. Я искренне рада за племянника.Всё у него правильно и хорошо. И бизнес, и семья, и чудесные дети. У всех свои машины и комнаты в особняке в Подмосковье. Бабушке комната с тёплыми полами  тоже есть, но она почему-то наотрез отказывается туда ехать. - Я там чувствую, как в тюрьме за каменным забором. Все на работу уедут, а я что с собаками должна общаться? Нет уж, я своих подружек не брошу.
Вобщем, 17 октября у Искандара сломалась машина, и я одна поехала своим ходом к маме.
Дома, конечно, её не застала и увидела гуляющей с приятельницей 92 лет вдоль бульвара. Я порадовалась её внешнему виду и скорости вышагивания.
Увидев меня, она бросила подругу и бегом помчалась навстречу. Я не ожидала такой прыти и даже испугалась за неё.
Букет цветов был представлен всем старушкам, сидящим у подъезда с гордостью и радостью.
- Ой, всё несут и несут цветы, не знаю уж куда и ставить...
13 ступенек до лифта буквально слёту преодолела. Я еле успевала.
- Что, старая, запыхалась? Гуляешь мало...
Дома было чисто и уютно. На столе стояла швейная машина "Веритас", когда-то отданная брату, который  ею частенько пользовался. Теперь его нет , и внук принёс бабушке. Врят ли она справится с электрической, но попросила заправить и оставить на столе.
- Буду тренироваться, а то всё на ножной шила.
Стол накрыли на кухне. Манту и пожаренные кабачки, которые передала Зубайда, были кстати. Мама захлопотала в холодильнике, вытаскивая всё самое вкусное, на её взгляд, и оставшееся с барского стола.
Выпили по бокалу хорошего полусладкого, и я попробовала , нахваливая, все угощения. А она причмокивая ела кабачки и манту. Праздник удался. Как и всегда вспомнили всех, кого уже нет, всплакнули...Потом спели, даже поплясали под музыку в телевизоре  и стали разбирать её залежи на балконе. Выбросили ещё много, что было жалко в прошлые разы. оставили несколько сумок барахла на дачу А.С. (будто у него мало накопилось за 50 лет) Я старалась ни от чего не отказываться и это радовало её. Мол, а ты хотела выбросить...
Подготовив сумки для Искандара,который заедет вечером, мама пошла провожать меня с чувством исполненного долга.
А вечером позвонил сын Игорюха и сообщил, что перелёт из Марокко прошёл успешно, и они уже дома.

                ***
Давай ещё потерпим...

Уффф! Мама в очередной раз побывала на грани жизни и смерти. Я никогда не видела её такой беспомощной. Губы дрожали из глаз не выражавших ничего кроме муки и испуга непрерывно текли слёзы...Её организм обессилел от рвоты и поноса от слабительного, которое заставили выпить в огромном количестве рперед колоноскопией.
Она, привыкшая к самообслуживанию и чистоте, лежала на грязных подушках, в грязном белье и страдала невероятно. От слабости она не могла поднять руку...
Я молча , комок в горле не позволял говорить, сорвала всё грязное, с трудом усадила на стул. Просто увидев чистую постель, она успокоилась и уже через несколько минут я вымыла её в душе, где она на глазах набиралась сил.
Лёжа в чистой постели улыбка появилась на лице.
- Знаешь, я всегда была готова покончить с жизнью, если буду в таком беспомощном состоянии. Но у меня просто не хватило бы сил достать таблетки, как мне было плохо. И ты знаешь ещё помучаться захотелось... Вот и не зря. Завтра должна быть колоноскопия, я отказалась...
- Мам, давай ещё немножко помучаемся? Вдруг будет происходить что-нибудь интересненькое, а мы и не узнаем...Сегодня всё-таки настрой себя на это мучение. Всё таки интересно же что там в кишках мешает тебе жить. Ну из любопытства потерпи...
- Ладно завтра будет видно. Сейчас вроде получше, но есть не могу, сразу фонтаном желчь из горла хлещет. Она не успела ещё договорить, как чуть не захлебнулась от ораньжевой жижи. Я еле успела подать салфетки и лоток. Глаза опять наполнились слезами и этой убивающей безнадёгой.
- Мам, видишь, печень просит помочь, потерпеть...
Кривая улыбка вновь появилась на её испещрённом тысячью морщинками лице..
Пришёл сынулька с невестой и цветами. Бабушка очень обрадовалась, оживилась, повеселела. Начались разговоры на совсем небольничные темы, и вскоре все уже смеялись от бабушкиных шуток.
Она ничего не ела уже сутки, но общение придало ей и сил, и уверенности. К вечеру она уже шла по коридору с 2хметровым внуком, маленькая и очень слабая , но волевая старушка, не доходящая ему даже до подмышки.
Мы со Светочкой с умилением смотрели на эту трогательную пару. Игорюшка просто совершил чудо своим появлением. Настроение мамы стало боевым, оптимистичным , и она была готова к подвигам.

На следующий день я услышала в телефоне хриплый , еле слышный голос.
- Мне сделали... , я вынесла.
- А что с голосом?
- Это я сорвала криком от боли,когда делали колоноскопию. Обнаружили полипы и отрезали кусочки для анализа. Мне уже лучше. Я поела и меня не вырвало. Не приезжай...Я сама всё могу.
Как же я могу не приехать и не порадоваться. Загрузив сумку всем для маникюра и педикюра, прибыла в палату.
У мамы уже не беспомощный, а очень уверенный вид. Я приготовилась с радостью слушать обычные критические замечания по поводу своей внешности .  С улыбкой привела в порядок все её вещи, выбросила таблетки, которые она игнорировала. Пожаловалась врачу, что она не выполняет назначений и плохо спит от храпа соседок, не таких старых, но очень полных женщин. Врач всё приняла к сведению, записала замечания в лист рекомендаций, измерила давление, пульс и наполняемость кровью сосудов на пальчике зажимом. Результаты , как у космонавтки, всё в идеальной норме. Глянув на меня, врач предложила и мне эту процедуру, после которой побежала за лекарствами от давления (180) и сердца (115 ударов). Я этого совсем не замечала.
С таблеткой под языком я обработала маме руки и ноги. От этой процедуры она пришла в полный восторг, как и соседки.
Я знала, что больше всего порадует даже пожилую женщину- чувствовать себя ухоженной. Она возродилась. Она забыла о мучениях и предположениях. Она в свои 86 лет почти порхала по палате показывая ноготки, такие красивые... Потом мы погуляли по коридору, и я, довольная своим лечением, пишу сейчас для вас.

Мама прожила ещё 4 года. Полипы в кишечнике надо было удалять...Врачи видимо не решились... Настаивайте при случае.
               
                ***

Почувствовав себя настолько хорошо, что сама может себя обслужить, мама разогналав всех подсунутых на всякий случай сиделок, отматюкала нас по очереди и стала бороться за место в госпитале для ветеранов, где и собиралась делать операцию, которую ей рекомендовали врачи 15 больницы.
Там ей не понравились ни врачи, ни равнодушный вообще ко всему медперсонал, который просто вынуждал своим невниманием нанимать сиделок, даже для того, чтобы поменять капельницу или проследить за приёмом лекарств. Когда я медсестре предъявила в кулаке все лекарства, не выпитые мамой, она с испугом выхватила и выбросила их, увидев приближающегося врача. Я сделала вывод, что она должна была проследить, или предупредить сиделку, да хотя бы вовремя выбросить.

Итак мама в госпитале.
Все процедуры, , предшествующие операции перенесла легко, даже колоноскопию. (вот и судите о профессионализме).
Мы её, конечно, обманули, наняв сиделку. Армянка Аля сидит в палате, якобы от больницы , так положено. Она и правда помогает всем 5ти старушкам.
Госпиталь на окраине Москвы, территория огромная. Погода стояла ветреная с переменным дождём, градом и снегом. На  подсобных помещениях нарисованы огромные плакаты с поздравлениями с днём победы. Со всех 15 этажей видны эти плакаты и радуют сердца ветеранов, которые ещё в силах ходить по коридору или подходить к окнам.
Кругом идёт ремонт и благоустройство. Таджики, узбеки и все остальные разнорабочие густо раскрасили своими оранжевым куртками территорию. Как муравьи , они переносили тяжести, двигались с носилками, лопатами, тележками, и вокруг горы земли и гравия превращались в цветники и дорожки.
-Сам Лужков будет в госпитале на праздник - Уважительно сказал дедушка с палочкой.
- Интересно, а внутри поменяют замки в дверях, не закрываются. Да и в туалетах нет вёдер для мусора, складываем в висячий пакетик, неудобно. И холодильники далеко, мне трудно туда идти, да и забиты под завязку. Будто здесь совсем не кормят... - Это моя мама вставила .
- У нас тоже дверь не закрывается , но мы придумали перевязочку. Я к вам зайду, помогу...
- Не надо, мы уже сделали - улыбнулась мама, поправив завиток волос , упавший на лоб. - Иди уж, что без дела здесь торчать...Видишь у нас и телевизор есть.

Дааааа. Телевизор всем телевизорам телевизор. Огромный 20 летней , а может и ещё большей выдержки. Как  танк, он стоял на массивном столе.
- мужики футбол смотрят. Всё, пока. - и она повернувшись, быстро пошла в палату. Разговор окончен. Я радостная за её боевое состояние, поехала в обратный неближний путь. Через 2 часа я наслаждалась горячим чаем и "Своей игрой". Успела к последнему раунду.

К 1 мая маму выписали, сказав, что можно прожить и без операции, соблюдая режим питания. Это придало ей сил и уверенности. Приехав навестить её уже домой застала её прогуливающуюся с подружкой у дома.
- Я чувствую себя превосходно, только голова немного кружится. Пойдём домой, сейчас Коля будет звонить, напоминать о таблетках и еде.
По ступенькам поднималась тяжело, но шагала по прямой быстро и вполне уверенно. Дома начались распоряжения по хозяйству. Испуг вызвал звонок брата.
- Блин...Совсем забыла про таблетки... " Выпила, выпила, не волнуйся, сейчас обедаем"- крикнула она  трубку и нажала на кнопку. -Давай за праздник по рюмашечке красненького. У меня кагор есть...
Мы выпили по глотку вина, закусили, пропели куплет соей ритуальной песни, и потекла жизнь своим руслом хлопот и претензий. Второй звонок удивил маму. Номер высветился незнакомый. Уже через минуту лицо расплылось в улыбке и довольстве. Мама выпрямилась, будто на параде.
- Да, спасибо, обязательно буду. Ордена и медали? Да, есть...Обязательно. Не дойду, так доползу. Не беспокойтесь. Меня подлечили...
- Это от совета ветеранов. 4 мая для ветеранов совет организует встречу в кафе. Давай посмотрим мой пиджачок с орденами и значками, может что подправить нужно.
Мы ещё немного повозились с подгонкой пиджака. На похудевших плечах он висел неприглядно.  Я уже давно не видела её такой бодрой и воинственной. Команды отдавались чётко и понятно. Движения стали быстрыми и радостными. Мама опять "на коне".

Уже сегодня, 4 мая 2010 года в 17 часов я получила подробнейший восторженный отчёт по телефону о встрече ветеранов. Было 15 человек.
                ***
Бабушки и больница

Дома застала маму в почти бессознательном состоянии в луже мочи и кала. Брат стоял беспомощный и дрожащий. Кое как привели в чувство, вместо речи мычание. С большим трудом обиходили, поменяли постель и вызвали скорую. Врач обнаружил резкое падение сахара. Укол привёл в говорящее состояние маму и мы успокоились, это не инсульт. Врач скорой сказала, что показаний для госпитализации нет и уехала. Что делать дальше мы оба не знали. Брат -инвалид, а я работаю и живу в 2 часах езды. Да и не справлюсь я с уходом, просто потому, что самой уже 65, и я не смогу даже повернуть её одна. Позвонили внуку, который обещал  помочь бабушке в последние дни. Всё-таки именно ему она завещала квартиру и только он состоятельный и энергичный человек мог реально помочь. И правда, приехав, он в момент всё разрулил и маму увезли в 15 больницу. Там же он договорился о сиделке, и мы с братом успокоились.
В субботу , как и обещала, поехала навестить.

  Мама лежала чистенькая, умытая , с расчёсанными волосами. Заметила, что лицо смазано питательным кремом, а на тумбочке стояла гигиеническая помада, рядом с вазелиновым маслом, которое ей надо пить перед каждой едой.
За ней ухаживала сиделка из фирмы, Наташа, женщина лет 52-55 с Украины. Разговорились.
Наташа бывшая директор школы, преподаватель украинского языка и литературы. Вот уже 3 года приезжает в Москву на заработки, чтобы поддержать семью и свою, и детей. Ухаживает сразу за тремя старушками, которым уже за 80. Спит там же , в палате. Когда есть свободная койка, на койке., когда нет на матрасе на полу. Доброжелательная и уверенная в своих действиях. Перестилает ловко и нежно. С прибаутками и разговорами, что очень нравится старушкам.
В палате 5 бабулек одного возраста, но разных по характеру.
Одна очень скандальная. Всё время жалуется, что за всеми ей приходится прочищать засоры в умывальнике и туалете.
- и вообще бросили своих бабок сюда, чтобы не возиться дома, а теперь покупают эти поперсы дурацкие, чтобы самим не пачкаться... Вот какие дети пошли, сволочи. Она распалялась всё громче и громче. Мама сжала мою руку, чтобы я не отвечала.Но я разве смолчу?...
- Вы абсолютно правы. Я не научилась ни уколы делать , ни капельницы ставить, да и поднять маму уже не смогу, как ваши дети, дай им бог здоровья.
Бабулька открыла рот , но не нашла что сказать и стала бурчать себе под нос что-то видимо ей одной интересное. Когда я пошла в санузел стирать мамину салфетку, она с явным удовольствием прокричала, что проверит, засор будет или нет. Я вежливо отчиталась , что засора не было и нет.
- Это я только что пробила за вами.
- так я только оттуда, а вы ещё и встать не успели...
- Значит сейчас будет засор...- сказала она и отвернулась к стене.
Вторая бабулька всё время звала Наташу стоном
- я умираю, Наташа, я умираю?
- Нет, я не позволю, не волнуйтесь, вы просто покакали. Я сейчас всё сменю. И она ловко переворачивала старушку и меняла памперс, вымывая специальной пеной с приятным запахом все складочки. Старушка затихала на время, но после касторки , через полчаса вновь умирала и звала Наташу.
Моя мамочка была в таком же состоянии , но терпеливо ждала своей очереди. Я была рядом на этот раз и, приноровившись, всё сумела сделать сама. Две другие старушки вполне интеллигентного вида ждали, когда все успокоятся, и я смогу обработать им ноги. Наташа помогала мне, и мы быстро справились со всеми вросшими ногтями и заросшими пятками. Промассировав и смазав кремом, мы с наслаждением наблюдали за блаженством на лицах женщин. Мама уснула и мы с Наташей вышли в коридор, что бы я откашлялась. Бронхит мучал уже вторую неделю. Повязка на лице сначала раздражала сварливую старушку, но потом она привыкла. Обговорив детали ухода и материальную базу, я уже собралась уходить, как из двери показалась злая бабулька с выражением просьбы на лице.
- может и мне подстригнёте ногти? Мои сволочи не приходят уже 2 недели.
Я без разговоров согласилась, и в палате настал мир и спокойствие.
- Ты ещё здесь? А.С. наверно заждался , иди , я от тебя уже устала. - улыбнувшись, сказала мама. - Наташа всё принесёт и сделает...(за 1500р в сутки, я тоже надеюсь на это).
За 4 часа в больнице я не увидела ни одного русского лица в обслуживающем персонале...Фамилия медсестры тоже -Дзюба.
 
                ***
Бабушки и больница ч. 2

 Я в недоумении стояла гружёная двумя сумками с памперсами у дверей палаты. Мамы на кровати у окна не было.
- Я здесь, - с радостью услышала я уверенный голос с кровати у стены. - Ну зачем столько..? Я согласилась на операцию. У меня киста в сигмовидной кишке. Может быть непроходимость...
- Ну вот , возьмёшь с собой в хирургию.
- Украдут.
- Ничего, я ещё привезу, пусть будут. Ведь тебе хорошо с ними?
- Да, конечно. Я много лежу, а ни пролежней , ни даже раздражений нет. Наташа молодец. Я уже ходила до двери и обратно. Мало ем, рвёт, голова кружится.
Над кроватью висела на цепи палка. Она подтягивалась, поднимая спину. Я была рада, что не вижу беспомощности и страха в глазах.
В палате сменился контингент. Рядом лежала огромных размеров женщина лет 60ти. Большая и шумная, она не обращала никакого внимания на замечания других больных. Заметила, что к маме она относится вполне доброжелательно, в то время как на старушку с противоположной стороны кричала и грозила вывести кровать из палаты.
- У неё наверно повышенное давление и постоянная головная боль. Ваш громкий разговор по телефону , видимо раздражает её. может стоит говорить потише.
- Так связь плохая , ничего не слышно, а мне надо сказать всё, что надо... потерпит, не барыня. Целыми днями всем недовольна...Цаца... Я тоже ночью не сплю от её стонов...
Мама вновь сжала мою руку, успокаивая и прося не продолжать разговор. Толстушка Елена положила телефон и перевернулась на бок оголив свой безразмерный зад. Как выдержала кровать такой манёвр..? Она так заскрипела, что я приготовилась к спасательным и защитным действиям. Аккуратно вытащив из-под Елены одеяло, прикрыла её пышные формы. Простынь вся была в кровавых засохших пятнах от подушки до пяток. Я побоялась спрашивать.
Потом пришёл брат. Серый костюм сидел безукоризненно на худощавом теле. Я с удивлением узнала в нём его свадебный костюм. Значит уже костюму лет 40 не меньше.
- Ещё ГДРовский. Подкладка вся вытерлась, но я сам залатал, а верх, как новенький. Я же только по праздникам одевал его...
Он принёс маме воблу. Я бы сроду не догадалась принести воблу. Кусочек воблы вызвал полный восторг. Мама с удовольствием жевала воблу, вспоминая, как рада была квашеной капусте, которую совсем недавно принесла правнучка. Маленького кусочка ей хватило, чтобы утолить желание.
Потом совсем неожиданно для меня в палату зашла торговка с сумками полными ночных рубашек, трусов, кофточек, маек... Меня удивило, что её приход никого не раздражал. Все стали рассматривать товар и советовать Наташе- сиделке, какую вещь купить. Я тоже захотела купить маме новую сорочку или футболку, чтобы сменить старую рубашку. Узнав цену, вобщем совсем небольшую, она замахала руками , отказываясь от обновки.
- Нет, нет, у меня всё есть.
А потом все заливались хохотом, когда Елена специально прикладывала к себе трусы и рубашки...
- Ну на кого только шьют. На настоящих женщин ничего нет. - сказала Елена, смеясь и рухнув на подушки так, что кровать на колёсиках выкатилась на середину палаты.
- Сестра!!! - крикнула Елена
- Что случилось? - вбежала испуганная сестра.
- Подъёмный кран вызывай, я в туалет хочу, а кровать в дверь туалета не проходит...
Сестричка шутя пригрозила ей успокоительной капельницей и ушла в лекарствами в следующую палату.
Наташа поставила кровать на место, быстро и ловко справилась со слонихой, помогая ей встать и дойти до туалета. Я с удивлением наблюдала, как она протискивалась в сан блок. Я не знаю с каким диагнозом попала Елена в больницу, но поняла из её разговоров по телефону, что она неодинока и любима.
- Вот такая скоро будешь. Ешь , наверно, в три горла...
Сказала обычные "самые приятные" слова мама. Значит настроение хорошее, и это радует.
Через несколько минут бабульке напротив сестра поставила капельницу, видимо снижающую давление и, уходя, пригрозила Елене кулаком, на что толстушка послала ей воздушный поцелуй. Я поняла, что тут свои заморочки и правда не надо вмешиваться.
Я уговорила маму сесть, сделали "велосипед" с усилием, потом встала на ноги и... нет она не пошла, опираясь на меня, она побежала маленькими шажками, придерживая свободной рукой памперс. "Пробежав" метров 5 остановилась и, повернув обратно, "побежала" в сторону туалета...
- Эх опять не удалось добежать... Давай на место, пописяла я.
- А ты говоришь, что я много привезла...
- Да уж... Я на рекорды ещё не способна...Да какие мои годы ... Главное тренировки не пропускать...
Она сама по отработанной технологии забралась на высокую для неё кровать. Наташа привела её в порядок

 Потом пришла правнучка Маша, и мы с Колей ушли...
А вечером позвонил брат и сказал, что мама обиделась за то, что я мало общалась с ней, а больше с торговкой.
- И вообще , ты всегда, как чужая, совести у тебя нет ...
Я положила трубку. . .
Родственники начали решать квартирный вопрос ... Я без претензий. Пусть между собой грызутся, соревнуются в любви... Я в этом вопросе и правда "чужая"...
                ***               
Теперь надо о маме писать по дням. Каждый может оказаться последним...

Сегодня выходной у Искандара и мы приехали к моей маме. Она часто вспоминала его и ждала приезда. Уж очень они полюбились друг другу. Всегда уважительно внимательный, он расплющивал мамино сердце. Оно отражалось масляным блином на радостном лице. Морщинки расправлялись и плутоватые искорки появлялись в глазах.
В этот раз мама лежала в полузабытьи и не сразу узнала нас. Однако , разглядев и узнав Искандара протянула к нему руки и тихо-тихо прошептала засохшими губами: - Ты, Искандар? Ой, миленький, хорошо, что успел навестить...
Потом они долго "разговаривали", пока я с сиделкой Катей общалась на общие темы. Войдя в комнату , увидела как Искандар очень нежно массирует маме руки, с болеутоляющим кремом.
- Спасибо, Катя сейчас ей спину будет протирать и сделает массаж сама. Она очень хорошо делает.
- Не надо, я уже всё сделал. Спина чистая без пролежней. Она просто устаёт лежать долго в одном положении. я за своей бабушкой дома ухаживал, всё знаю что и как.
Мама повеселела и на прощание прочитала молитву в дорогу, не забыв ни слова.
Потом мы попили кофе, покормили маму и поехали в Кожухово к другому, очень нуждающемуся во внимании старичку.
Характер у меня противный и больше 2-3 дней без споров не можем, но когда меня долго не бывает , он скучает ...
В дороге разговорились о его бизнесе.
- Нашёл помощников, раз выходной в выходной?
- Да, матушка .
- Своих, узбеков нанял?
- Нет. Сейчас у нас работают две москвички - инвалиды, на колясках. Я нашёл их в интернете. Они справляются очень хорошо, работая дома на компьютере... Мы довольны друг другом.
- Спасибо, друг. Я прощаю все твои грехи передо мной...
- Неужели много накопилось?
- Постараюсь накопать, а то и прощать будет нечего. Вот первый. Обещал приехать в 12, а приехал в 12:15. Необязательность наказуема.
Дома нас уже ждал улыбающийся А.С. Он и не подозревал, что уже через полчаса опять будем спорить... Хотя... Знал наверняка. Посуда не на своих, привычных для меня местах...
Пока я изощряюсь в письменах, он накрывает на стол...

                ***
Мама лежала в комнате с закрытыми шторами, хотя был день и казалось, спала. Однако услышала щелчок входной двери и тихо спросила:
- Оля, кто приехал?
- Дочка Ваша!
- Что ей дома нечего делать?
- Мам, я приехала навестить тебя... - Я включила свет, чтобы разложить всё, что привезла.
- Выключи свет, раздражает.
Ольга, дородная сиделка из Винницы, быстро подлетела к выключателю...
- Ой, она не любит свет. Я открываю только одну половинку окна днём и включаю свет только в коридоре ночью... У нас закончилось масло чайного дерева. Я развожу его с оливковым и на ночь втираю в ноги, грудь и спину. Стала спать спокойнее, а то боли в ногах мучили.
- Оль, налей нам "Клюковки" хоть по глоточку и селёдочки хочу. Таблетки осточертели.
- Мам, я сейчас сбегаю в магазин куплю твою любимую в винном соусе. Не привезла, потому что врач сказала, что тебе нельзя.
- Мне уже всё можно... Может остренькое задержится в желудке. А то ведь вся еда вместе с таблетками через минут 5 вылетает рвотой. Уваж.
Я поцеловала маму и пошла в магазин.

Ещё месяц назад я приехала с внуком Лёвочкой к ней. Мама веселилась, играла с правнуком, а потом почти час гуляли...
А сейчас даже с трудом усаживаем и переворачиваем... Ольга хорошо ухаживает за мамой. Нет ни пролежней, никаких раздражений на теле.

В аптеке остался последний пузырёк масла. 50мл. стоит 175р. Я никогда не пользовалась им, теперь надо и себе приобрести...

Вернувшись из магазина я с удивлением и радостью увидела маму, сидящую на стуле за столом. Видимо она очень хотела дождаться меня в таком положении. Увидев меня , будто выполнив задание , стала заваливаться. Ольга подхватила подмышки и мамочка еле передвигая дрожащими ногами, сделала два шага до кровати.

- Всё уезжай, надоела. Я спать хочу, а мне ещё 2 ложки каши надо съесть... Мне сейчас и это трудно делать.

Ольга заставляет её есть через силу. Видимо сахар стабилизировался. Речь стала понятной, пропала сухость в глотке. Раздутый живот опал. Налицо результат хорошего ухода...

Мама уснула, тихонько посапывая. Мы с Ольгой тихонько вышли поболтать на кухню в ожидании звонка от водителя такси.

- Мама каждый день спрашивает, когда же вы приедете, забывает,что каждый день вы навещаете и говорит с вами по телефону. Её навещают подружки, родственники, консьержки. Каждый день кто-нибудь навещает... Внук вызвал нотариуса для оформления доверенности на получение пенсии. Она ответила очень чётко на все вопросы, ничего не забыв.

                ***               
90 лет и 109дней

1 февраля маму кремировали...  Было мало цветов. Я и вовсе забыла про них. Любимый внук, мой племянник все хлопоты взял на себя. Я с сыном были, как гости... Наверно это ужасно, даже неприлично, но было так...
Я заплакала неожиданно для себя только при личном прощании, дотронувшись до церковной ленточки на лбу. Губы задрожали, слёзы хлынули, и я повалилась в обморок. Сильные руки сына подхватили, я очнулась, отсиделась в сторонке, и мы вернулись в её маленькую квартирку на поминки.
Наташа, жена Виктора, уже всё приготовила заранее, и двое взрослых детей во всём помогали маме. Стол был накрыт по всем православным канонам. Блины, кутья, мёд, компот, водочка для тех, кто не за рулём и всякая вкуснятина для остальных проголодавшихся.
Наташа прочитала молитву и выпили компот молча. Маме налили рюмочку и накрыли кусочком хлеба. А потом у каждого нашлось чем вспомнить маму.
Каждому она сумела помочь в жизни, была оптимисткой до последних стояче-ходячих дней. Нет, она мечтала к лету встать и просила летние одежды далеко не убирать... За неделю она поняла, что уходит навсегда и прощалась со всеми. Сиделка Катя говорила, что в последние два дня, уже почти в беспамятстве, звала меня.., но меня рядом не было... Я приехала уже к бездыханному телу.
Больше всех убивалась и плакала сиделка Катя. Она лишилась работы и надо было уезжать домой в Украину, где нет работы её взрослым зятьям...Вся надежда была на Москву, куда её  и послали на заработки.
Вспомнились поминки родственника б/у мужа, бывшего первого секретаря райкома партии... Стол вместил 30 человек, а вспомнить добрым словом было некому кроме сына и его второй жены... Будто человек жил вне родственников и знакомых. А ведь застолья праздничные были обильными всегда. А помянуть маму пришли и консьержки и соседки по дому...Приходили по очереди почти час совсем незнакомые нам люди, но дружившие с мамой, её ветераны, тоже очень старые, с палочками и в сопровождении... Они тихо заходили, клали цветы к фото, говорили добрые слова и уходили.
Потом, зная, что я уже никогда не появлюсь в этом доме и никогда не встречусь с этими людьми, на правах старшей и единственной, оставшейся в живых из 3х её детей, раздавала "подарки" от мамы.
Ивану, любимому племяннику, голубятнику отошли 2 мешка запасов круп и макаронных изделий. Сергею из Ефремова  одежду, обувь и кухонную ерунду, очень нужную в деревне. Сама забрала целую сумку лекарств, только что купленных по совету врачей, да так и не пригодившихся. Только обезболивающие средства были использованы до конца.  Спрошу у местных старушек кому что нужно... Лекарства дорогие, жалко выбрасывать. Все для улучшения работы желудка, печени и кишечника.
Бабушка Люба с удовольствием забрала цветастые платки. Она сейчас увлечена бисероплетением, но обрадовалась платкам очень. Сразу высказала появившиеся идеи их использования...
Квартира по завещанию получает Виктор, и я всегда взглядом спрашивала разрешения отдавать, из уважения к хозяину. Он кивал в знак согласия...
Увидев стул, ещё с детства сохранившийся, один из шести, с круглой спинкой, я схватила его мёртвой хваткой. Витя улыбнулся : " давай отреставрирую..." - Но я уже не смогла с ним расстаться. Да и не очень он расшатан, хотя был самым древним среди остальных и единственным в своём роде. Теперь я буду сидеть и вспоминать, вспоминать... Он путешествовал из квартиры в квартиру с 1948-50 года, и вот он у меня в Тушино...
Впервые  увидела интерес Игоря к родственникам и истории рода. Он просматривал старые фото и фотографировал... А я всё сожгла... Моя история в фотографиях сохранилась только со дня рождения Игоря и только его и внука... Впервые пожалела о сделанном в период дурацкой депрессии, которая слава богу больше не повторялась. Наверно потому что сожгла поводы... Игорь никогда не интересовался родственниками... И вообще мы ни с кем не общались, кроме вот таких событий. Это я виновата. Я не люблю общих праздников в гостях. Не люблю готовить и вообще я вся неправильная... Вот студенческие компании собирала частенько. Тогда не надо было выпендриваться и удивлять. Всегда было непринуждённо и весело.
Как и всегда обещали чаще встречаться и общаться, обменялись телефонами.
Искандар сообщил, что машина подана, мы с Игорем погрузили стул и приехали в Тушино...
Может быть мамина смерть и правда возобновит порванные нити общения... Теперь это задачка для Игоря и Виктора. Захотят ли..? Оба деловые, занятые с утра до ночи... С близкими-то общаются через выходной, а то и реже.

 29/01/2014. мама умерла... На фото-октябрь 2013г


Рецензии
Мои соболезнования...
Добрые, жизненные воспоминания Ваши...
Трогательно!
С уважением, С.Т.!

Пожалуйста, послушайте мою песню "Письмо маме"
Ссылка в Ютубе: письмо маме 1 - you tube
Там на фото пожилая женщина в платке.

Тёплый Сергей   31.03.2023 07:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.