Эссе об учителях. Красные косынки

В газетах 30-х годов прошлого века много писали о "романтике трудовых буден". Современники 60-х пели о "голубых городах, у которых названия нет..."
Моих героев - Анфису и Клаву - встретил барак с прибитой фанеркой "Станция Магнитогорск".
Летом 1934 года Клава с нехитрыми пожитками - рюкзачком и фанерным чемоданчиком - долго плутала, пока добралась до барака, где жили ее родственники.
С трудом она отыскала среди железнодорожных завалов и строительных лесов и двенадцатый участок. (В начале 30-х годов будущий город делился на строительные участки - автор).
Наутро, выйдя из дома, она встретила молодую, приветливую девушку, просто и аккуратно одетую. Слово за слово разговорились. Оказалось, что новая знакомая заведующая школой и сейчас спешит на работу. Было в ней что-то настолько располагающее, что Клава сразу же рассказала о себе и даже поделилась сокровенной мечтой.
"Я окончила в Тюмени педагогический техникум, потом работала учительницей, сейчас хочу строить социализм своими руками, буду рабочей".
Звание рабочего, строящего мировой гигант у Магнит-горы, руки в мозолях и красная косынка - это и цель и романтика комсомольцев 30-х годов.
Обрадовала Клаву, что Анфиса Ивановна (так звали ее собеседницу) тоже сибирячка, окончила такой же техникум, только в Омске и направлена в Магнитку по комсомольской путевке. Ее сразу назначили заведующей школы № 5. увидели комсомольский азарт, увлеченность настоящим делом и деловитость.
"Рабочие едут в Магнитку отовсюду, семьями, детьми. Строятся новые двухэтажные школы, а учителей не хватает. Мы здесь нужны, работы много..."
Молодые учительницы распрощались. Скоро Клава увидела школьников с красными галстуками, шагающих с горном и песнями на рабочий субботник.
Она решительно свернула с дороги, ведущей в отдел кадров завода и направилась в городской отдел народного образования, чтобы навсегда связать свою судьбу с детьми.
Здесь, на Магнитке, только шло становление народного образования. Маленькие школы, теснящиеся в бараках, сливались, открывались новые. Ее труд и педагогический талант оценили по достоинству. Анфису Ивановну  Мозговую перевели в новую большую школу № 47, а затем направили директором детского дома № 2 в поселке бетонитового комбината.
Хозяйство детского дома в трудные послевоенные годы оказалось запущенным, за детишками пригляда не было. Анфиса Ивановна, настойчивая и энергичная, сразу превратила организацию в такой родной и близкий дом, что бывшие воспитанники с теплотой вспоминают уютное гнездышко мамы Анфисы.
В 60-е годы учительская судьба снова свела Клавдию Панову и Анфису Мозговую в школе № 56. Клавдия с большим достоинством продолжала трудиться у старшей подруги, опытного мастера-педагога.
В классе мамы Анфисы по-прежнему не было отстающих учеников - все хотели учиться, обожали учительницу и старались не огорчать ее...


Рецензии
Здравствуйте, Валерий! Прочла 2 Ваших публикации об учителях. Очень понравились.
Мне, как учителю, приятно сознавать, что Вы с такой гордостью и благодарностью пишите об учителях, об их настойчивости и энергичности, об их педагогическом таланте и мастерстве. Спасибо Вам за Ваше сердечное отношение к учителям и
восхищение их трудом.
творческих Вам успехов и благодарных читателей.
С признательностью, Галина.

Галина Гостева   17.03.2016 16:39     Заявить о нарушении
Спасибо, коллега! Кто же, кроме нас, еще напишет об учителях?...
С уважением

Валерий Ефимов   17.03.2016 16:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.