Новости из метрополитен-музея

Во все времена люди тянулись к Богу. Одни строили храмы и служили в них, другие посвящали ему свои полотна, как великий испанец Эль Греко. Выставка его произведений в Метрополитен-музее стала важнейшим за последние двадцать лет культурным событием для всей Америки. Организаторы выставки –– Метрополитен-музей и Национальная галерея Лондона.
Открывая выставку, директор Метрополитен-музея Филипп де Монтебелло отметил, что глубоко самобытный стиль Эль Греко с присущей ему дематериализацией фигур и экспрессией игры цвета и света был непод-ражаем, и эта необычность манеры художника на протяжении столетий как бы выносила его творчество за рамки общего художественного процесса. Кроме того, несмотря на то, что в Толедо у Эль Греко была мастерская и были ученики, он не стал основателем художественной школы –– слишком оригинальным было его искусство. Возможно, это обстоятельство также послужило причиной недооценки наследия художника после его смерти. И только в последние сто пятьдесят лет Эль Греко был безоговорочно признан одним из гениев европейского и мирового искусства. Творчество Эль Греко оказало огромное влияние на авангардистское искусство XX столетия. Винсент Ван Гог и Поль Гоген считали себя последователями великого испанца. Им восхищались Анри Матисс и Пабло Пикассо. А в одной из гале-рей музея представлены шесть картин Джексона Поллака, написанных под воздействием живописи Эль Греко.
По сравнению с первой выставкой Эль Греко в США, прошедшей в 1982 году, эта экспозиция значительно полнее: семьдесят работ художника размещены в пяти залах музея. Они привезены из Прадо и Художественного музея Толедо, из Лувра и Национальной галереи Вашингтона.
В экспозиции явно преобладает поздний Эль Греко с его мистической философско-религиозной темой. Однако помимо экспрессивных образов святых, здесь представлены и психологические портреты его современников, и пейзажи, и жанр, а также скульптура. Впервые за пределами Испании показано «Поклонение пастухов», которое происходит из алтаря надгробной часовни художника в Толедо. С трёхметрового полотна на нас смотрит младенец Иисус, возлежащий на белоснежной ткани. Божественное свечение, исходящее от него, освещает фигуры застывших в безмолвном восторге пастухов. Из работ Эль Греко на религиозные темы представлены также «Агония в саду», «Распятие с двумя Мариями и святым Иоанном», «Мадонна с младенцем, святой Мартин и святая Агнес», «Святой Мартин и нищий», «Воскресение», «Благовещение»… Здесь и «Поклонение имени Иисуса», где изображен король Испании Филипп II. Копия этой картины была помещена во дворце Филиппа II –– Эскориале.
На выставке проводится бесплатная образовательная программа –– лекции, демонстрация слайдов о жизни художника. Ее подготовили Интеллектуальный и религиозный центр Толедо и Институт искусств Нью-Йорка.
Выставка Эль Греко из Метрополитен-музея в начале 2004 года переедет в Лондон, в Национальную галерею.


Татьяна МОИСЕЕВА


Рецензии