Время смыслов глава 12

1. Легко заметить, что оба военных в истории  Аль Танухи носители протономного типа идентичности. Их статус определяется их отношением к государственной власти (позиционная линия GF ), которой они служат в обмен на щедрое жалование и иные привилегии, включая относительную безнаказанность в применении насилия по отношению к населению, которое для них относится к контекстному полю мира D, поскольку является источником для извлечения дополнительных ресурсов от денежных в виде например безвозвратных займов до сексуальных в виде возможности безнаказанно изнасиловать женщину(победная/перформативная линия GD связывает  носителей протономики "мы" G с миром D ).

2.Я пишу "относительная  безнаказанность" потому, что когда такие победы/преступления носителей протономики из частных становятся публичными, выходят в общественное пространство, власть часто не может их игнорировать, не теряя престижа в глазах населения. Это то, чего в данном случае добился портной, тем что поднял свою общину и провозгласил скрытый протест, обьявив молитву в неурочное время. Действия халифа здесь поэтому определялись не только (и может быть не столько) его  личной  набожностью, но и тем обстоятельством, что происшествие  получило огласку и тем самым поставило под вопрос репутацию власти. Об этом халиф прямым текстом напомнил провинившемуся солдату, когда сказал ему о том, что он оскорбил величие халифа.

3. Дело в том, что даже эгономная по сути власть все таки  является общественным учреждением и должна хотя бы частично и для виду руководствоваться  нормами права. Иными словами наряду с эгономикой и протономикой здесь появляется метаномика, отображенная в нашей схеме треугольником FAC: правовое отношение власти F к абстрактным принципам справедливости А, нормативное отношение  между личностью С и теми же абстрактными принципами справедливости А (нормативная диагональная линия СА), подкрепленными авторитетом  религиозного Откровения. Халиф напоминает солдату о том,что его поведение противоречит  божественным заповедям.

4.Протономика (FGD)в чистом виде выходит на свет в моменты социального и политического кризиса. Преступные группировки, например, в основном протономны, если только деньги для них важны не сами по себе (как концентрированное выражение власти)что означало бы хрематономику(FGH),а наряду со славой (достигнутой как и часть доходов за счет успешного освоения перформативной/победной линии GD)служат для увеличения своего престижа  и повышения статуса. Деньги в этом случае не вкладываются в бизнес, а уходят на дорогостоящие престижные вещи, одежду, ковры, драгоценности, оружие, дорогие вина,слуг,празднования,торжественные церемонии,портреты,памятники и т.п.

5. Более типично, что протономика существует не сама по себе, а в комбинации с другими типами идентичности, например с во многом близкой к ней морфономикой и с эгономикой (ведь нередко их основным работодателем было эгономное государство). Так по словам американского историка Патриции Крон,которая опубликовала ряд работ по истории средневекового исламского государства: " В Багдаде десятого века гражданская элита судей,секретарей и других бюрократов задавала тон. Все они жили доходами со своих поместий, общались с торговцами (правда только с теми, кто был фантастически богат), как нечто само собой разумеющееся покупали и продавали землю, продавали (через агентов) часть урожая и обнаруживали большую заинтересованность в прибыли. Но прибыли расходовались  на экстравагантное самопрославление в виде роскошных домов и одежды,крайнего гостеприимства, покровительства ученым и т.д. Они не контролировались по хозяйски и не вкладывались в бизнес. Так  один из представителей этой элиты открыто осуждал "скупость, которую некоторые называют осторожностью, а другие хозяйственностью"(Crone,1989,26)

6.Брантом, проклинавший скупость среднего класса, не пускавшего ценности в рыночное обращение, а складывавшего их в запертые сундуки (или  прятавшего  их в землю), и придававший такое значение количеству лакеев и лошадей (признак высокого статуса)мог бы легко понять такое отношение к богатству.

7. Не богатство само по себе, а связанные с ним престиж, репутация, положение (в нашей схеме отображенное позиционной линией GF),слава были целью и протономики и сходной с  ней в этом отношении морфономики. Так отправлявшиеся в Америку испанские конквистадоры, в громадном большинстве простые испанские крестьяне и ремесленники, уже на корабле нередко провозглашали себя дворянами: "Мы здесь все  идальго". Основанием для такого заочного повышения статуса являлись будущие подвиги и победы,успешное ограбление населения завоеванной части мира D(как результат эффективного освоения перформативной линии GD) и связанные с ними богатства,власть и слава (позиционная линия GF).

8. Конечно  патронаж искусства, гостеприимство, покровительство ученым, писателям, художникам, или даже благотворительность,более симпатичные выражения той же тенденции к самопрославлению, которую можно найти и у окружавших себя пышным двором и ценивших исскусство европейских правителей эпохи Возрождения и у культурной части многих современных нам олигархов. Таков император Карл Пятый,почтительно поднимающий кисть Тициана во время посещения  его венецианской мастерской. Но не стоит при этом забывать, что источником богатства Карла Пятого были не только немецкие банкиры Фуггеры или их генуэзские коллеги (получавшие в обмен на выплаты и займы возможность монопольной эксплуатации тех или иных колониальных статей дохода, или даже так называемые asiento, лицензии на  ввоз в испанские колонии черных рабов из Африки. Британское правительство по условиям Утрехтского мира 1713 г. получило такое монопольное право на ввоз африканских рабов в испанские колонии в Америке и тут же продало его одной из своих компаний)но и серебряные рудники Мексики и Перу, где то же серебро добывалось,по выражению одного современника "больше кровью, чем потом".

9. Все это правда, также как вполне реально и вымирание значительной части коренного американского населения не только в результате европейских болезней (таких как черная оспа,в Европе обычно убивавшая каждого восьмого из тех, кто ей  заболел, а в Америке гораздо более смертоносная),  но и по причине типичной для протономики беспощадной эксплуатации,систематического насилия и разрушения традиционного образа жизни.

10. Но не следует забывать и другой стороны дела. Свидетельства об ужасном положении коренного населения оставили не только такие самоотверженные защитники прав индейцев из духовенства,как Бартоломе де Лас Касас, для которого жестокое обращение  с индейцами было нарушением религиозных заповедей и норм справедливости естественного права (в нашей  схеме это упоминавшаяся выше метаномика СFА). Такие свидетельства оставляли и относительно порядочные люди из числа испанских чиновников и военных. И голоса таких критиков испанского господства  как Лас Касас не оставались гласом  вопиющего в пустыне.

11.К Лас Касасу например испанские власти прислушивались, некоторые его рекомендации воплощались в  жизнь. Так, к ярости многих испанских поселенцев в 1542 г. отменили энкомьенду и запретили обращать индейцев в рабство (правда из этого правила постоянно делались исключения). Были даже созданы специальные посты в испанской администрации для защиты прав индейцев.И не все из этих чиновников были коррумпированными циниками. И даже в страшных центрах горнодобычи таких как Потоси существовали больницы и школы и богадельни для местного населения. А испанские иезуиты обучали индейцев гуарани военному делу, чтобы те могли защититься от набегов  бразильских охотников за рабами. И в 17 веке главной военной силой испанских колоний в Южной Америке было именно это местное индейское ополчение, защищавшее будущую столицу Аргентины Буэнос Айрес от английской атаки с моря.

12.Иными словами рядом с протономикой в традиционных обществах была и во многом противоположная ей метаномика,рядом с эксплуатацией было горизонтальное взаимодействие и сотрудничество.Об этом тоже не стоит  забывать.  Вот к таким горизонтальным или полугоризонтальным формам взаимодействия и сотрудничества мы обратимся в следующей главе.

Конец главы. Продолжение в новом файле.


Рецензии