Безводный шлюз

                С давних пор  на нашем краю виднеется строение шлюза, оригинальный проект, в строгих прямых линиях, с вертикальными стенами,  плоскости стен строго под девяносто градусов, с надписью на входе шлюза с правой стороны «Тер - строй Кура 1936 г».

           Примерно на две трети от входа, имею в виду, куда должна была втекать вода, имеется бетонный мостик, с этого мостика перекрывалась вода.

         Ещё в мои  детские времена, когда я ловил рыбу у вербы, это в метрах тридцати вверх по течению, отсюда шлюз просматривался  насквозь по прямой, произошёл случай.

                При мне были  вырваны из стен две металлические направляющие запорного щита, сам щит не сохранился, бесхозное имущество растаскивалось в любые времена.

          Так и здесь получилось, приехал на бричке скотник с фермы «Большевика», поработал изрядно ломом, раздолбил стены вдоль направляющих, а затем поддел в нескольких местах металлические конструкции и вырвал их из стен.

           После кропотливой работы, скотник обе направляющие погрузил в бричку и уехал.

               Сам шлюз сделан прочно и качественно, при мне на нём трещин не наблюдалось.

               За мостиком имелся небольшой перепад для воды, а далее на выходе имелись большие бетонные перевёрнутые грабли, для сбора мусора.

              Отец  мне рассказывал, когда они были пацанами и сюда ходили купаться, то  подныривали под невысокий водопад и сидели там, наблюдая за падающей струёй воды, или прятались  когда играли в «Чурния».
               Разыгрывали приезжающих в гости, удивляя, как долго могут просидеть под водой.

            Но по причине не большого просчёта, чуть был завышен уровень постройки шлюза, вода скапливалась перед шлюзом, подтапливая поля по балке, прокопали канаву для сброса лишней воды.

             Вскоре вода промыла для себя новое русло, а шлюз остался стоять в стороне памятником тех далёких времён, когда началось грандиозное обводнение засушливых степей.

             Мы со своими пацанами из хутора часто приходили поиграть на шлюз, устраивали борцовские бои и войнушки, да вообще излазили шлюз со всех сторон.

          Время шло, мы подрастали, а в мечту пустить воду через шлюз верили всегда.

               Наш товарищ по детству Павел, который в конце шестидесятых отслужил в армии и работал в тот момент на бульдозере в совхозе, был подходящей кандидатурой для воплощения нашей мечты.

             Мы с Игорем стали его агитировать пересыпать русло речки у шлюза землёй, сделать дамбу, чтобы поднять уровень воды и пустить её через шлюз.

                Пашка долго не соглашался, отказывал,  жаловался на нехватку времени, но однажды летом, когда он приехал на обед на бульдозере, позвал нас:
                - Поехали! Будем Куру перегораживать!

             Более радостного события и не придумать, приехали на речку, мы наблюдали за работой Павла со стороны.

               Трактор надрывно толкал землю перед собой, верхний слой чистейший чернозём, глубже пошёл песчаник с глиной.

             Если эту глину с песком пополоскать в воде, вымывая глину, то оставался мельчайший белый песок, парадокс нашей речки, в которой цвет песка был чёрный с более крупными песчинками.

                Трактор раз за разом  сталкивал грунт в речку, уменьшая ширину русла, а вода словно почувствовала, что ей перекрывают путь, смывала землю у противоположного берега, началось соревнование кто кого.

                И когда очередная порция земли окончательно перекрыла русло, мы радостно орали, трактор откатывал назад, а мы перебегали по дамбе с одного берега на другой.

               Пашка на тракторе подсыпал и подсыпал грунт, пока высота дамбы не сровнялась с берегами.

             Вода упираясь в дамбу начинала скапливаться.

             Пашка закончил работу, вылез из трактора, оценил свой труд.

            Посмотрел на часы, сказал:
                -Мне пора, а вода только через пару часов потечёт через шлюз.
             А вы тут зря не стойте, бегите вниз, вода уходит, а рыба останется в ямах.
Наловите, мне потом занесёте.

            Пашка забрался в трактор и покатил наискосок вдоль болота к горе, чтобы выехать наверх, а оттуда поехать на работу.

         Мы же пошли вдоль речки вниз по течению, действительно вскоре на мелководье увидели рыбу, наших местных серебристых карасей.

            Разделись до трусов и забрались в речку, карасей ловили руками и выбрасывали на берег, интересная у нас получилась рыбалка.

             Мы шли вниз в ямах взмучивали воду, а потом когда караси выплывали на мелководье, сигнализируя нам верхним плавником или вообще заваливаясь на бок, старались по протоке перебраться в другую яму, мы их хватали и выбрасывали на берег.

                Но рыбалка не главное событие на сегодняшний день, нас больше привлекал шлюз, дальше пограничного столбика двух районов не пошли, а вернулись обратно, по пути подбирая рыбу, надевали её на длинные прутья, улов получился солидным.

           Пришли к дамбе, перешли на другой берег, забрались на мостик шлюза, стали ждать, когда вода потечёт через шлюз, вода медленно подступала к бетонному основанию шлюза.

           И вот он радостный ручеёк, устремился под нами и зажурчал, падая с метровой высоты в многолетний ил и попавшую сюда пыль, скопившуюся за многие годы.

            Нам не сиделось на месте, полезли в шлюз, лазили под мостиком, любовались струйкой падающей воды у правого края, внизу вода пенилась, превращаясь в сплошную муть.

             Стал частично заполняться отстойник шлюза, затем вода потекла между двух зубьев, далее стала заполнять за шлюзом огромное углубление, здесь после дождей скапливалась вода, стекающая с горы, весной после дождя в нерест по ручейку заплывали караси.

             Летом же сплошная идиллия для лягушек, здесь вода хорошо прогревалась, разрастались зелёные водоросли, среди которых плавало огромное количество головастиков.

          Лягушачий питомник высыхал к середине июля, произведя на свет огромное количество лягушат, которые перебирались затем в речку.

             Закономерно, что в метрах пятидесяти  внизу  под высоким берегом в зарослях ежевики была колония змей.

               Мы проявляя интерес, забрались в отстойник, чтобы посмотреть на водопад снизу, ил быстро напитывался влагой, становился мягкой грязью, пришлось проваливаясь в него пробраться к падающей струйке воды, которая едва увеличивалась с того первого момента.

             Пусть струя воды не большая, за то сколько радости, а какая сила падающей воды, ногу долго не удержишь на весу под струёй.

          Мы дождались, когда заполниться углубление за шлюзом и вода потекла в речку.

            Время подбиралось к вечеру, пора возвращаться домой, наши караси усохли и не представляли товарного вида, пришлось их оставить на съедение воронам.

             Искупались в запруде, где набралось  достаточно воды, плавали и ныряли, глубина оказалось приличной, лучшего места для купания и не придумать, а плавать можно было далеко вверх по течению, вода то теперь здесь оказалась стоячей.

           Стоя на дамбе, в мечтаниях решили, прийти завтра, наломать веток вербы и навтыкать, чтобы корневая система растущих деревьев укрепила дамбу.

              А на следующее утро нас ждало разочарование, рыхлая земля дамбы напиталась водой, просела, а поднявшийся уровень воды промыл промоину, а затем легко размыл дамбу.

            Мы стояли и с горестью смотрели на краю остатка дамбы, что вот так всё вышло, не успели нарадоваться успеху, и насмотреться текущей водой через шлюз.


         Стали размышлять, что и почему, вскоре поняли, что дамбу нужно было ставить ближе к входу шлюза, чтобы не собирать такого большого количества воды, которая своей  мощью не давила бы на дамбу.

           С новым проектом решили повременить, а вот  ловить карасей,  с перекрытием русла речки, очень даже понравилась.

20 дек 2015 г.


Рецензии