К. Шеймесс. Божий суверенитет - корень благовестия
Кэти Шеймесс (1998)
В конце XVIII в. молодой баптистский священник по имени Уильям Кэри предложил своей Церкви начать посылать миссионеров для людей, которые не слышали Евангелие. Старейшины церкви предстали перед ним с самым разрушительным аргументом против евангелизации, с каким мир когда-либо сталкивался. "Сядьте, юноша, - ответили они, - когда Бог захочет обратить язычников, Он сделает это без вашей и нашей помощи" (Travis 323). К счастью, Кэри проигнорировал их слова, но смысл этого упрека все еще угрожает современным евангельским церквам. Если принять доктрину Божественного суверенитета, и поэтому, предопределения, многие люди задаются вопросом о роли Церкви в евангелизации. Джонатан Эдвардс, за несколько лет до запроса Кэри, затронул именно этот вопрос. Мощный защитник суверенитета Бога, Эдвардс тем не менее поддержал усилия миссионеров. По словам Эдвардса, суверенитет Бога на самом деле требует от христиан идти вперед и свидетельствовать недостигнутым. Хотя доктрина божественного суверенитета утверждает, что Бог решает, кого Он спасет, Джонатан Эдвардс утверждает, что истинный христианин, в ответ на суверенную власть Бога, должен нести свидетельство миру для того, чтобы быть послушным, и поэтому, чтобы прославить Бога.
В кажущейся бесконечной серии своих проповедей и трактатов Джонатан Эдвардс обращается почти к каждому богословскому вопросу, который можно себе представить, и тем не менее у него нет отдельной проповеди, в которой он непосредственно трактовал бы, как примирить суверенитет Бога с Его заповедью Своему народу свидетельствовать миру. Тем не менее, он активно поддерживал миссионеров, наиболее заметным из которых явился Дэвид Брайнерд, и сам провел несколько лет среди индейцев в Стокбридже. Он также был активным участником и катализатором Великого Пробуждения в Новой Англии, во время которого он помог раздуть пламя возрождения. В разгар этих пробуждений Эдвардс вынес всю тяжесть критики в отношении реальности обращения. В ответ он написал несколько статей и проповедей, защищая результаты возрождения и методы, используемые, чтобы вызвать обращение. Из этих работ легко убедиться, что Эдвардс рассматривал евангелизм как неотъемлемую часть христианской жизни, потому что он приносит славу Богу и является делом послушания.
В своих трудах и проповедях, Эдвардс твердо устанавливает идею, что Бог имеет абсолютный суверенитет над миром. Любой христианин должен признать, что Бог всемогущ. Он сотворил мир и все в нем. Бог свят и совершенен. Он не делает никаких ошибок, и Он не может позволить никакому греховному существу пребывать рядом с Ним. В любом случае Бог столь достоин славы за мир, который Он создал, что Он вправе делать с ним то, что Он считает нужным. Поскольку Бог всемогущ, Он может также иметь дело лишь с теми людьми, с которыми пожелает. Поскольку человек является греховным, Бог должен осудить его, чтобы остаться в соответствии со Своей совершенной природой. Эдвардс объясняет: "суверенитет Бога есть Его абсолютное, независимое право поступать со всеми творениями по Своему благоволению" (Sermon IV.850). Он мог позволить, чтобы все люди погибли навечно, но в Своей суверенной милости Он избрал предложить благодать некоторым людям, чтобы они увидели Его славу и поклонились Ему. Благодать приходит ко грешникам только от Бога. Эдвардс предупреждает: «Те, кто спасены, могут отнести это только к суверенной благодати, и они должны воздать всю хвалу только Богу, если Он отличил их от других" (854). Этот акт милосердия есть снисхождение Бога: в спасении Он связывает Себя с людьми, существами, которые бесконечно уступают Ему. Все это, однако, происходит только потому, что Бог решил, что так будет.
Поскольку, как убежден Эдвардс, Бог обладает этим суверенным контролем над Своим творением, Он достоин славы за это. На самом деле, Эдвардс утверждает, что цель Бога в создании мира состояла в том, чтобы принести славу Себе. Эдвардс объясняет, "Все, что хорошо и ценно само по себе, достойно того, чтобы Бог ценил его. Поэтому самой достойной целью Его дел является Он Сам" (End 97). То, что в высшей мере хорошо и ценно само по себе - это Сам Бог. Поэтому, чтобы быть в соответствии со Своей собственной природой, Бог должен сделать Свою славу Своей целью. Эдвардс продолжает, что Бог создал мир, чтобы "сообщить Самого Себя или расширить Свою полноту" (100). Сообщая Свое величие творению, Бог получает славу, что является целью, для которой Он и начал Свою работу. Он также использует Своих избранных в этом направлении искупления, и это является еще одним средством, с помощью которого прославляется Бог (110).
Таким образом, все избранные должны стремиться к тому, чтобы стать посредниками, через которых Божья полнота искупления грешников приходит в мир. Однако, несмотря на то, что христианин может быть средством, с помощью которого другие люди слышат Евангелие, только Бог может дать веру (Packer 97). Эта вера дается одним и удерживается от других таким образом, что Бог принимает всю славу. "Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе" (Рим.9.22-23). Божие избрание вообще нельзя было бы понять, если бы Он даровал милость всем. Тем не менее, тем, кто пытается опровергать право Бога выбирать, к кому Он помилует, Второзаконие предлагает ответ: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое нам и нашим детям навсегда, чтобы мы следовали всем словам закона" (29.29 KJV). Это еще не дает нам понять весь замысел Бога, но не меняет того факта, что Божьи люди должны подчиняться Его повелениям. Поскольку Он говорит своему народу: "Вы будете Мне свидетелями" (Деян.1.8), каждый христианин должен взять на себя ответственность евангелизации.
Эдвардс, который признает "непогрешимое и достаточное правило" (Marks, 260) Писания, призывает христиан основывать свои верования на Слове Божьем, а не церковной традиции. Мало того, что Слово Божье является совершенным, но оно есть все, с чем христианин должен определить, как он должен действовать. Если кто-то действительно рассматривает Писание всерьез, он не имеет никакого выбора, кроме как подчиниться заповеди Иисуса в Мтф.28.19: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам". кроме того, что этот стих увещевает избранных быть свидетелями, он также требует, чтобы они подчинялись Божьим заповедям. Во время Великого Пробуждения верующие люди следовали этому наставлению. Впервые в Новой Англии возрожденные шли к Богу в больших количествах. Многие люди, однако, наблюдали большое количество новообращенных и осудили их опыт обращения как ложный, ибо он сильно отличался от всего, что пуританская община видела прежде. В ответ на такое отношение Эдвардс написал трактат под названием "Признаки работы Духа Истины", чтобы описать надежность признаков того, что обращение было от Бога. Эдвардс первым предостерег против отказа признавать признаки обращения, если они, как представляется, не следуют обычно ожидаемым. Он предостерегает от необдуманных решений, зная, что "прежде Церковь не имела правила, по которому здесь можно судить" (261). В силу абсолютного суверенитета Бога Он не обязан работать в жизни людей в соответствии с каким-либо заданным шаблоном. Эдвардс кратко напоминает о значении силы Божьей: "Мы не должны ограничивать Бога, где Он Сам не ограничивал Себя" (261). Вместо этого, Его суверенитет позволяет Ему действовать и являть Свою власть путями, которые совершенно неожиданны для нас.
Многие из упомянутых Эдвардсом признаков работы Духа предполагают, что Бог действует через людей, являя Свою власть над спасаемыми, и это требует послушания. Например, он подчеркивает тот факт, что Царство Христа пришло на землю и вызвало большой резонанс. В Деян.17.6 чиновники из Салоник говорят, что Павел и Сила - это "люди, перевернувшие все вверх дном" (KJV). Без сомнения, апостолы создали кому-то проблемы, потому что они следовали заповеди Иисуса о том, чтобы быть Его свидетелями по всему миру! Эта заповедь, однако, относится к каждому христианину. Эдвардс призывает своих современников больше походить на Павла и Силу, которые действительно "дали повод некоторым говорить, что они перевернули мир с ног на голову" (Marks,262). Когда Божьи люди выходят в мир проповедовать Евангелие, как им и велено делать, Эдвардс считает, что неспасенные обратят на это внимание. Поэтому, большой шум не свидетельствует о ложном возрождении, но на самом деле может указывать на работу Духа.
Кроме того, христиане, наделенные благодатью Христа, будут переполнены любовью к спасаемым. Трактат Эдвардса о природе истинной добродетели объясняет более полно, почему необходимо, чтобы христиане выступали в качестве миссионеров. Эдвардс подчеркивает, что люди не в состоянии сделать что-либо для себя, чтобы добиться расположения Бога. Бог также не нуждается ни в чем от людей, ибо Он полон в Себе, но "мы можем быть инструментами содействия Его славе, в которых Он найдет истинную радость" (Virtue 125). Христиане способствуют Божьей славе только тогда, когда они оказывают любовь и уважение к Нему. Эта любовь является лишь отражением Божьей любви к людям. Эдвардс утверждает, что "истинная добродетель состоит в любви к Целому". Он объясняет: "Никакой акт ума или осуществления любви от природы не есть истинная добродетель, но лишь то, что относится к бытию в целом или всеобщему существованию, как его прямому и непосредственному объекту; так что нет упражнения любви к какому-либо конкретному бытию независимо от этого, которое имеет что-нибудь от природы истинной добродетели" (123). Для любого из избранных Божиих высшее благо - это разделить с другим истину спасения. Возможность поделиться с другими известием о Божьей благодати является признаком вселения Духа и явления силы. Дэвид Брайнерд определял это как "действия, которые вытекают спонтанно из внутреннего духа благодати" (Pettit 13). Люди, которые действительно возрождены, будут делиться "хорошей новостью" Евангелия с другими, потому что Святой Дух будет заставлять их это сделать. Эдвардс утверждает, что если христиане имеют знание об аде и знают, что большинство людей идет туда, то "было бы просто невозможно для нас избежать искреннего стремления показать людям весь ужас этого несчастья" (Marks, 266). Человек действительно возрожденный будет делиться своей верой с теми, кто ее не имеет, потому что это лучшая вещь для человечества в целом. В своей биографии Дэвида Брайнерда Эдвардс определил эту доброжелательность к Бытию в целом как истинную святость (Pettit 13). Его определение святости довольно сложно, но трудно оспорить ответственность христианина за то, чтобы разделить знание о спасении, которое могло бы помочь спасти другого.
Эдвардс также считает, что для того, чтобы воздать славу Богу, действия христианина должны четко продемонстрировать характер Бога и Его желание спасать людей. Апостол Павел кратко объясняет, как христианин должен вести себя: "Берите пример с меня, как я следую примеру Христа" (1 Кор.11.1 KJV). Чем больше избранные возрастают, тем больше они уподобляются Христу. Так как все люди учатся на примере окружающих, чрезвычайно важно, чтобы жизнь христианина отражала Христа. Поэтому благовестие - это нечто большее, чем просто миссии, включая иностранные. Можно быть миссионером в своем собственном доме, а также в далекой стране. Люди будут следовать примеру благочестивого человека, если он действительно подчиняется Христу. Этот факт становится совершенно очевидным из защиты Эдвардсом обращений, происходивших в его родном городе. В своем "Описании удивительных обращений" он характеризует возрождение, в котором сам сыграл решающую роль. История обращений многих людей, особенно молодежи, выделяется здесь как яркий пример того, каким образом Бог работает через Своих избранных. Обращение одной девушки Эдвардс оценивает как "славную работу бесконечной Божьей силы и суверенной благодати", ибо оно, кажется, всколыхнуло весь город. Эдвардс говорит, что "многие пошли поговорить с ней относительно того, что она пережила", и в ее компании "едва ли не каждый разговор приводил ко Христу". Эдвардса поразило, что опыт и образ жизни одного человека может иметь такое влияние на весь город. Тем не менее он описывает эти события с напоминанием, что люди приняли Духа "в соответствии с мерой дара Христова" (Narrative 348). Хотя Бог имеет полный контроль над душами людей, положительный пример других христиан служит искрой, чтобы поставить их на путь ко спасению. Бог дарует христианину способность и желание следовать примеру Христа и быть примером и словом и действием.
Хотя повеление о евангелизации распространяется на все избранных Божиих, Эдвардс делает некоторые важные различия между отдельными лицами. Некоторые из них, как и он сам, призваны Богом служить с кафедр, в то время как другие, такие как Брайнерд, должны пойти учить целые народы. Обязательство свидетельствовать неспасенным возлагается на каждого верующего (Packer 46). Независимо от конкретного призвания христианина, однако, руководящие принципы, которые Эдвардс определяет в "Истинном превосходстве служителя Евангелия", относятся к любому христианину, который желает повиноваться Богу. Он обращается к истории Иоанна Крестителя в качестве примера благочестивого служения, потому что он был избран Богом "чтобы дать своему народу знание о спасении" (ср. Лк. 1.77). Нет никаких сомнений в том, что Бог мог бы показать израильтянам истину спасения без помощи Иоанна Крестителя, но он решил использовать Иоанна, чтобы он помог Его делу. "А ты, дитя мое, будет называться пророком Всевышнего, ибо ты пойдешь пред Господом, чтобы приготовить путь для Него" (1.76). Иоанну, как и всем христианским миссионерам, было велено проповедовать Евангелие, чтобы Бог мог подготовить сердца Израиля для вести Иисуса. Эта аналогия приходит непосредственно от Иисуса, который говорит, "да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мтф. 5.16). Эдвардс использует аналогию света, чтобы описать функцию миссионеров в мире. Избранные есть "малые светочи", посланные "светить вестью о Его вести и отражать лучи Его славы на души людей" (Minister 956). Если Христос есть Свет великий, то Его святые - лучи света, посланные, чтобы осветить все народы земли.
В "Истинном превосходстве" Эдвардс продолжает свою легкую аналогию, чтобы подчеркнуть, что миссионеры должны быть в состоянии разделить свою веру. Прежде всего, как яркий свет, Иоанн Креститель был более глубоко просвещен Евангелием, чем любой из пророков, которые пришли перед ним. Его слова имеют большее влияние, потому что они прочно укоренились в Евангелии. Истина его высказываний может быть легко проверена. Эдвардс призывает всех служителей Евангелия иметь четкое представление о Библии, и быть в состоянии объяснить все четко и лаконично (Minister 955). Понимание Писания, однако, ничего не стоит, если не знать, как учить тому, что должны знать другие, и достигать их на их собственном уровне. Для того, чтобы свидетельствовать точно об Иисусе Христе, служитель должен быть хорошим собеседником (958). Знание Божественных вещей может быть неисчерпаемым, но Бог может работать через это знание, только если оно является общим. Наконец, "светочи" должны знать на опыте саму суть религии. Это заявление, вероятно, было сделано в ответ на противоречия в вопросе об обращении самих служителей в Новой Англии. Эдвардс подчеркивает, что "светильник горящий" - это "тот, кто действительно знаком со Спасителем и путем спасения, так что он должен научить других, ибо он может говорить то, что он знает, и свидетельствует о том, что он видел" (957). Обязанность всякого христианина, как "светильника" - узнать, как объяснить свою веру кому-то другому, используя свои знания Библии.
Далее, Эдвардс излагает требования к "светильнику", касающиеся духовной жизни миссионера. Во-первых, служитель должен иметь дух "истинного благочестия". Это благочестие проявляет себя по-разному. Благочестивый служитель будет буквально сгорать от любви ко Христу. Эта любовь к Богу будет переливаться в любовь к людям, и служитель будет иметь жгучее желание поделиться своими знаниями с людьми, которые потеряны. Все это, однако, он делает с надеждой продвижения Царства Христа. Его роль как горящего светильника также отображается в его пламенной ревности к Царству Божию. Христианин, который желает следовать за Богом на поле миссии, должен, в первую очередь, иметь сильную молитвенную жизнь. Он должен молиться и с людьми, которым он служит. Мало того, что его молитвы будут сильны, но его проповедь будет мощной. Его жизнь будет отмечена "нелицемерной искренностью и состраданием, с которыми он приглашает усталых и обремененных к их Спасителю" (Minister 957). Некоторые люди, например, будут так сильно взволнованы силой проповеди, что они "склонны к участию в разговоре с каждым из них" (Narrative 356). Наконец, свет его сострадания всегда будет примером для других христиан (Minister 957).
Хотя Эдвардс произнес эту проповедь на поставлении служителя в Новой Англии, увещевания, изложенные в ней, на самом деле - это лишь краткий обзор Божьего плана для христианина в светском мире. Эдвардс считает, что каждый христианин обязан быть свидетелем Христовой любви к миру. Автор Вселенной испытывает величайшую любовь к Своему творению. Он повелевает Своему народу следовать Его замыслу для того, чтобы Он мог быть прославлен. Бог ничего от Своего творения не требует, но Он просит послушания. Чтобы быть послушными, нужно следовать мандату Великого Поручения. Только так люди могут принести славу своему суверенному Творцу. Людям, которые пытались удержать Кэри от достижения тех, кто никогда не слышал послание Иисуса о спасении, Джонатан Эдвардс мог бы предложить совет: "Давайте же будем, следовательно, иметь в виду, что наши усилия никак не препятствуют работе Божьей, но мы можем наоборот, сделать все возможное, чтобы продвигать ее" (Marks, 272). Суверенитет Бога не устраняет необходимость в евангелизации, но на самом деле создает ее.
Edwards, Jonathan. "The Distinguishing Marks of a Work of the Spirit of God." The Works of Jonathan Edwards. Vol. 2. Carlisle, PA: Banner of Truth Trust, 1997. 257-277.
---. "The End for Which God Created the World." The Works of Jonathan Edwards. Vol. 1. Carlisle, PA: Banner of Truth Trust, 1995. 94-121.
---. "Narrative of Surprising Conversions." The Works of Jonathan Edwards. Vol. 1. Carlisle, PA: Banner of Truth Trust, 1995. 344-359.
---. "The Nature of True Virtue." The Works of Jonathan Edwards. Vol. 1. Carlisle, PA: Banner of Truth Trust, 1995. 122-142.
---. "Sermon IV." The Works of Jonathan Edwards. Vol. 2. Carlisle, PA: Banner of Truth Trust, 1997. 849-854.
---. "The True Excellency of a Gospel Minister." The Works of Jonathan Edwards. Vol. 2. Carlisle, PA: Banner of Truth Trust, 1997. 955-960.
Holy Bible. New International Version. Nashville: Broadman & Holman, 1995.
Packer, J.I. Evangelism and the Sovereignty of God. Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1991.
Pettit, Norman. Introduction. "The Life of David Brainerd." By Jonathan Edwards. The Works of Jonathan Edwards. Vol. 7. New Haven: Yale University Press, 1985. 1-85.
Travis, William. "William Carey: The Modern Missions Movement and the Sovereignty of God." The Grace of God, the Bondage of the Will. Vol. 2. Ed. Thomas R. Schreiner & Bruce A. Ware. Grand Rapids: Baker Books, 1995. 323-336.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №215122101723