C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Аркаим, чесноков игорь владимирович

 


Чесноков Игорь Владимирович, член Воронежского Русского Военно-исторического общества


               

                «Воронежский Аркаим».



В период I –III тысячелетий до РХ на громадных пространства Евразии появился феномен глобального масштаба - космологическая архитектура, построенная на  единой геодезической основе, связанную, как в меридиональном, так и широтном направлении. Наиболее известными объектами космологической архитектуры являются комплексы археологических памятников в Южной Англии, Северном Египте и на Южном Урале. Это Стоунхендж, пирамиды Гизы и Аркаим. Логично предположить, что данные сооружения были сознаны одним народом, следы которого теряются в глубине тысячелетий. Затем, наследство этого народа было освоено уже историческими этносами кельтами, египтянами и скифо-сарматами, причем последние донесли свои космогонические знания в виде иранского и индийского эпоса «Ригведа» и «Авеста».
Наиболее детально объекты космологической архитектуры, как систему, созданную единовременно на единой геодезической основе, описал Константин Быструшкин в монографии «Феномен Аркаима». Он же первый предложил астрономическую датировку и используя методы археоастрономии, т.е астрономические события  период создания обсерваторий, датировал Аркаим ( как часть общей синтаншинской культуры) 2800 г. до н.э.
В монографии утверждается, что создание подобных космогонических объектов диктовалось не только из нужды иметь сеть обсерваторий для проведения астрономических наблюдений. По утверждению Быструшкина, главным было сохранение для потомков уже известной космологической информации о сотворении Мира, о строении Вселенной и астральной мифологии, включая знаки Зодиака.
В дальнейшем эти глобальные знания были утеряны, но в частном виде проявлялись во всех великих цивилизациях в виде уже готовых знаний, причем в совершенно неузнаваемом мифологизированном виде. Феномен космологической архитектуры имеет планетарное значение, но в данной статье мы ограничимся проявлением этой культуры на Окско-Донском междуречье, а конкретно в пределах Воронежской области.
Одним из самых доступных трудов по археологии области является книга воронежских историков «По дорогам минувших столетий» А.З Винникова и А.Т. Синюка. В этой работе однозначно утверждается о космологическом смысле курганов возникших с середины III века до РХ  на Дону и Воронеже. В частности они пишут: « …нельзя исключать того, что курганы – отражение тех же пирамид, проявление общей идеологической основы, но в условиях местной специфики социально-экономического развития»
Далее они сообщают: «Курганы являлись базовыми точками поверхности могильника. Направленные через них условные линии создают комбинации отрезков и геометрических фигур, напоминающих расположение небесных светил в определенные времена года… Изменения в размещении светил на небосводе относительно друг друга имеют цикличный характер, каждый из этих циклов был связан с тем или иным хозяйственным сезоном. Для их фиксирования требовались систематические наблюдения, и эти места являлись одновременно и святилищами, и древнейшими обсерваториями, где производили календарные расчеты…системы надмогильных сооружений сложны по своей конструкции и предполагают сложные математические расчеты».
Несомненно, метод астрономического определения возраста предложенный К.Быструшкиным для Аркаима пригоден и для воронежских обсерваторий и в этом плане у наших астрофизиков непочатое поле для исследований. Тем более, что используя астрогеодезию можно прогнозировать местонахождение еще неизвестных археологических объектов.
Наиболее интересным космогоническим объектом, эпохи ранней бронзы, является мастищенский лабиринт в Острогожском районе. Он сооружен из шести концентрических колец и перемычками, диаметром около 40 метров. Наличие гранитных плит – ориентиров по сторонам света говорит об его использовании для астрономических наблюдений. Другая  его функция – объект ритуальных церемоний.
В эпоху бронзы в землях Воронежской области наблюдается несколько археологических культур свидетельствующих как проживании здесь различных этносов, так и о широких и мощных потоках переселенцев челночно мигрирующих с востока на запад с запада на восток. По большому счету это ямная, катакомбная, абашевская и срубная культуры. Астрономически миграционные потоки широтного направления приурочены к 52 параллели. Памятники археологического  и архегеодезического значения этих культур известны от Тувы и Аркаима на востоке и Стоунхенжа на западе. В Меридиональном направлении, можно проследить миграцию катакомбной культуры связи которой прослеживаются с Кавказа, Средиземноморья и Египта. Характерной особенностью захоронений их является прижизненная деформация черепа в ритуальных целях. Согласно А.В.Винникову « катакомбная культура в Подонье резко обрывается, но зато находит вдруг аналоги в Казахстане и Зауралье…» существовала «этническая взаимосвязь между населением Дона в разные периоды эпохи бронзы. На протяжении многих столетий здесь шел процесс складывания древнейших индоиранских групп, около середины II тысячелетия они влились в общий поток переселенцев, двигавшихся в восточном и юго-восточном направлениях и ставших затем хозяевами громадных пространств Малой Азии, Иранского нагорья, Индии». Вектром катакомбной культуры является 45 меридиан пересекающий 52 параллель в районе Воронежа. В своей крайней точке он доходит до южного Йемена, где сохранились развалины древнеарийских городов и известная письменность типа русских «черт и рез».
Здесь уместно поставить вопрос о локализации центра распространения индо-европейской культуры с пределов Окско-Донского междуречья Русской равнины.
Историк Чайдл, известный своим «критерием Чайдла»- определением цивилизованности того или иного народа, ещё в 20-х годах прошлого столетия, высказал мнение о локализации индоевропейской прародины (V-IV тысячелетий до н.э.) из южнорусских степей. Западной границей индоевропейского ареала является гетто-фракийская культура Винча на Балканах, восточной Волга (по Ригведе - Rasa) (по Птомею -Ra), южной границей можно считать Предкавказье и Крым, а северной - Смоленско-Московскую возвышенность.
Анализ лексики из “Ригреды» и «Авесты» позволяет реконструировать ландшафт раннеиндовропейской прародины «из которой следует, что раннеиндоевропейское общество жило в холмистых местностях, может быть в предгорьях, в которых не было больших рек, но 'речушки, протоки, родники; реки, несмотря "а быстрое, течение, не были препятствием; переправлялись через них на лодках. Зимой эти реки замерзали, а весной разливались. Были и болота… общими для индоевропейцев являются слова осина, бук, граб, тисс, вереск, бобр и лев.» ( Сафронов В.А.).
Сумма этих признаков (резко континентальный климат, горный ландшафт и существование 'мезолитических памятников с производящим хозяйством) имеется на плато Русской Равнины. [Обширное плато Русской, расположенное на высоте 200-300 м, отличается резко континентальным климатом: холодным-зимой, жарким сухим - летом". Здесь же расположены участки сосновых лесов В центральной и западной части плато много больших и мелких озер и существует разветвленная речная сеть, что согласуется с корнями со значениями "водоемов, болот и рек"  по всей равнине обнаружены памятники с производящими формами хозяйства]. Из земель центрального Черноземья берут своё начало все главные русские реки Днепр, Волга и Дон. Соответственно и все древние ми-грационные и торгово-военные судоходные пути на юг и восток шли с пределов плато Русской Равнины.
Важнейшим доказательством является географический ономастика сохра-нившая древнейшие индо-иранские корни от ранней бронзы до наших дней. Ис-следователь С.В.Жарникова проанализировав памятник древнеиндийского эпоса « Махабхарата», предположила что арийские племена появились на территории Ирана и Индостана только после 3102 г. до н.э, а до этого они проживали в Окско-Донском междуречье.
По её мнению Волга, называемая в «Авесте» Ра, в «Ригведе» и «Махабхарате» именовалась Ганга, а река Ока носила название Ямуна.  Дон по древнеиндийским источникам назывался Синдху.  В частности Жарникова пишет: « В Волго-Окском междуречье есть множество рек, над именами которых тысячелетия оказались не властны. Для доказательства этого не требуется особых усилий: достаточно сравнить название рек Поочья с названиями «священных криниц» « Махабхараты», точнее той её части, которая известна как «Хождение по криницам». Именно в ней дано описание более 200 священных водоёмов древнеарийской земли Бхараты в бассейнах Ганги и Ямуны. (напр.: Акша, Вамна, Варах, Кумара, Плава, оз. Рама, Сить, Сома, Шива и др. ,имеющиеся и в Поочье, и «Кринице»). Удивительно, и то, что мы имеем дело не только с почти буквальным совпадением, но даже с соответст-вием их взаимного расположения».
В « Махабхарате» говорится о одном из семи священных городов древних арьев- городе Варанси на реке Варане – центре учености и столице царства Каши, т.е «сияющего». Древнеарийский эпос указывает в районе Варанси на ряд географических объектов, отсутствующих в Индии. Помимо реки Вараны, возле Варанси текли реки Аси, Кавери, Дева. Но у самого Воронежа и сейчас текут реки Усмань, Каверье и Девица.
Этноним Воронеж отразился как в индийском (Варанси – «Махабхарата») так и иранском (Верена –« Авеста») эпосе. Сам корень «Вар» у всех индоевропейцев составлят триаду как «Вар» - крепость укрепление, «Вар» река, залив и «Вар – Варагн» священная птица. Как гидроним «Воронеж» единовременен  слову «Дон» находящимся в диапазоне Индия (Син-Дон) до Британии (Лон-Дон).
Многие исследователи Велесовой книги отмечали в ней санскритские параллели,  алфавитные (подвешенное письмо - нагари), лингвистические и мифологические. Так в статье «Санскритские корни географических названий России»(Леун Е.В.) Этно-журнал 2007г.) сказано – «Вар-авест. Вара, глинобитная крепость или замок, служащий убежищем для людей, скота, растений и огней во время смертельных холодов зим, снегопадов и наводнений». И далее – « Согласно описанного в Авесте, мифологическому сюжету свыше от бога (Ахура-Мазды) Йиме приходит откровение о скором приближении холодов и наступлении зимы.
Так сказал Бог Йиме: «О Йима прекрасный сын Вивахванта, на этот плотский злой мир придут зимы, а от них сильный смертельный холод. На плотский злой мир придут зимы, и сначала тучи снега выпадут снегом на высочайших горах… И ты сделай Вар размером в бег на все четыре стороны и принеси туда семя мелкого и крупного скота, людей, собак, птиц и красных горящих огней… все четыре стороны для жилья людей и размером в бег все четыре стороны для помещения скота… там построй дома, и помещения, и навесы, и загородки, и ограды… Туда принеси семя всех растений, которые на этой земле высочайшие и благовоннейшие. Туда принеси семя всех снедей, которые на этой земле вкуснейшие и благовоннейшие. И все сделай по паре, пока люди пребывают в Варе… «(см. Авеста, «Видевдат» Миф о Йиме, Перевод И.М. Стеблин-Каменского).
Судя по приводимому в Авесте описанию, Вар построенный Йимой, состоял из трех концентрических кругов стен, во внешнем из которых было девять проходов, в среднем шесть и во внутреннем – три. Вар этот напоминал таким образом, по пла-нировке жилища- поселения древних Ариев, включавших круговые концентриче-ские стены, открытые археологами на севере Афганистана и Южном Приуралье (Ар-каим) – subscribo.ru/catalog/scionce. humanity othnoinfo ЗАО Интернет-проекты.
Аркаим является одним из элементов синташтинской археологической культуры  представляющий единый комплекс городищь, могильников, курганов и культовых сооружений – объектом космологической архитектуры. Этот комплекс всей своей совокупностью выражает один космологический образ – сотворение триединого мира.
Описывая павловский курганный могильный комплекс (6 км. От г.Павловск) А.З. Винников пишет: « поразительное сходство павловских жертвоприношений с ритуалами древних ариев»  выполненных в духе гимна Ригведы (Пурушасукте)… «могильник Синтакша включил целый ряд признаков сопоставляемых  с павловскими жертвоприношениями».
Логично предположить, что арийские племена, жившие на Дону и Воронеже оставили после себя космологический памятник аналогичный Аркаиму. Поселения эпохи бронзы это небольшие поселки на мысах надпойменных террас. Многие поселения были центрами металлургической деятельности. Керамика наиболее развитой культуры бронзы – срубной, изобилует пиктографическими надписями. Орнамент керамики содержит солярные, обрядовые и календарные символы. Наиболее интересными является символ бога Индры убивающего демона Вриту, а также солярные кресты – свастика, прямой крест и сдвоенный крест. Наиболее крупным – более 5 м2, в пределах Воронежа является Шиловское укрепленное поселение со рвом и частоколом и Чертовицкое-I городище тоже огороженное рвом и валом.
 Особняком, в центре Воронежского заповедника находится наиболее крупное укрепленное поселение Каверинское. По топографии этот памятник резко отличается от остальных лесостепных городищ, всегда располагавшихся на высоких мысах по берегам рек. Каверинское городище занимает оба низких берега ручья Городянка. Оно подобно арийским Варам имеет концентрическую форму и ограждено системой валов, рвов и хорошо защищенных предградий. Его площадь составляет 17 га.
Несомненно, городище Каверинское следует отнести к объектам космологической архитектуры, единовременному  Аркаиму. Датировка городища должна производиться методом археоастрономии с выяснением космологической информации закодированой системой концентрических валов. В настоящее время на объекте выявлен тонкий культурный слой керамики сарматского времени и несколько наконечников трехлопастных черешковых стрел. То есть подобно Аркаиму  Каверинское святилище не имеет хозяйственно-бытовых артефактов периода бронзы, т.е первоначально оно использовалось исключительно в культовых целях.
В скифо-сарматский период в Придонье появляется сеть укрепленных крепостей  созданных представителями местного лесостепного населения для защиты от кочевых номадов. Со временем местное и пришлое население образовывало межэтнические интеграции, хотя всё время автохтонное население Придонья являлось преобладающим этносом. Даже согласно Геродоту наши края населяли особые скифы - гелоны и будины и имели свою столицу Гелон. Название Гелон греческой передано в греческой транскрипции, а как называли его местные жители неизвестно. В работе А.П. Медведева «Сарматы в верховьях Танаиса» утверждается, что Дон так и назывался в скифо-сарматские времена и его корень несет древнюю иранскую основу. Следовательно, если индо-иранские народы (тут уместно вспомнить об условности этого термина, так как арии пришли в Иран и Индию с севера, а не наоборот и это название произведено от обратного) существовали в Придонье с начала энеолита, то и названия с иранскими корнями ему единовременны. И если Дон назывался Доном то и название  Воронеж с его составляющей Вор-Вар в значении укрепленное место и пограничная река (ср. с польским Варта)  имеет тот же возраст.
 В сарматское время произошла частичная оккупация Верхнего Дона и Воронежа в результате которой значительные части местного лесостепного населения эмигрировало в верховья Дона и Оки. На городищах скифского времени появляются сарматские артефакты и сарматские могильники. Пришлое население со временем интегрировалось с остатками автохтонного населения, но высокая культура космологического строительства деградировала. Вскоре Каверинское городище оказалось заброшенным, и было надолго забыто, фигурируя, правда, в местных легендах как Кудеярово городище.
Арийский период Верхнего Придонья оставил яркий след в истории нашего края. Его ранний этап характеризуется широким развитием космологической архитектуры и формированием основ ведических знаний нашедших отражение в индийском и иранском эпосе «Ригведе» и «Махабхарате». На его позднем – скифо-сарматском этапе характерно строительство комплекса оборонительных укреплений и появление аристократии, жрецов и профессиональных воинов-лучников и воинов-колесничих. К этому же этапу относится миф о воинах-женщинах амазонках, захоронения которых тоже обнаружены на Верхнем Дону. Не исключено, что в «скифских» походах на Малую Азию и Египет участвовали и воронежские арии. Особенно интересно, что после гиксоского завоевания Египта там появились иранские топонимы Аварис (А-вар-су) и Танис (Танаис) и библейский народ Сидоняне.
В местах своего нового расселения арийцы-гиксосы возводили укрепления восточно-европейского типа – городские стены Иерихона, Эблы, Дана, Таниса и Авариса были обнесены земляным валом (бруствером) и воротами с двумя сторожевыми помещениями по обеим сторонам входа; аналог «Змиевых валов» южной Руси. Даже мелкие населенные пункты обводились крепостными стенами и валами.
 Французский археолог Анри Лот допускает, что среди гиксосских пришельцев  могли быть выходцы не только из южной Европы, но и с европейского Севера; их изображали с синими глазами. Время появления этих светлокожих людей с копь-ями, дротиками, мечами, круглыми щитами, как и колесниц с конями, - II-III тыся-челетие до н.э.
Косвенным доказательством воронежско-египетских связей являются находки египетского фаянса  Чертовицкого и Животинного городищ. Впрочем о широких международных связях жителей Верхнего Дона и Воронежа свидетельствуют находки бактрийских и китайских зеркал, балтийского янтаря, римских фибул и греческих амфор.
Согласно исследованиям воронежских историков «после сармат Воронежский край на целых четыре столетия «замолкает» - вплоть до VIII века н.э. Свободную территорию заселили славяне племенного союза Вятичей. Наверное, полного запустения края все же не было, иначе кто бы сохранил большинство топонимов с иранскими корнями. Тем более, что потомки сармат – аланы или впоследствии ясы известны на верхнем Дону до самого татарского нашествия. В самом Воронеже уже петровских времен Корнелий де Бруин, в 1703 году зарисовал гробницы и саркофаги забытого кладбища аналога аланского Маяцкого поселения. Судя по рисунку это захоронение произведено не по славянскому обряду, и относится не к началу I тысятелетия Р.Х., а к временам более поздним. И конечно вид такого кладбища не говорит о сельском захоронении, а свидетельствует о  наличии городской застройки до татарских времен.
В целом можно утверждать о наличии протогородских построек начиная с бронзового века, их возобновление в славянские времена и вторичного возобнов-ления во время реконкисты XV-XVI веков.
Резюме
1) Земли верховьев реки Воронеж входят в единую систему древней космоло-гической культуры распространенной от современной Англии до Северной Индии, приуроченной к 52 параллели. Хронологически, эти сооружения приурочены к промежутку неолит – ранний железный век (2800 г. до н.э. – 300 г. н.э.)
2) По всему радиальному направлению расположены однотипные археологические комплексы – астрономические обсерватории мегалитического типа, укрепленные поселения и кольцевые городища «вары»  с валами, рвами и высокими стенами из дерева и грунта выполнявшими роль сакральных культовых территорий.
3) Все эти комплексы относятся к синташтинской культуре (по аналогу Аркаима) и построены по единому принципу отраженному в индо-иранском эпосе.
4) Городище Каверинское, находящееся в Усманском бору, является полным аналогом Аркаима и несет ту же космологическую нагрузку что и астрологические сооружения  Челябинской области.
Литература:
1. К.К Быструшкин «Феномен Аркаима» М. 2003
2. А.З.Винников. А.Т.Синюк «По дорогам минувших столетий» В.1990
3. А.И.Мартынов «Археология СССР « М.1973
4. Сафронов В.А. «Индоевропейские прародины». Горький, 1989 г.
5. Гусева Н.Р., Жарникова С.В. Реки — хранилища памяти // «Академия Три-нитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.10806, 10.11.2003
6. А.П. Медведев «Сарматы в верховьях Танаиса» В.2008


ТЕКСТ НАУЧНОЙ РАБОТЫ на тему «Воронежские однодворцы» ;
УДК 908 Ч 51 ББК 63.3 (0) ВОРОНЕЖСКИЕ ОДНОДВОРЦЫ Чесноков Игорь Владимирович,
Воронежское Русское Военно-историческое общество (г. Воронеж)

Аннотация.
В период правления Петра I в Воронеже и на Верхнем Дону появилась новая социальная прослойка - однодворцы. В неё входили мелкие землевладельцы из прошлых казаков, стрельцов и прочих служилых людей. Основная часть однодворцев стала затем государственными крестьянами, а наиболее зажиточная часть вошла в состав мелкопоместного дворянства. Ключевые слова: Однодворцы, дворяне, помещики.

У0Р0МЕ7НБ ООМООУОЯТБУ Chesnokov I. V., Voronezh Russian Militari Historical Society Abstract. In the period of Peter's I board on Voronezh and the Top Don there was a new social layer -odnodvorets . Small land owners entered into it from last Cossacks, Sagittariuses and other sluzhily people. The main part of odnodvorets became then the state peasants, and the most prosperous part was a part of the small estate nobility. Key words: odnodvorets, noblemen, landowners.

В истории России отмена крепостного права в 1861 г. до сих пор считается коренным социальным сдвигом и поворотным моментом от феодализма к капитализму. Этим актом 35% сельского населения Российской империи стали свободны от формально рабского положения.
В то же время на другом краю света - в США - также в 1861 г. было отменено рабство чернокожего населения этой страны, что вызвало самую кровавую в истории Северной Америки гражданскую войну между Севером и Югом, чуть было не приведшую к распаду Соединенных Штатов на суверенные и независимые территории. Понимая всю неуместность подобных исторических параллелей, всё же отметим ряд интересных моментов. Возникновение рабства в США датируется 1619 г.
После небывалого в стране голода (1609г.) жители Виргинии завезли первую партию африканских рабов. Теперь европейцы, используя рабский труд, могли конкурировать с успешными индейцами, от голода не страдавшими. В России крепостное право тоже оформилось после «голодных лет» в «Смутное время» (1600-13г.) и тоже вызвано причинами экономическими. Как эффективный способ производства, подобный метод быстро прижился, и к моменту 1860 г. в США африканских рабов было также около 35% населения. Даже у индейских племен были негритянские рабы. Так сказать, «Хижина дяди Тома» в индейском вигваме. Заметим, что и нынешняя Россия всё больше и больше скатывается на путь дешевого «гастарбай-терства», порой превращая «бедных вьетнамчиков» в настоящих рабов. Воспитанный на «дефовских чингачгуках», читатель весьма удивится, узнав, что на стороне «южан» воевала весьма боеспособная и многочисленная индейская кавалерия из числа так называемых «цивилизованных племен» (индейской суверенной территории), такие как семинолы и чероки. «После битвы при Доуксвилле бригадный генерал Стэнд Уэйти, командующий черокской кавалерией армии конфедератов, стал последним конфедеративным генералом, сдавшимся североамериканцам в той войне - это произошло 23 июня 1865 г.». (Зинн Говард. Народная история США - М.: Издат-во «Весь мир», 2006.) Ранее, в период борьбы за независимость, многие индейские племена (например, ирокезы) были на стороне Британской короны, т.е. воевали против американской демократии. Все относительно. Конечно, трудно представить «Оцеолу - вождя семи-нолов» воюющим за права «плантаторов», но, читая Майн Рида, понятны причины поддержки индейцами армии «южан». Разумеется, в России были совершенно другие условия, и само крепостное право часто носило формальный характер. Во всяком случае, его возникновение было во многом стихийным, не в пример Англии с её поземельной «Книгой Страшного Суда», составленной по приказу Вильгельма Завоевателя в 1085 г., определившей на долгие века место «вилланов» и «сеньоров». Немаловажным фактором являлось и то, что крепостничество доминировало лишь в Центральной России. На остальной территории преобладали «вольные землепашцы» - государственные крестьяне, платившие в основном подушную подать.
Так, в Воронежской губернии, ко времени реформы, на 1 млн. 900 тыс. населения, государственных крестьян насчитывалось 1 млн. 235 человек. Каждый русский царь, начиная с Бориса Годунова, будто стыдился, что в его стране существует рабство, и стремился по-своему «смягчить» его тяготы. Последовательными сторонниками крепостничества были тогдашние «олигархи» - дворяне, совершавшие время от времени дворцовые перевороты. По сути, русское дворянство постепенно превращалось в интернациональную «шляхту», которая вкупе с разночинцами идеологически расшатывала основы государственности. Население Верхнего Дона с самых древнейших времен находилось на периферии всех социальных коллизий. Проживая на краю Дикого поля (этого тревожного пограничья), они образовали довольно большую группу военно-земледельческого сословия людей «по прибору». Назывались в переписных книгах они по-разному - дети боярские, стрельцы, пушкари, драгуны, рейтары, копейщики, воротники, за-тиньщики, засечные сторожа (по роду службы) или казаки поместные, беломестные, полковые, городо- вые, слободские. В переписных книгах того времени фигурируют и вовсе семейные категории - недоросли, бобыли и захребетники. Служилые люди «по прибору» занимались помимо военной службы обработкой своих небольших земельных наделов, выданных по нормам поместного права, т.е. являлись мелкими помещиками. В еще более прошлые времена на Воронеже и Верхнем Дону жили в основном вольные казаки, привлекавшиеся московскими царями для сторожевой и станичной службы и провода различных посольств. Далее со строительством городов и укреплений Белгородской черты коренное население было «разбавлено» московскими служилыми и работными людьми. Вместе с тем, на Верхнем Дону и в Воронеже появляются мирные крестьяне, как из Центральной России, так и с Польской Украины -черкасы. От казачьего прошлого в Тульской, Орловской, Курской, Липецкой, Воронежской, Тамбовской и Белгородской областях остались многочисленные «казачьи» топонимы - например, Казацкая степь на Белгорочине, села Казачки, Казачьи, Казаки и пр. В самом Воронеже долго сохранялись казачьи слободы по всей периферии городской черты и окрестных станов. В « Географии Российской империи» за 1835 г., в разделе «Об обитателях государства, их языках, вере и упражнениях», сказано:
Народы славянские:
1) Россияне, владеющий народ в Российском государстве, живут везде в России.
2) Казаки, как суть: а) Донские, живущие по обеим сторонам Дона, начиная от Воронежа до Азовского моря, по Донцу, Медведице, Хопру и Бузулуку.... В результате реформ Петра I произошло упрощение сословных градаций. Часть служилых людей вошла в состав дворянства, часть стала называться солдатами. Но большинство по бедности и измельчанию наделов причислены к податному сословию и получили наименование однодворцев. В самом Воронеже однодворцы были разделены на «службы» (атаманская, пушкарская, стрелецкая и казачья). Самая многочисленная была казачья служба.

Всего в Воронеже на момент первой ревизии 1721г. проживало 2140 однодворцев мужского пола. Во всей Воронежской провинции (20 150 чел) числятся 11 268 однодворцев, 793 помещичьих крестьян, 420 нищих и 104 отставных солдата, крестьян монастырских, дворцовых 2700.[1]

Сами однодворцы, в отличие от простых крестьян, были обязаны поставлять рекрутов в полурегулярный вид войск ландмилицию на Укра- Мш - -РЩ- 15 - инскую оборонительную линию. В тот сложнейший переходный период становления регулярной русской армии, находившейся в те годы под командованием Минихов, Остерманов, Ласси, Ферморов и прочих Густавов Биронов, 20 ландмилицейских полков, вкупе с драгунской и гусарской кавалерией, составляли почти половину русского войска. Практически вся тогдашняя кавалерия тоже версталась из потомков прошлого казачьего населения юга России. Приведем названия некоторых полков Воронежской губернии, воевавших при Минихе - «Воронежский полк ландмилиции», «Воронежский гарнизонный драгунский полк» (часть его команды, в составе 12-ти эскадронов, стали Елисаветград-ским полком конных стрелков в 1788 г.), «Острогожский слободской казачий полк», «Борисоглебский уланский полк», «Борисоглебский полк ланд-милиции»... Согласно данным 1-й ревизии, число однодворцев в Центральном Черноземье на 1721 г. составляло 284 575 тыс. человек.
Учитывая современное число призывников в России (на 2013 год 150 тыс.), число тогдашнего призывного населения довольно значительно. Если учесть население казачьих городков области Войска Донского (30 тыс.) и 16 тысяч дворян сотенной службы, то Россия на тот момент могла выставить более чем 200-тысячную армию.[2] Поскольку большинство однодворцев продолжало выполнять прежние военные функции, следовало оставить им прежний статус - военно-земледельческой прослойки, освободить от излишних налогов с сохранением торговых льгот и не раздавать их земли дворянам. Уже в те годы была возможность создать из коренного населения самодостаточный средний класс земледельцев. Но, к сожалению, Россия пошла по пути крупного и среднего помещичьего землевладения, которое возможно и давало определенный экономический эффект, но в перспективе лишь усиливало социальные противоречия. Для упорядочивания земельных отношений в 1765 г. было проведено генеральное межевание. Межевая инструкция: «О землях однодворческих и прежних служб служилых людей и засечных сторожей». (ПСЗ, т.ХУП, №12659) 1. Все состоящие за однодворцами и прежних служб служилыми людьми, яко то казаками, стрельцами, затиньщиками, пушкарями, воротниками, рейтарами, пашенными солдатами и др., которые написаны в подушный оклад, также за засечными сторожами. угодья утверждать по писцовым и межевым книгам по всяким дачам и крепостям не каждому порознь, но вообще всем одной слободы, села или деревни. 2. Поселившимся однодворцам и прежних служб служилым людям без дач на порожних государственных землях и диких полях. намеривать на число мужеска полу душ в настоящие дачи, т.е. на пашню, леса, сенные покосы, а также под усадьбы и на выгон на каждую душу по 8 десятин и на двор, полагая в нем по 4 души, по 32 десятины и к тому же для размножающихся впредь, из таких же государственных земель, если оные будут давать по 28, а всего по 60 десятин на каждый двор. На живущих же в однодворческих и прежних служб служилых людей селениях, записанных из сего звания в купечество, земель не намеривать, за тем, что они яко не поселяне, а как уже мещане должны довольствоваться не от пашни, но от торгов и промыслов, а жительство иметь в городах». Тем из однодворцев, которые к этому времени оказались на помещичьих землях, предоставлялась возможность уйти на прежние жилища или на другие свободные земли с обязательством платить подати «со всеми однодворцами в ряд». «На селитьбу и на завод им предоставлялось денег на 50 руб. человеку» (ПСЗ, т. VII, с. 121.) Помещики стали использовать генеральное межевание для расширения своих владений за счет земель, принадлежащих другим слоям населения, в том числе однодворцам. В воронежском архиве (ГАВО) сохранилась жалоба однодворцев села Орехова Землянского уезда (1780 г.) - Свешникова, Климова и Завалишина на трех воронежских помещиков. Согласно жалобе, межевщик Романов отрезал от их земли, якобы дикопорозжей, 4000 десятин в пользу дворян-помещиков, устроивших там своих крепостных. Просители опелировали к дедовским правам, согласно «отказных книг» за 1597 г. просили признать «отмежеванное по названию дикопорозжей по-напрасно». Понятно, что семейное однодворческое хозяйство, по своей рентабельности, не могло тягаться с помещичьим хозяйством, использующим крепостной труд.
Тем не менее, Екатерине II пришлось созывать Уложенную комиссию (1767 г.), куда стали поступать наказы от различных сословий. Так из наказа Воронежских однодворцев явствует: «А с 1719 года те деды и отцы наши в минувшую прежнюю перепись на содержание российской армии положены в подушной семи и четырехгривенный оклад и названы однодворцами... для оной государственной пользы и содержания тем подушным окладом укомплектованных из нас ландмилицийских 20 полков. А протчия предки наши, которые в тогдашнее время до положения в подушной оклад находились на службе, как оне так и по них ныне на- следники находятца во дворянах, о чем и по разбойным спискам значится, что одного отца дети, который взят на службу, тот состоит в дворянах, другой же остался на пашне, тот положен в подушной однодворческий оклад. Почему мы ныне явно претерпеваем за лишение достоинства предков наших от многих нынешних дворян укоризны, злословие, поношение и равенство с их людми и крестьянами...» «В прежних указах, в помянутых данным предкам нашим жалованных поместных и вотчинных землях в заказных 16-ти Белгородской и Воронежской губернии городах кроме нас однодворцев посторонним людем в поселение не вступать. А также никому тех наших земель, людей и крестьян ни под какими виды не покупать и оными владеть не повелено. Но оные дворяне и других разных чинов люди. приобща к себе насилством через вымогательство наши однодворческие дачи себе во владение, присовокупили и прикосновенным к тем дачам однодворческим землям, отняв силно завладели____И хотя о тех обидах в судебных местах многократно и прозбы чинены, но по многим нашим волокитом и безгласии удоволствия никакого получить не смогли.» «Находятца в Воронежской провинции по проезжающим столбовым и прочим дорогам через болшие реки и мелкие речки мосты и перевозы, х которым употребляются для перевозов и исправления. однодворцы без зарплаты, а смежно живущие с нами помещи-ковы люди и крестьяне ни в чем нам не помогают. Отчего однодворцы пришли в крайнее разорение и в самое летнее время отстают в своей економии, а помещиковы люди и крестьяне находятца з болшою выгодою.» [3]. Одновременно с однодворцами (иногда их именовали войсковыми обывателями) возникло ещё одно сословие - государственные крестьяне. Основным источником формирования этого слоя земледельцев были малоземельные однодворцы. Образцом для юридического определения положения государственных крестьян в государстве послужили коронные крестьяне в Швеции. По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские обыватели». Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как лица, обладающие юридическими правами - они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. Зем- ля, на которой работали такие крестьяне, считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования. С 1801 г. гос. крестьяне могли покупать и владеть на правах частной собственности «ненаселёнными» землями (то есть без крепостных крестьян). Государственные крестьяне имели право пользоваться наделом в размере 8 десятин на душу в малоземельных губерниях и 15 десятин - в многоземельных. Заметим, земельный пай рядового казака земель Войска Донского в те годы был примерно такого же размера. Согласно переписям населения, а они, начиная с Петра I «Ландратская перепись 1715 г.», вместо подворных стали подушными, доля свободного сельского населения постоянно росла. По данным государственных ревизий (ревизские сказки), а их за период 1719 по 1858 гг. было 10, число государственных крестьян с 19% увеличилось до 45 %. Одновременно относительная численность крепостных уменьшилась с 63 % в 1724 до 35 % в 1858 году Анализируя численность населения тогдашней Европы, мы видим одно интересное явление. К началу правления Петра I Россия была малонаселенной страной. Согласно исследованиям Б.Ц. Урла-ниса (Рост населения в Европе М.: Госполитиздат. 1941 г.), число жителей в Московии было почти таким же, как население древней Киевской Руси 12 века (т.е. 5-10 млн.). С присоединением новых земель можно говорить о 13 миллионах россиян. Но в Германии эпохи короля Максимилиана (1459-1519 гг.) тогда проживало 12 млн. человек, а к 1700 г. 15 млн. Во Франции ещё в 10 веке было 9 млн. человек, а к 1700 г. оно составило 20 млн. Примерно аналогично число населения тогдашней Италии (12 млн.), Англии (5 млн.) и Испании (7 млн.). Даже в «ничтожной» Польше во времена Петра проживало около 3 млн. человек. Всего, по данным Урла-ниса, к 1720 г. в Европе было примерно 123 млн. жителей. Мы видим, что число россиян в те годы было ничтожно мало. Образно говоря выражение «шапками закидаем» к тогдашней России никак не относилось. Однако к 1762 г. россиян уже 19 млн., в 1796 -36 млн., 1860 г. - уже около 70 млн. Численность населения всей территории дореволюционной России по данным ЦСУ СССР на 1913 г. составляла 165,7 млн. человек (см. статистический сборник «Народное хозяйство СССР», Госстатиздат, М., 1956 г.).
Динамика численности населения по отдельным губерниям с 1811 по 1838 г. резко различалась. Отметим важнейшие показатели. Повышенные показатели прироста населения имели: Земля Войска 17 Донского (+156,1%), Таврическая (+104,6%), Херсонская (+106,7%) и Бессарабская (+140%). Значительно возросла численность населения в Астраханской (+240%) и Оренбургской губерниях (+124,9%). Одновременно население лишь незначительно увеличилось в Нижегородской губернии (+2,7%) и снизилось в Смоленской (-10,6%), Костромской (-5,4%), Калужской (-7,3%), Ярославской (-7,7%), Псковской (-9,8%) губерниях. В нашей Воронежской губернии по данным 5-й ревизии было 493 623 тыс. чел., а по данным 7-й ревизии уже 639 263 тысяч. [4] Не надо быть марксистским ортодоксом, чтобы отметить очевидную тенденцию. В губерниях, где преобладало крепостное право, численность населения оставалась стабильной, а в тех, где преобладали государственные крестьяне, численность возрастала в геометрической прогрессии. Так за весь же период (1812-1859 гг.) численность помещичьих крестьян мужского пола увеличилась на 4,2%, а некрепостных крестьян мужского пола - на 69,5%. [5] Отсутствие традиций свободного земледелия в Центральной России сказалась и при отмене крепостного права. Освобожденные крестьяне в подавляющем большинстве оказались пролетариями (сельскими или городскими) и соответствующе движущими силами двух русских революций. В губерниях, где крепостное право практически отсутствовало, население стало оплотом контрреволюции. Ярким примером двойственности двух диаметрально противоположных традиций явилось наше Центральное Чернозёмье. Одна часть населения была за сохранение традиций, другая склонна к бунтам. Эта особенность в период Гражданской войны проявилась, с одной стороны, в стратегии невмешательства в распри большевиков с де-никинцами - уклонении и дезертирстве (как из Красной, так и из Белой армий). С другой стороны, в нашем крае произошли два мощных антикоммунистических мятежа - Антонова и Колесникова, сопровождавшихся поддержкой большинства сельского населения. Ещё одним показательным примером является периферийный конфликт 1918-1920 гг. на границе земель Войска Донского в Богучарском уезде. В первейших описаниях Воронежских уездов («История Богучарского уезда». И. Токманов. 1890 г.) сообщается: «Первые жители Богучарского уезда принадлежали, в административном отношении, ведению острогожского полковника, пользовались всеми преимуществами казаков Острогожского полка, как-то: имели вольные земли, свободное винокурение, назывались казаками и т.п.
После 1773 г. Богучарский уезд был подразделен на два комиссарства: Меловатское и Калитвянское. В 1779 г. учрежден город Богучар из слободы Богучара. В 1819 г. у жителей-малоросов уничтожено право свободного винокурения, а 1840 г. и название войсковых обывателей... никаких укреплений, кроме бывшего города Меловатского, который окопан рвом и обнесен рогатками; но о нем летописных известий не сохранилось». (У Токманова упускается, что до Петра I Богучар принадлежал донским казакам и отошел к украинским казакам после Бу-лавинского бунта). Памятуя о казачьем прошлом Богучара (генерал Краснов решил вернуть его земли области Войска Донского), белые дивизии 9 августа 1918 г. взяли город приступом и свергли Советскую власть. Захват Богучара сопровождался повальными контрибуциями и казнями сторонников большевистской власти. В богучарских слободах стихийно стали возникать отряды самообороны, которые совместно с батальоном 1-го Богучарского советского полка ненадолго отбили город. 17 января 1919 г. Богучар был снова освобожден силами Богучарско-го полка 2-й Воронежской дивизии. При подавлении Вешенского казачьего восстания отличился 103-й Богучарский полк под командованием В.А. Малаховского. Далее Донская дивизия генерала Секре-тева прорвала Южный фронт и соединилась с восставшими казаками. 103-й Богучарский полк отходил последним, прикрывая отступавших и беженцев. Возникает новая боевая единица 40-я Богучар-ская. 18 июня Богучар опять занят Красновым и снова начались репрессии против сотрудничавших с советской властью богучарцев. 19 декабря 1919 г. корпус Думенко вновь выбивает белых из Богуча-ра и теперь репрессии идут со стороны красных. В «Тихом Доне» Михаила Шолохова есть описание рубки пленных повстанцев и выжигания казачьих дворов. Так «по-соседски» с оружием в руках ходили друг к другу в гости прошлые и настоящие казаки. В 1920 г. против продразверстки восстали сами жители Богучарского уезда. Теперь при подавлении мятежа «отличились» казачьи части вешенцев. Шолоховский казак Яков Фомин сообщает: «В Богучарс-ком уезде восстание. Нынче наступаем на подавление... Рубили мы, ребята, хохлов не плохо...» (Т.Д. часть 8 главы VII и VIII.) Несмотря на разницу исторического времени, эти примеры весьма показательны. Становится понятно, почему помещичья колонизация затормозилась на Верхнем и Среднем Дону. Можно как угодно называть его коренных жителей: казаками, войсковыми обывателями, однодворцами, объединить 18 или разделить губерниями и наместничествами, но вытравить самобытный воинский дух и навести новые порядки в одночасье, - невозможно.
Так и в случае с государственными крестьянами, потомками однодворцев, прежних станичных казачьих служб, насельников Белгородской черты и участников Азовских и Крымских походов. Этих людей невозможно представить крепостными всяких там Плюшкиных, Собакевичей и Маниловых, равно как и вышедшего из их среды Герасима, утопившего Муму. Для нашего края больше подходит литературный Пугачев из «Капитанской дочки». Как раз в те годы (1765) однодворец Гаврила Кремнев, беглый ландмилицейс-кий солдат, объявил себя Петром III за десять лет до Пугачевского бунта. Реальный Пугачев был далёк от пушкинского героя, а вот наш весьма близок своим бунтарским романтизмом. Парадокс, но его ближайшие подвижники - два беглых крестьянина помещика Кологри-вова назвались генералами Пушкиным и Румянцевым. Далее Кремнев привел к присяге пять однодворческих сел, где обыватели носили его на руках, так как Кремнев гарантировал им возвращение прежних однодворческих привилегий. Посланные на подавление мятежа и поимки Кремнева гусарские команды были выгнаны войсковыми обывателями прочь. Воронежского батальона фурьер Иван Буди-нов поверил самозванцу и отправился в Воронеж для занятия «квартеры», мол, «будет Петр Фёдорович в Воронеже корону принимать». Воронежский губернатор Лачинов представил рапорт, что все производилось «по пьянству с помощью одного священника». Тем самым помог Гавриле Кремневу и священнику Льву Евдокимову избежать казни. Их заклеймили и отправили на каторгу в Нерчинск. Будинова высекли и оставили служить в своем батальоне. Кстати, «дворянский род Кологривовых происходит от Радши, потомок которого в десятом колене Иван Тимофеевич Пушкин, прозванный «Колог-рив», был родоначальником рода Кологривовых. Один из Кологривовых был Воронежским вице-губернатором». (Википедия) В Воронежской губернии находилось имение капитана Алексея Пушкина, прадеда А.С. Пушкина. Одно из сел так и называется Капитаньшино (ныне Липецкая область). Здесь бабка Пушкина Мария Алексеевна (капитанская дочка) в 1772 г. вышла замуж за Осипа Ганнибала. Венчание прошло в Липецкой Вознесенской церкви. Думается, что «толика» сюжета пушкинской повести вышла из семейных рассказов о тех однодворческих волнениях. Судя по всему, царское правительство предпочло не плодить новых Разиных, Булавиных и Пугаче- вых, а направить воинскую энергию воронежцев на прирост российских земель и охрану их границ. В ряде случаев даже закрепощенных крестьян делали свободными, переводя в разряд драгун и солдат. Мол, пусть лучше режут головы турецким башибузукам, чем своим помещикам. Так и случилось. После службы на «Украинской линии» из однодворцев был создан «Особый казачий корпус», позже получивший название «Ека-теринославское казачье войско». С 1799 г. на Кубани был поселен 1-й Кавказский полк, сформированный частью из донских казаков и из крестьян-однодворцев Слободско-Украинской губернии (запад нынешней Воронежской и востока Харьковской областей). Воронежскими однодворцами в 1804 г. была основана и станица Воронежская, расположенная рядом с Усть-Лабинской. Сохранился пофамильный список первопоселенцев этой станицы (он приведен на сайте 81. уогоие2Ь8кауа. гц). Надо сказать, что и ныне в Воронеже полным полно Аксеновых, Беспаловых, Беляевых, Бобровых, Васильевых, Волобуе-вых, Вороновых, Глебовых, Даниловых, Денисовых, Емельяновых, Ершевых, Золотаревых, Лукиных, Луневых, Мезенцевых, Нефедовых, Никитиных, Пановых, Черновых, Сапрыкиных, Соломиных, Шаталовых, Ширяевых и Щукиных, записанных в том списке. Что касается большевиков, умело использующих некоторый вековой «антагонизм» Верхнедонских и Нижнедонских казаков, а также казаков Слободских, отмечаемый, впрочем, только на бытовом уровне, то они чуть было не просчитались в 1919 г. при наступлении частей Донской армии генерала Сидорина, взявшей Воронеж, Тамбов и Елец. На этом «однодворческом» направлении, по крайней мере, социальная поддержка Донской армии была бы обеспечена. Но им «помог» Деникин, несмотря на своё прежнее крестьянское происхождение, отстаивающий помещичьи интересы и вызвавший своей политикой волну крестьянских восстаний. Парадокс, но в Добровольческой армии на тульском направлении было столько мобилизованных крестьян и рабочих, что её в пору было назвать рабоче-крестьянской, тогда как на стороне большевиков под Тулой воевало множество бывших царских офицеров, многие из которых были выпущены по этому случаю из советских концлагерей. Как мы видим, однодворческий период знаменует собой громадный пласт Российской истории. Земли Центрального Черноземья, в силу неведомых геополитических причин, всегда выступали стабилизатором исторических коллизий. Здешнее население, начиная с исторических донских славян с первых веков РХ, бродников, берендеев и бело- 19 вежцев Руси Киевской и казаков Руси Московской, жило своей обособленной пограничной жизнью. Введение новых порядков на нашей земле всегда проходило с трудом. У всех властей как бы «не доходили руки». Так в период Золотой Орды существовала автономия «Червленного Яра» - буферная зона между русскими и ордынцамим с преобладающим славянским населением. Хан Мамай «завяз» на все лето в Воронежском левобережье, пока русские рати собирались к Коломне, хотя по прежней татарской тактике должен был идти «из-гоном». Занятно, что и могучий Тохтамыш, пройдя по воронежским землям, тоже «завяз» под Ельцом и повернул обратно. Русские цари Иван III и Иван IV, в свою очередь, не спешили устанавливать в донском пограничье московские порядки. Их вполне устраивала Донская автономия, и они уже однозначно числят жителей Верхнего Дона вольными казаками. Такая позиция, очень выгодная для объяснения всех пограничных с татарами конфликтов, позволила России (тихим сапом) выйти, в конце концов, к Азовскому морю. Понятно, что помещичья колонизация была вызвана рядом политико-экономических причин. Но в землях Центрального Черноземья, в условиях уже существовавшего мелкопоместного землевладения, введение крупных латифундий должного развития не получило.

К моменту реформы 1861г. в нашем регионе так и оставалась «черезполосица» вотчинных, общинных и однодворческих земель. Кроме земельной, оставалась и этническая «че-резполосица». Наряду с «кацапами», «москалями», «хохлами» и экзотическими «цуканами», многие жители Воронежского края и до сих пор считают себя потомками казаков, самой многочисленной этно-социальной группы до Петровских времен. Внешне это выразилось в создании многочисленных казачьих обществ - Слободских, Реестровых, Отдельских, Центрально-казачьих и разных других общин. Как бы ни называли «злые языки» тех казаков - «асфальтовыми и ряженными», но сегодня прошлый феномен «Червленного Яра», «наказов однодворцев» и даже «необулавинщина» вновь доставили хлопоты «власть придержащим». Речь идет о борьбе жителей Прихоперья и донских казаков против деятелей Уральской горно-металлургической компании (УГМК). (Движение «Антиникель»). Сегодняшние сводки «интернет-порталов» на эту тему смотрятся почти как «дефовские боевики». «Масло в огонь» подливают и некоторые СМИ, называя жителей Прихоперья «туземцами, дикарями» и даже «черносотенцами». Казаки «Валового Круга спасения Хопра», вкупе с местными жителями, помимо митингов и «прошений к Президенту», устраивают кордоны против «металлургических рейдеров», а 22 июля сего года публично подожгли несколько буровых установок компании УГМК. Насколько правомерны действия противных сторон, покажет время. Налицо историческая параллель - насильственное отчуждение «расписанных» ранее земель и их огораживание.
Земли Прихоперья, вместе с жителями, объявляются «дико-порозжими», «впусте» и нерентабельными для земледелия. Более того, на верховьях Хопра устраивают свои порядки не Кологривовы-Пушкины, Орловы-Чесменские, Веневитиновы и Боратынские, а нынешние нувориши (от фр. nouveau riche), хотя многие обыватели так буквально и понимают по-русски - ну-воришки, которые, по меткому выражению Пушкина, не оставят нам «ни алгебры, ни Аристотеля». Земля отдана на откуп обрусевшему выходцу из Узбекистана Искандеру Махмудову (президенту УГМК). После его правления не останется «дворянских гнезд», Рамонских замков и орловских рысаков и прочей феодальной экзотики (в планах УГМК построить новый Дом Престарелых). Возможно, в будущем случайным туристам вместо Хоперского биосферного заповедника останется лицезреть лишь пирамиды шахтных терриконов, карьеры и отвалы горных выработок.


Чесноков  И.В



 


Рецензии