21. Сознание и бессознательное

§ 21. Сознание и бессознательное

Значительный вклад психоаналитической традиции в разработку проблемы динамики необычных состояний сознания обусловлен выделением в структуре психики бессознательных областей. Понятие бессознательного значительно расширило научные представления о человеке, психике, личности и сознании. Новые области человеческой субъективной реальности сделали возможным дискурс о необычных состояниях сознания, продолжая обеспечивать его концептуальными контекстами. Идеи, заложенные еще З. Фрейдом, стали фундаментом нового направления, в развитии которого стали появляться новые школы и модификации. Среди них: неофрейдизм, аналитическая психология, гуманистическая психология, экзистенциальный психоанализ, трансперсональная психология и т.д.

Сам З. Фрейд в структуре психики выделял три компонента: Я, Оно (бессознательное) и Сверх-Я (Я-Идеал) [1]. Основной мотив динамики структурных отношений таков: Я (Эго), сознание, подвержено влиянию Оно, бессознательного, с одной стороны, и контролируется цензором, Сверх-Я, с другой стороны. Фрейдовская модель психики ограничена личной биографией и индивидуальным бессознательным, связанным, главным образом, с влечениями.

Большим прорывом можно считать представление другого психоаналитика, В. Франкла, о духовном бессознательном, составляющем основу сознательной духовности [2, с. 96].

По убеждению К.Г. Юнга, наряду с индивидуальным бессознательным существует коллективное бессознательное, проявляющееся и доказываемое архетипами. Архетипы – это универсальные первоначальные символы, выражающие реакции, установки и представления древних людей о мире. Через архетипы, язык коллективного бессознательного, представлены мифы и сновидения [3, с. 78-95, 107-132].

М.Л. фон Франц, научные исследования которой зачастую граничат с парапсихологией, заостряет внимание на абсолютном знании бессознательного, которому доступна информация о внутренних и внешних ситуациях, о прошлом и будущем. По ее мнению, ограниченности разума (дискурсивного мышления и сознательных процессов) пространством и временем противостоит их относительность и гибкость в глубинном бессознательном [4, с. 54-57, 133-135].

Наблюдения, основанные на опыте психоделической терапии, привели С. Грофа к убеждению, что наряду с традиционным уровнем биографических воспоминаний существуют два трансбиографических уровня – перинатальный и трансперсональный [5, с. 24-25]. Переживания перинатального и трансперсонального характера относятся к бессознательной области психики и значительно расширяют ее. Перинатальный опыт связаны с глубочайшими психическими переживаниями плода в утробе матери до родов, в момент рождения и сразу после него. Показательно, что данные переживания выражаются через архетипы, язык коллективного бессознательного. Широкий спектр переживаний трансперсонального характера имеет общее основание – процесс перехода сознания за обычные границы эго и преодоление ограничений времени и пространства. В содержании трансперсональных переживаний также наличествуют архетипы коллективного бессознательного.

Зачастую необычные состояния сознания расцениваются как проявления бессознательного. Неудивительно поэтому, что многие психологи связывают их с онтогенетической регрессией. Пример такого редукционизма – объяснение мистических переживаний как актуализации инфантильных предлогических состояний. Однако анализ духовных практик приводит к утверждению необходимости различения дорациональных и пострациональных, или сверхрациональных состояний. Безусловно, феноменология необычных состояний включает оба уровня, но сводить их все к дорациональному (равно и сверхрациональному) уровню недопустимо. Подобные ошибки К. Уилбер называет «пред/транс заблуждениями» (the pre/trans fallacy) [6]. Степень сознательности, осознанности как критерия дифференциации различных необычных состояний можно продемонстрировать на примере различия духовных практик и бессознательных проявлений. Так, С.С. Хоружий различает онтологический и онтический типы трансцендирования (наряду с виртуальным): «Феномены бессознательного диаметрально противоположны духовной практике, начало которой в высшей степени сознательно – им служит особый волевой и разумный акт, усилие и событие обращения» [7, с. 51].

Интересную карту сознания, также включающую глубинные уровни, предложил В.В. Налимов в своей вероятностно ориентированной модели личности. Его схема включает несколько уровней: 1. Уровень мышления (Аристотелева логика). На этом уровне функционирует логическое мышление. 2. Уровень предмышления (Бейесова логика), разрабатывающий исходные постулаты, на которых основано логическое мышление. На этом уровне происходит «раскрытие смыслов» для сознания. 3. «Подвалы» сознания, где происходит чувственное созерцание образов. По мнению В.В. Налимова, этот уровень опосредует связь сознания индивида с коллективным бессознательным и является местом проявления архетипов. 4. Телесность, «поддерживающая» сознание. Уровень включен в схему на основании представлений о действии нейропептидов и связи общесоматического состояния человека с его сознанием. 5. Уровень метасознания. Речь идет о трансличностном («космическом») сознании, связь человеческого сознания с которым опосредуется бейесовой логикой. На этом уровне происходит зарождение творческих импульсов. 6. «Подвалы» космического сознания – архетипы и коллективное бессознательное [8, с. 102-105]. Личностному бессознательному отводятся второй и третий уровни.

Роль исследований психики для изучения необычных состояний сознания трудно переоценить, поскольку они дали возможность непатологических интерпретаций феномена. Разработка проблемы бессознательного открыла области человеческого бытия, расширяющие научные представления о человеке.

--

1. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2007. С. 839-860.
2. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 1990.
3. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Когито-Центр, 2010.
4. Франц М.Л. Прорицание и синхрония: Психология значимого случая. СПб.: Азбука-классика, 2009.
5. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М.: АСТ, 2008.
6. Wilber K. The pre/trans fallacy // Paths beyond ego. Los Angeles: Tarcher, 1993. P. 124-130.
7. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта // Вопросы философии. 2003. № 1.
8. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989.


Рецензии