Азы руководства

АЗЫ РУКОВОДСТВА
               


                Руководить- это значит не мешать хорошим людям работать.
                Петр Капица



Захотелось поделиться некоторыми наработками осмысления азов руководства, собранными за многие годы. В свое время они потребовались для собственной практики,  а также для семинаров по НОТ (научная организация труда), которые проводил во время работы в Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» (РСК «МиГ»). Накапливавшиеся материалы (из многочисленных прочитанных книг, прослушанных лекций…) периодически систематизировал и размещал их по приоритетам, исходя из своих представлений о степени важности некоторых положений о принципах руководства и организации труда. Литературы и тогда по этому вопросу было много, а сегодня- необъятное количество. И все же хочется надеяться, что кому-то и в чем-то эти азы могут пригодиться. Этот материал использовал и как лектор заводского Общества «Знание» (о нем рассказ «Общество «Знание в РСК «МиГ» на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2).   


                Для большей наглядности излагаемых принципов руководства старался найти краткие, емкие и понятные формулировки этих азов. Вот один из перечней азов руководства, составленный с учетом их приоритетов.   


                1. Время- материальная ценность. Цени свое и других время.                2. Бодрость духа и здоровый оптимизм.                3. Видеть четко цели, задачи, перспективу.                4. Твоя задача- осуществлять руководство и решать ежедневно возникающие затруднения.                                5. Максимум эффекта при минимуме затрат.                6. Максимум инициативы каждому. Долой мелочную опеку.                7. Четкая формулировка задач и контроль исполнения.                8. Активность, инициатива, творчество.                9. Планирование, нормирование, учет.                10. Четкое распределение обязанностей и ответственности.                11. Справедливость, честность.                12. Внимание к чужому мнению.                13. Выдержка, бесконечное терпение, не раздражаться.                14. Взаимная вежливость.                15. Признавать свои ошибки.                16. Краткость.                17. Поощрять и отмечать хорошую работу.                18. Не делать подчиненному замечаний в присутствии третьего лица.                19. Не делать самому то, что могут сделать подчиненные (за исключением случаев, связанных с опасностью для жизни).             20. Непрерывное самообразование и повышение профессионализма.                21. Чувство юмора.                22. Учитывать характер каждого.                23. Бойся стать бюрократом.                24. Не злоупотреблять властью.                25. Не спорить по мелочам.                26. Вести деловые записи.                27. Содействовать здоровому психологическому климату в коллективе.                28. Самовоспитание.                29. Личный пример.                30. Оптимизация работ и штатного расписания.                31. Критический анализ результатов работы.                32. Минимум бумаготворчества.                33. Не тонуть в «вермишели» (мелочах).                34. Смело делегировать свои полномочия компетентным ответственным подчиненным.                35. Особое внимание к молодежи. Наставничество.                36….                …


Этим перечнем не исчерпываются азы руководства. Да и указанные здесь приоритеты, конечно, у каждого могут быть иные. Важно, чтобы они обеспечивали наилучший результат.


Юрий Жданов     21.12.2015


Рецензии