12. От добра добра не ищут

ПОВЕСТЬ - "ТЕНИ ПРОШЛОГО"
Начало: http://www.proza.ru/2015/12/08/600

12. От добра добра не ищут

Пока Людмила с мужем обустраивались в Германии, несколько лет промчались, как один день. Всё время  приходилось чего-то добиваться: правильных документов, жилья, работы, но когда основные проблемы были решены, в их душу начали закрадываться сомнения: «Правильно ли мы сделали, уехав на чужбину да еще в немолодом возрасте?» На ум приходили крылатые изречения типа: «Везде хорошо, а дома лучше». В мечтах рисовался небольшой зеленый городок в России, где можно спокойно жить им, пенсионерам, наслаждаясь чистой экологией и свежими продуктами.
Не без колебаний приступили они к осуществлению заветного желания. Что смогли, продали, многое раздарили, прослышав о сложностях переезда с крупным багажом через границу.
Осуществлять проект отправилась Людмила, ей надо было приобрести подходящее жильё, свою прежнюю квартиру в России они оставили сыну. Он её продал, и, доплатив недостающую сумму, приобрёл однокомнатную хрущёвку в столице, где уже несколько лет работал.

Перед Виктором стояла другая задача. Он должен был с оставшимися вещами приехать в Россию на автомобиле, благо, что нашёлся человек, взявшийся выполнить нелёгкую поездку.
Оказавшись на родине, Людмила не переставала удивляться переменам. Москва разрасталась вширь и ввысь. Однотипные многоэтажные новостройки становились символом мегаполиса. Старинные здания, являющиеся  памятниками архитектуры, уничтожались, во всех районах открывались новые частные Банки и казино.
Центральные улицы подмосковных городов напоминали столицу. Те же ухоженные проспекты, современные магазины-супермаркеты, добротные автобусы и новые маршрутки. На окраинах всё оставалось по-прежнему: ветхие строения, колдобины и кучи мусора у переполненных контейнеров. Это пространство  было предназначено для бедного люда. Так называемые «новые русские» предпочитают жить в своих виллах и коттеджах на окраинах городов, укрепляя их, как средневековые рыцари, высокими каменными заборами.

Много городов объездила Людмила, пока убедилась - чем дальше от столицы, тем беспросветнее. Торговля в городах кипит у рыночных лотков – здесь дешевле, чем в современных магазинах. Все торговые точки укомплектовали игровыми автоматами, вокруг которых крутится стар и млад, прожигая последние крохи. На каждом углу - кафе и забегаловки со странными названиями. Некоторые из них, как столовая «Вечный зов» на трассе Москва - Нижний Новгород, напоминает о естественных человеческих потребностях. Другие, как кафе «Пенальти» в городе Серпухове, возможно, предостерегают распоясавшихся клиентов. Повсюду грустные озабоченные лица россиян, несмотря на переизбыток развлекательных программ по радио и телевидению.
Исколесив почти всю Центральную Россию, Людмила обнаружила, что большинство деревень заброшено, а незасеянные поля поросли бурьяном. Поэтому на прилавках магазинов и ларьков в изобилии лишь импортные продукты не лучшего качества и с высокими ценами.

Всё это навевало грустные мысли, но Люда решила осуществить намеченную цель – вернуться в Россию. «Живут же здесь люди, - успокаивала она себя. – А чем мы лучше их?»  Она попыталась обосноваться в родном городе, но денег на покупку квартиры не хватило.
Можно было купить вместе с матерью жильё. К тому времени мать продала свой старенький дом и купила квартиру, которую оформила на сына Веры.
Людмила попыталась договориться с племянником.
- Может быть, вам продать бабушкину квартиру, - предложила она. – Деньги разделим пополам. Тогда я сумею купить двухкомнатную квартиру, и бабушку заберу к себе. Она уже в таком возрасте, что нуждается в уходе и помощи.
- Так дело не пойдёт. Когда квартира освободится, мы её всю заберём, - возразила жена племянника.
Восьмого марта Вера пригласила мать с сестрой в гости. С тортом и красивой коробкой конфет пришли родственники, чтобы вместе отметить Международный женский день. Людмила принесла с собой видеофильм о Германии, но никто, кроме матери, не проявил к нему интереса. Племянники Ирина и Саша сидели в соседней комнате и слушали по магнитофону современный шлягер. Неожиданно Саша куда-то исчез, а через полчаса вернулся с букетом алых гвоздик.
«Наверное, сейчас нас будет поздравлять», - предположила Людмила, но ошиблась. Парень преподнёс цветы только своей матери, поздравил её с праздником и скрылся в соседней комнате. Вера с гордостью поставила цветы в вазу.

Поиски жилья привели Людмилу во Владимирскую область, квартиры здесь стоили дешевле. Но это была уже не Московская область. Здесь процветала разруха, и старые, давно списанные автобусы, курсировали по разбитым дорогам. Люда вдруг вспомнила о Вольгинском, посёлке городского типа, куда в молодые годы она ездила за покупками. Возведённый в семидесятые годы для учёных-биологов, это был образцовый населённый пункт с хорошим обеспечением. О прошлом величии напоминали здания Дома культуры и бассейна, которые пока ещё функционировали, благодаря энтузиазму их низкооплачиваемых работников. За тридцать лет строения обветшали и требовали ремонта, но транспарант, установленный на центральной площади, сообщал, что посёлок в этом году был признан лучшим в области. Что же искать в других местах? Люда решила поселиться здесь и обратилась за помощью в агентство недвижимости. Ей предложили посмотреть однокомнатную квартиру. Всё устраивало женщину, кроме цены – не хватало тридцати тысяч рублей. Мать и друзья отозвались ей помочь. Вера, опередив просьбу сестры, заявила:
- Мы бы тебя охотно выручили, но сами нуждаемся.
Через неделю вместе с мужем Вера уехала отдыхать на Чёрное море.

Кое-как наскребла Людмила недостающую сумму, купила квартиру, сообщила мужу радостную весть, и он тут же отправился в дальнюю дорогу. Водитель попался опытный – они быстро домчались до границы с Польшей. Отдохнув пару часов в придорожном отеле, продолжили путь.
- Всё идёт отлично, - ликовал Виктор. - Так, глядишь, и до России доберёмся без проблем.
- Ты подожди радоваться, - заметил шофёр. - Надо ещё Белорусскую границу преодолеть, да и в России найдутся желающие нас потрясти.

Мужчина оказался прав: много купюр в евро пришлось Виктору выложить проворным работникам пограничной службы, а потом российским гаишникам. Всегда находилась основательная причина для штрафа: то груз слишком велик, то превысили скорость на два километра в час.

Ранним утром путешествие было завершено. Новая квартира пока ещё не освободилась, пришлось мужчинам перенести вещи в квартиру матери. Людмила накормила уставших мужчин, отправила их отдыхать. Неожиданно пришла Вера, ей не терпелось посмотреть, что привезли родственники из Германии.
- Как это только всё уместилось? – удивилась она. - Телевизор, стиральная машина, пылесос, коробки, чемоданы и даже ковёр!
- Я сама не поверила глазам, что всё вошло в легковушку, - отозвалась старшая сестра. -  Может, ты, Вера, разрешишь, кое-что из вещей отвезти в вашу квартиру? Через неделю мы заберём.
- Я не представляю, где ваши вещи можно поставить, надо посоветоваться с мужем.
- У нас ещё одна проблема, - продолжила Люда. - Нам негде оставить на ночь водителя. 
- Чужой человек нам не нужен, - категорично заявила Вера.
- Ну, тогда возьми маму.
- Ни в коем случае, - заупрямилась младшая сестра.
Проблемы решились сами собой. Водитель, хорошо выспавшись, к вечеру отправился в обратную дорогу, а соседка матери по лестничной площадке поместила часть привезённых вещей в своей квартире.

Наконец, супруги осуществили свою мечту, въехали в собственное жильё. Остались формальности с документами. С этой целью Людмила направилась в отделение милиции, чтобы выправить внутренний российский паспорт.
- Вы должны поехать в Германию и сняться в Российском консульстве с учёта, - распорядилась начальница. 
- Я же вернулась в Россию. Вы можете по факсу попросить сделать это. Ведь дорога туда стоит больших денег.   

На чиновницу никакие уговоры не действовали, и тогда Людмила нашла другой способ, чтобы решить эту проблему. Она прописалась временно в квартиру матери и получила паспорт. Когда она снова пришла в паспортный стол для регистрации в своей квартире, то услышала новые указания от несговорчивой начальницы:
- Вы должны представить справку, на каком основании Вам выдали документ.

Долго возмущались чиновники в её родном городе, но пожалели женщину и дали нужную бумагу, в которой написали: «Паспорт получен гражданкой России на основании закона».
Все хлопоты позади, Людмила и Виктор отремонтировали квартиру, приобрели новую мебель. Их радовал лес, окружавший посёлок со всех сторон. Но вскоре они заметили, что много деревьев было вырублено для строительства дач, остальные лесные участки оказались захламлёнными мусорными свалками. Зато грибов в округе - хоть косой коси, а чернику можно вёдрами собирать. Немного погодя они узнали, откуда такая урожайность. Одновременно с возведением посёлка в нескольких километрах от него организовали захоронение радиоактивных отходов из Обнинской атомной станции якобы для изучения влияния радиации на растительный мир. Эксперимент длился десятки лет.

Снова Людмила и Виктор успокаивали друг друга: «Живут же здесь люди, может быть, и мы привыкнем». Тем временем Люда оформила пенсию по старости, которая, как и у многих россиян, была мизерной. Они начали беспокоиться, что на одной пенсии не проживёшь, надо искать работу. Вначале Люда обратилась в санаторий, расположенный неподалёку от посёлка. Начальник отдела кадров скептически пролистал её  трудовую книжку и предложил работу уборщицы.
- Почему? Я ведь имею дипломы фельдшера и педагога.
- Вы давно не работали по специальности, и взять Вас на должность медсестры я не имею права.

Удача улыбнулась в другом месте. Людмилу приняли на работу помощником врача в санитарно-эпидемиологической станциии. За небольшую зарплату она должна была делать пробы воздуха и воды в помещениях многочисленных фармацевтических предприятий, которые разрослись вокруг посёлка. Клубы пыли из лекарственных препаратов витали в воздухе цехов, где работали люди. «Стоит ли мне травиться ядами на старости лет?»  - пришла к неутешительному выводу пожилая женщина и через месяц уволилась. 

Новые времена оказались тяжёлым испытанием для простых людей. Найти работу и удержаться на ней становилось с каждым днём сложнее. Многие россияне, оказавшись за бортом общества, пьянствовали и даже превращались в бомжей. Так случилось и с Костей. Вначале он разгружал товары на рынке, затем освоил  «банный» бизнес, который заключался в изготовлении и продаже веников возле московских бань. 
В конце концов, дошёл до попрошайничества на рыночной площади. Люда была поражена, увидев бывшего мужа за этим занятием. Он сидел на земле, на его груди висел лист бумаги с текстом: «Участник войны». Хотя ни в каких боевых сражениях Костя никогда не участвовал, весь его облик напоминал солдата-скитальца, вышедшего из глубокого вражеского тыла. Вместо лица - застывшая маска, которая стёрла тонкие и выразительные черты лица. Опустив отрешенный взгляд на землю, он безучастно ждал милостыню.
Такие бродяги, как он, не диковина для новой России. Кто-то проходит мимо, стараясь не замечать их. Кто-то бросает им какую-то мелочь. Людмила с содроганием и жалостью смотрела на когда-то близкого ей человека. Хотелось растормошить его и крикнуть: «До чего ж ты дошёл, очнись!» Но она прошла мимо, понимая безнадёжность своего порыва. Рыночная площадь, где бывший муж просил милостыню, оказалась последним источником его доходов. Через полгода Кости не стало. Печальное известие сообщил сын.
- Наверное, стоит проститься? – нерешительно спросил Денис.
- Я думаю, что надо, - посоветовала мать.
Родственники кремировали Костю, не дождавшись приезда сына. Денис простился с урной, где находился прах отца.

Тем временем гостевая виза мужа заканчивалась. Людмила начала хлопотать, чтобы добиться Виктору, бывшему россиянину с сорокалетним трудовым стажем, вид на жительство. Но это оказалось намного сложнее, чем в Германии. Подобный статус она получила в первые же дни после переселения в новую страну.

Сначала Людмила должна была официально вызвать мужа в гости, хотя он находился рядом с ней по приглашению тёщи. Для оформления гостевой визы необходимо иметь денежные средства в сумме двух прожиточных минимумов, а её пенсия не дотягивала до одного. Виктору предстояло сдать анализы, чтобы доказать чиновникам отсутствие у него СПИДа, туберкулёза, алкоголизма, и других тяжких заболеваний. Он должен был также представить справку из Германии, что не судим. 
Не менее тернист путь возвращения на родину русских людей из бывших союзных республик. Много страданий и унижений испытывают они, посещая визовые учреждения. У представителей  кавказской и среднеазиатской национальности всё происходит по-другому. Самоуверенные и энергичные, они без лишних хлопот получают гражданство и заселяют города России.
Бесконечное хождение по бюрократическим коридорам власти натолкнуло Людмилу и Виктора на мысль: «Стоит ли растрачивать свои душевные силы и здоровье на право полунищенского проживания на родине?»
Вспомнилась Германия с отлаженным бытом, чистотой и порядком. «От добра добра не ищут, пора возвращаться назад», - решили они. Благо, что не все концы они там обрубили.

ОКОНЧАНИЕ: http://www.proza.ru/2015/01/22/1228


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.