Всеобщее дружелюбие

               
               
          Повод к данным заметкам может показаться далёким от их центральной темы.
          На днях мы с сыном побывали на филармоническом концерте. Слушали классическую и семиструнную гитары. Не скажу, что сын - большой любитель концертов, но у меня оказался лишний билет, муж был занят, и сын составил мне компанию.
          В нашем полуторамиллионном городе давно нет филармонического концертного зала. Тот, что был когда-то на центральной улице, разрушили ещё в Советское время.  Собирались строить новый, но грянула  самостийность, строительство заморозили, морозится оно и по сей день.  На месте развалин филармонии, не слушая глас народа, возвели торгово-развлекательный (ну, развлекательный же, какие могут быть претензии) центр – циклопических размеров чёрный куб в семь этажей. Он выглядит устрашающе и противоречит всяческим правилам архитектурной гармонии и ансамбля. Заходить туда я по сей день боюсь, вдруг погрязну в его недрах навек - западУ на  развлечения, присохну к соблазнам материального изобилия. 
             Уже давно все концерты серьёзной музыки проходят в Органном зале, что открыли в конце 80-х в Успенском Соборе. Зал красивый, даже величественный, но с плохой акустикой, пригодный лишь для органных концертов.    
             В антракте у нас состоялся интересный разговор.
         Начал сын:  «Не могу взять в толк, зачем люди собираются в зале  слушать музыку.  Добираются на транспорте, теряют время.  Да ещё и платят за это. Сейчас в интернете можно отыскать любую, в классном исполнении, в любой момент, как настроение пришло. И отслушать со всеми удобствами, попивая кофе или даже лёжа, если нравится. Люди идут на знаменитостей, на выдающихся исполнителей – допускаю,  познакомится с авторскими произведениями – тоже понятно.  Себя показать и людей посмотреть – слишком примитивная мотивация, но тоже имеет право быть».
        -  Вот она-то не  стоит на повестке дня  в суровые времена. Топят в Органном зале плохо. Замёрзнешь в нарядах. Пальто и куртки люди не снимают, - подхватила я мысль, зябко поёживаясь. (Надо сказать, мы сами всегда оставляли пальто в гардеробе. Такая уж у нас снобистская привычка). - Живая музыка всё же отличается от цифрованной, ты не находишь? – высказала я  в защиту концерта первый аргумент, что пришёл в голову
           - Акустика здесь не блещет, если далеко сидишь, нюансы не расслышишь, - возразил сын.
           - Дома многое отвлекает.  С чашечкой кофе, сосредотачиваешься на кофе, к музыке надо понуждать себя . В концертном зале приобщаться  легче.  Ты не будешь спорить,  классическая музыка сохранила элитарный характер.  Публика сюда ходит особая,  художественно подкованная. Умеет слушать музыку.
           - Не все. За мной пенсионерки без конца  впечатлениями делятся.  И достаточно громко.
           Я оглянулась, хотела  сделать замечание, но лица у пенсионерок были такие восторженные, улыбчивые, видно, гитара подняла  настроение.   И , не решившись его испортить, я опять повернулась к сыну.  – Не все тут – снобы, и это хорошо.  Приобщаются к высокому.      
        -  Ты, как всегда, слишком воспаряешь, - усмехнулся сын, -  Публика в основном невзыскательна. Она приходит на концерт отдохнуть.
        -   И что здесь плохого,  в наше безумное время, люди  ищут успокоение, утешение сердца. А кое-кто и духовную опору. И находят в  прекрасном, в музыке.
          Антракт закончился, и наша беседа осталось незавершённой... 
После концерта возвращались домой в отличном расположении духа.  Концерт понравился даже моему скептику-сыну,  спорить уже не хотелось « дабы  не заглушать мажор» и не рассеивать впечатление. Я думала о том, что каждое исполнение музыки уникально.  Оно не повторится. Это рождение музыки здесь и сейчас.  И наше со-бытиЕ с этим уникальным собЫтием.
          Серьёзные аргументы, как всегда, пришли  позже и завели меня далеко в философию.  Попытаюсь собрать их  и отправить вдогонку неоконченному разговору.


            Почему нам так полезно  слушать музыку совместно?

         Трудно представить себе группу людей, сгрудившихся у компьютера для совместного прослушивания музыкальных произведений. Гораздо легче  вообразить каждого индивидуума  в наушниках, единолично слушающего нечто из  сотового телефона. Подобную картину наблюдаем каждый день в вагоне метро.  Музыка только для себя, по собственному выбору. Казалось бы, каждый отделён от остальных личными предпочтениями.
          Однако самостоятельность слушания здесь иллюзорна.  По большей части, музыка в наушниках этих индивидуумов  -   попса, рок и хип-хоп. Такая музыка  вряд ли  требует  сосредоточенности  и даже не терпит её.    Она  проста, она нормативна и  в качестве своей нормы  провозглашает потребность в зарядке-разрядке,  потребность в стимуляции определённых участков мозга и их расслаблении.   И всё.  Эта музыка из разряда  грубых раздражителей,  и по определению она  затуманивает сознание, убивая  автономность, самостоятельность мышления и поведения.
             Даже  закрытые от других наушниками, люди составляют нераздельную общность низшего порядка - толпу.  Вот сверх задача подобного рода музыки,  сбить людей  в толпу, в стадо, не создавая из них истинное единство, не рождая взаимность.  О самобытности речь здесь не идёт вовсе. Поэтому всё равно, как эта музыка прослушивается, на стадионе, на дискотеке или в наушниках.  Ментальный уровень общности-толпы всегда ниже, чем составляющих её членов.  Толпящиеся легче оглупляются, как это ни печально. Поэтому так много сейчас музыки для толп. "Жизнь всякой людской толпы лишена расудительности" - это слова Платона, основоположника европейской философии.
            Толпа.  В ней людей единит не благо. Почему-то в наше время  людей с лёгкостью единит зло.  С завидной силою сплочён порок. А может, так было всегда?  Отличие только в том, что  сегодня главной идеологией в "цивилизованных"  странах провозглашается индивидуализм,  а высшей ценностью - личная свобода и независимость.
          Но вот парадокс,  индивидуализация сегодня –  это скорее ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ,  превращение качественной единицы (ЛИЧНОСТИ) в единицу количественную (ОСОБЬ), управляемую, а значит, заведомо не свободную. Индивидуализм создаёт не личности, а только их тени, только слабые пародии на личности. Такие очень быстро сбиваются в толпу, скопище обезличенных единиц, индивидов–особей, но не индивидов-личностей. Толпящиеся с лёгкостью встают под знамёна зла, не умея отличить его от блага.
    « Я совсем не хочу быть человеком»,  – вот девиз толпы.
     Примитивная эмоциональная сфера, духовная инертность постепенно порождает в человеке равнодушие и жестокость.
         «Единение во зле  может  быть  весьма  значительно,  но  оно  не  будет гармоничным,  ибо  зло  в  основе  своей  уже  дисгармонично,  и такое единение не длительно и смутны следствия его» - наивно полагают идеалисты-рерихианцы.   
         Однако жизнь современного человечества свидетельствует,  единение, замешанное на злобе, ненависти, хоть и не длительно,  но  воспроизводимо, и главное, воспроизводимо регулярно -  возрождается после распада или уничтожения (примеры тому каждый вспомнит сам).  Союзы  во имя зла  формируются, распадаются и вновь формируются  под другим названием, под другими масками.
            Противоположностью, антонимом к слову  «толпа»,  по моему, будет не индивид, не личность, не отшельник, но дружественный союз, братство, сообщество.  А синонимом, как ни странно, можно считать слова
« разобщённость», «рознь».
            Толпа – это ОНИ, утверждение единства в самой враждебности.
 Истинное же единство – это МЫ , это единодушие, единение во благе. В любви. Оно существует, оно доказывает, объединяться могут не только лиходеи. Надеюсь, для каждого это не предмет веры, но опыт.
            В серебряном веке, перед революцией  властители умов очень любили слово СОБОРНОСТЬ.  Под соборностью понимали "внутренне-интимное отношение людей друг к другу, их   сопричастность к сердечному знанию».
           Соборность – апофеоз единства. Это реальное внутреннее согласие, не вымышленное, не притворное, не насильственное, но органически потребное каждому. Согласие людей в истине.
          Выражением соборности служит «хоровое начало», где личность не подавлена, но только лишена эгоизма. В соборности прорастает самобытность.  Единение во благе – путь к обретению лица. Единение во благе - онтологический ключ к  победе над злом.
          Сейчас  на слуху слово СИНЕРГИЯ – совместное усилие, увеличивающее желаемый эффект.  Синергию роднит с соборностью свободный выбор частной несвободы ради свободы на более высоком уровне. Это жертва своекорыстной суверенностью ради общности. Свободный выбор благого взаимодействия, рождающего нечто высшее,  не бывалое ранее.
            Всё-таки вернусь к музыке,  дивному искусству организованных звуков. Ради неё я и начала все эти пространные рассуждения.
           Совместное слушание музыки  классической – высокой, прекрасной, «шедевральной»,   как сейчас говорят, смело можно отнести к соборному деянию, к общению не разделённых душ.  Оно требует не пассивного восприятия, не расслабленности, но часто большого напряжения душевных сил. Истинные меломаны испытывают яркие чувства, даже плачут на концертах, но не погружаются в печаль, а  пробуждаются от инертности, переживают катарсис – очищение, то есть  хотя бы на время концерта становятся лучше, мягче, добрее.  Сообщество таких пробуждённых музыкой  душ   в миг пробуждения  посылает человечеству импульс добра и любви. А если научиться хранить этот импульс подольше?  Расширится круг радостей,  он будет  облагораживать эмоциональную сферу,  обогащать её духовностью и красотой. Ведь слушая музыку,  мы как бы входим в саму красоту, соединяемся с ней, принимаем её в себя. 
                Из наслаждений жизни
                Одной любви музЫка уступает;
                Но и любовь мелодия...
Многие читали эти строки Пушкина, но многие ли познали их не умом, но чувством? 
     Процесс взращивания духа не замкнут на отдельной личности. «Зерно духа сохнет без влаги взаимности», - учили мудрецы.  Отсюда человеческая потребность  быть вместе в радости, разделять с другими свои высокие порывы.
Слушание самой прекрасной музыки в компьютере никогда эту потребность не насытит.
Также как и интимное общение с Богом – личная к Нему молитва, не заменит общения в Боге – молитвы соборной.

   "Мир - это всеобщее дружелюбие", - тысячелетия назад утверждал Платон. Конечно, - это недостижимый идеал, но чтобы выжить, человечество должно учится дружелюбию, учится "слушать музыку совместно" и радоваться общей радостью.
 
   

         


Рецензии
Здравствуйте, Марина!

С наступающим Новым годом Вас и вашу семью!
Здоровья, благополучия и терпения на пути ко "всеобщему дружелюбию"!

Переживания свойственны каждому. СОпереживать, проникаться чужой болью, горем или радостью, мыслью или чувством может лишь человек разумный. У животных тоже есть эмоции. Но им не дано помнить, сравнивать, сопоставлять и получать интеллектуальное удовольствие. К сожалению, люди, объединённые стадным чувством в толпу, теряют человеческое обличье и уподобляются неразумным тварям.
В этом смысле со времён Платона существенных изменений не произошло.

Хорошего Вам, плодотворного года!

Светлана Лось   30.12.2015 22:46     Заявить о нарушении
Светлана!
Благодарна Вам за сопереживание и поздравление. Думаю, со времён Платона чедовек деградировал не интеллектуально, но социально ( в сторону индивидуализма). Платон чётко знал, что есть идеальное государство. Аристотель, его ученик передал эти знания Александру Македонскому, результат деятельности и побед Александра хорошо известен.
Ну, да это не новогодний разгавор.
С наступившим Вас, Светлана.
Желаю счастья и удач, здоровья, сил и творческого вдохновения.

Марина Стрельная   01.01.2016 20:34   Заявить о нарушении
Светлана, простите за описки и пропуски запятых. Сделайте скидку на послепраздничное состояние :-).

Марина Стрельная   02.01.2016 16:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.