До и после смерти друга. 8

     Продолжение, предыдущая глава http://proza.ru/2015/12/21/256

8.

Мария   А я тебе  хочу сказать вот ещё… Когда его отправили на Кушку…да? На Кушку?

Я   На Кушку, ты помнишь, не поехал он в Кушку, он не успел. Он уже контейнер свой приготовил и даже на вокзал его отвёз, и тут наши войска попёрли в Афганистан, вот… он в Кушку не поехал, а контейнер разбанковал здесь, что-то кому-то распихал в городке и самолётом полетел в Афганистан.

Мария   Отправил он тот контейнер, или кого-то попросил отправить матери, и мать получила его.

Я   А-а, вот как.

Мария Да. Мы с Юлькой тогда поехали… что-то взяли с собой… и с Лидой…

Я Провожать, что ли, поехали?

Мария На вокзал. Это было… это было…

Я Декабрь месяц был?

Мария Было темно. Мы пришли, сели в купе…то ли Юля была, то ли Лида. Каким-то образом мы остались одни, и он говорит: вы простите мои слёзы, но я чувствую, что я не вернусь. Ты помнишь, да? Ты была там.

Юля Да. Он немножко был поддатый.

Я Он ведь улетал в Афганистан самолётом

Мария Не улетал, а уезжал поездом

Я Как он уезжал поездом. Он из Ташкента с Тузельского военного аэродрома улетал.

Юля Это потом был момент…

Мария Он же несколько раз прилетал

Юля Прилетел, с букетом цветов ворвался, говорил «я самолётом прилетел и им же должен улететь»

Мария Это было так: его за какими-то делами, то ли за документами, то ли зачем отправляли и он летал и летал. А вот когда он уезжал, тогда он прослезился

Юля Это было в марте. Это точно. Весна была. До этого он самолётом прилетал-улетал, а это было в марте месяце, может быть даже в конце марта.

Мария А я ещё тогда ему сказала: да брось ты, Лёша, ещё приедешь…

Юля Да, мы ехали и ревели по дороге

Мария Я говорила – ничего не случится, приедешь. А потом через какое-то время звонок и, значит, он появляется. Я говорю ему: вот видишь, я говорила, что всё будет нормально. «А меня, - говорит - послали за чем-то»

Юля Он так два раза прилетал.

Мария А мать его потом рассказывала… подожди, он, кажется, домой заезжал.

Я Куда, в Барнаул?

Мария В Дорогобуж

Юля Под Смоленском

Я Жена то его в Барнауле была

Мария Татьяна Семёновна говорила: я включила телевизор, а там то ли война… какие-то афганские сюжеты… а он – выключи, выключи, выключи, я не могу этого видеть.

Я Он погиб в восьмидесятом году. Тогда ещё и настоящей войны не было…

Юля Грузов двести уже много было.
 
Я Это было время , когда по каждому погибшему солдату, офицеру, прапорщику проводилось следствие. Погибшего везли в Союз в цинке и в сопровождении офицера.

Юля Нет, папа, груз двести уже шел

Мария Когда мы приехали в госпиталь… они на улице вот так…

Юля в Старый госпиталь…

Мария Штабелями стояли ящики, с некоторых текла кровь, цинки плохо были запаяны. Ещё Миша говорил, что там у ребят не было возможности как следует заваривать… мне не верилось, я думала – господи, не может же такое быть… когда там на ящике было написано «Клюев»… так солнце светило

Я И окошко в цинке замазано было?

Мария Окошки все закрашены зелёным, зелёной краской… что-то там вроде как просвечивалось
 
Юля Изнутри было замазано.

Мария С Лёшкиного гроба не текло с ящика, а другие прямо-таки стояли штабелями на земле. Там кто-то говорит: сегодня борт идёт туда-то, в том направлении, а завтра или когда-то – в том-то направлении… они, бедные, стоят на этом солнцепёке. Каждый… по направлению… должен ждать, когда его самолёт полетит. Один рейс по нескольким пунктам должен был забрать эти тела. Мишка Сокольников ругался, говорил – когда же, но сегодня нет, сегодня полетел вот туда-вот. Это было ужасно, ужасно… Мы когда пришли туда с Юлькой, нам ребята открыли Лёшин ящик

Я Миша – он ведь приехал вместе с этим гробом?

Юля Да, сопровождал

Мария Да он у нас-то был, потому что не было борта отправить. Для нас Лёша был, как родственник. Я пошла на рынок, накупила, говорю: Миша, там придётся и поминки делать. В России пока этого нет. Я купила огурцов и чего-то ещё.

Юля Цветов много… и несли-несли…

Мария В Геофизике много цветов принесли.

Юля Причём посторонние незнакомые люди, узнали, что в нашей части офицер погиб и несли цветы…

Я Да, тогда это первая потеря в нашей части была.

Юля И бабы, у которых мужья в Афганистане, приходили… лучше не вспоминать.

Мария Ладно, про тех баб не говори, не знаешь.

Отметки   00:06:18,3 – 00:13:56

Мария Потом, когда я приехала в Дорогобуж, мне так было…

Я Ты же не с Мишей приехала, а через полгода

Мария Спустя какое-то время. Я приехала когда, я знала адрес… то ли в документах. А приехала я рано утром со Смоленска. Кажется, с Ромой ездила. Да, я ездила с Ромой. Пришли… там такой дом деревянный, верандочка закрытая, а на подоконнике той верандочки лежат Лёшкины погоны. Как-то так это было.

Я Его шинель у нас долго висела… хотя нет, это Рушана была шинель.

Мария Погоны его капитанские лежали. Тогда Татьяна Семёновна жила со старшей сестрой с Василисой Семёновной. Ещё Ольга Осиповна

Юля Ольга Осиповна в Москве.

Я Ольга Осиповна была двоюродной сестрой Лёши

Мария Да, да, сёстрами были Татьяна Семёновна и Василиса Семёновна. Они жили вместе. Той вообще было много лет, но её отправили. Специально отправили Василису Семёновну к Татьяне, чтобы ей легче было пережить. А кладбище… вот так… вот их дом находится на развилке, а дальше кладбище.

Я  О том, как вела себя жена Клюева, вы узнали от Миши?

Мария От Мишки. Татьяне Семёновне тогда было ни до чего.

Я Но Татьяна Семёновна тебе тоже рассказывала?

Мария Да, рассказывала, что жена Лёши требовала справку и требовала кольцо.

Юля Душманы кольцо отрезали с пальцем.

Мария Это Мишка рассказал.

Юля Когда на похороны приехала она.

Мария. Да, Миша говорил: как я мог сказать, что кольцо… какое может быть кольцо… и требовала справку… от справки, она знала, что многое зависит. А вот там ещё, Слава, я письмо хорошо не помню, которое у нас сохранилось, где мать пишет, что пенсию… да, он ещё, Слава, почему Лёша ездил домой… он контейнер отправил и съездил к матери… он ходил в военкомат и просил, чтобы матери дали…

Я Пособие?

Мария Нет, чтобы матери дали жильё нормальное, потому что у неё деревянный домик, ей туда воду надо носить и отапливать…

Я Ну, и дали жильё?

Мария Ей в другом месте дали жильё. Местные власти этот домик с участком забрали, а ей дали квартиру однокомнатную в другом населённом пункте

Я Похоронен он …

Мария В Дорогобуже. Вот я тебе показываю, что вот так вот идёт дорога, тут вот Лёшкин дом, тут развилочка, идёт дорога дальше и вот здесь вот кладбище и церковь.

Я Так это новый дом, или старый?

Мария Это старый дом. Дом, в котором они жили.

Я Так она не хотела наверное от старого дома, от кладбища уезжать?

Мария Да слушай. Она на кладбище каждый день, а то и по нескольку раз. Там другой сын похоронен, Лёшкин младший брат; от ревматизма умер. Лёша рассказывал, что у него тоже ревматизм был, как его от лечили. Брата не спасли, а меня, - говорил - в бочку с еловыми щепками, в горячую воду. И закрывали. И таким образом его от ревматизма вылечили. Это он рассказывал. Там похоронены его брат и его отец.

Я Отец погиб, кажется, после Лёши.

Мария Нет, нет отец раньше, сын там лежал младший и там же похоронили Лёху.

Я А Ольга Осиповна была на похоронах?

Мария Я не  знаю.

Я Так с Ольгой Осиповной когда вы познакомились?

Мария Мы же Татьяной Семёновной переписывались, она нам писала письма, мы отвечали.

Я Ну, одно письмо я сканировал сегодня.

Мария Ты сканировал одно из последних. А вот когда с Ромой беда случилась…

Я А другие письма у тебя не сохранились?

Мария Откуда? Может быть, они в Ташкенте остались. Когда перебирали бумаги, их не было уже. Когда надо было Рому везти в Москву, я ей написала.

Я Когда ?

Мария Мы приезжали с Ромой, ему было пятнадцать лет. Значит в восемьдесят втором. Когда надо было Рому в Москву в больницу, она мне написала, что мол, у меня в Москве племянница, двоюродная сестра Лёши, дала адрес, и мы с Ромой поехали… погода была такая… и Ромке плохо было… и мы, как ишаки пёрли… и персики, и фрукты какие-то ещё… нашли мы этот дом недалеко от метро. В автобусе к нему пристали – встань, молодой, чего сидишь… а ему было нехорошо… задыхался... мы на улице расположились с этими коробками, персики помялись, и помидоры, и персики… что мы везли, чёрт его знает…

Юля Юсуповские помидоры и персики.

Мария Ну помню чего-то много было, что ещё в Москву из Ташкента…

Я Я помню, ты посылки посылала. Сухофрукты, что ли.

Мария Я не помню, что... когда я посылала. С консьержкой разговорились, долго ждали. Ольга Осиповна жила в однокомнатной квартире и у неё муж недавно умер. В общем мы сдружились. Она много рассказала про семью.

Я Мне интересно, что она про Лёшу рассказывала.

Мария Она много не рассказывала. Вот, мол, брательник приезжал тогда, да приезжал тогда… говорила, что Лёшина жена как фарцовщик была.

Я У нас оставался Лёшин блокнот. Куда он делся?

Мария Остался где-то в Ташкенте

Я Что-то в этом блокноте интересное мы видели, а что – уже не помню.

Мария Была фотография … её…

Я Рому на операцию в девяностом…

Мария Тогда Ольга Осиповна жила в другой квартире, они поменялись… Уже была большая трёхкомнатная квартира.


На фото: Татьяна Семёновна, моя жена Мария и руководитель хора бабушек.

     Продолжение следует


Рецензии
Читаю и обалдеваю. До слез. И это - только одна смерть! А вот, что потом наши правители натворили... лучше промолчать. Ибо толку нет.
Удачи, Станислав.

Олег Шах-Гусейнов   21.12.2015 21:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.