Лийса Вейялайнен

Лийса Вейялайнен
                Звёзды зарубежного спорта
                «Зелёными маршрутами»,      
                перевод с Финского, 
                М. ФиС, 1986, 50000 экз.


    На обеденном перерыве в городе встретил Никиту. Он у нас председатель областной федерации спортивного ориентирования. Говорит, в книжном магазине лежит книжка про ориентирование. Чтоб всё скупил для него, на призы. Сказал и побежал дальше. Даже не поинтересовался, что у меня в кармане.

    Стопка нетолстых книжек. Всего штук пятьдесят. Денег наскрёб только на дюжину. Вечером заявляется Никита. Скривился. В своей манере нагавкал на меня. Отдал я ему то, что выкупил. Одну, конечно, себе оставил.

    Есть книжки о спорте. Есть книжки о спортсменах. А есть о жизни. Прочитав небольшую книжечку финской ориентировщицы, я не один раз пожалел, что  не выполнил наказ Никиты и не нашёл денег на всё, что было.

    В книжных магазинах эту книжку я больше не встречал. И никто про неё, несмотря на немаленький вроде тираж ни разу не упоминал.   Книжку подарил Галке Заяш, подруге жены и по совместительству заводской ориентировщице. У меня остался только конспект на одном листке.

   «Женщина и спорт». Лийса Вейялайнен, 04.04.1951, Хенойоки, Финляндия, чемпионка мира 1976 года по спортивному ориентированию. 1970 г. – первое выступление на чемпионате мира в Германии – провал, 1976, Шотландия – чемпион, 78, 79 – серебро, 72,78,79 – Финны в эстафете чемпионы мира, 76,81 – серебро. Получила высшее университетское образование. Инженер – экономист.
   Мать двоих детей, Микко – 1977 и Маркус – 1984. Успешно участвовала в соревнованиях с месячным ребёнком, совмещая нагрузки и кормление грудью.   Питание. Молочнокислые продукты и яйца, соя, бобы, проросшие семена, минимум мяса. И, тем не менее, слабость к сладким булочкам и выпечке. Можно иногда и позволить.
   Выступала в соревнованиях на четвёртом месяце беременности. Беременность – своеобразный девятимесячный допинг. Если умно, то всё на пользу, даже нагрузки. (В социалистической ГДР девчоночек спортсменок специально делали беременными. А потом, уже в ранге чемпионов, абортировали. Иногда девочки хотели стать мамами, делали перерыв в спортивной карьере.) Кормление грудью – тоже не помеха. Кумир и пример для Лийсы Вейялайнен была наша Лариса Латынина. В книге рекордов Гиннеса - 18 олимпийских медалей, из них 9 золотых. Стала чемпионкой мира по гимнастике, будучи беременной на четвёртом месяце. Выступала в соревнованиях до 32 лет, двадцать лет подряд.

   «Богатство жизни – в способности учиться на своих ошибках»
   «Когда наступит моё время уйти, я это сделаю со счастливой улыбкой,
ибо этот мир прикасался ко мне нежными руками. Я лишь маленькая капелька в потоке людей, который мчится по земле лишь одно мгновение, воспаряет… и возвращается на землю новыми поколениями, раз за разом, бесконечно».

    Ко мне этот мир прикасается не всегда «нежными руками». Меня часто спрашивают, доволен ли ты жизнью? Я грубовато отвечаю, что полностью довольным может быть только поросёнок. Он безмятежно чавкает перед корытом до восьми месяцев, спокойно набирает вес, а потом его режут. На вопрос, счастлив ли ты? Я однозначно отвечаю: «Да». И вспоминаю последние строчки небольшой, но мудрой и доброй книжки финской ориентировщицы.

                Псков, 1986,  июль 2012

Июль 2020:
   "Дело в том, что Латынина за несколько месяцев до домашнего чемпионата мира 1958 года в Москве, где на неё делалась огромная ставка, узнала, что беременна. На тот момент она уже была четырёхкратной олимпийской чемпионкой, так что партия рассчитывала на медали в Москве. А подвести партию было нельзя. Разрешить проблему помог опытный врач профессор Лурье, который сказал следующее.

«Так выступай! Ты молодая, сильная, мышцы у тебя крепкие, всё нормально будет. Но главное — никому ничего не говори! Даже тренеру своему. Начнутся комиссии, советы, сами напугаются и тебя напугают. Послушай меня, деточка, в гимнастике я разбираюсь хуже тебя, конечно, зато в медицине чуть получше. Говорю тебе: если ты смелый человек – выступай! Ребёнок будет здоровым, мама – счастливой, а профессор – довольным. Если трусиха – сиди, начинай уже сейчас умирать со страху!»" - Из статьи в интернете о Ларисе Латыниной.



Сегодня книжку найти - не проблема.
Пару раз кликнул в интернете и,
читай на здоровье.


Рецензии
Спасибо большое, Василий!
Мудрые слова о жизни сказаны молодой женщиной, спортсменкой!
И сильная она женщина, сильного характера, даже судя по этим ее словам!

Спасибо за приглашение!
Всего самого доброго Вам!
Вера.

Липа Тулика   10.03.2023 22:16     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.