Был такой случай

    Сижу  дома у печки,  за окном хулиганит ветер, гнёт ветки яблонь. Срывает сухие ветки  берёз. Декабрь, зима должна уже стоять на пороге, но её нет – где-то застряла, отогнал её атлантический циклон. Похоже,  и Новый Год будет снова аномально тёплый. Я перелистываю в альбоме фотографии наших морских походов. Кошка прижалась к моему боку, и я рассказываю ей мысленно всякие случаи, с которыми мы встречались и качались по морям океанам.

   Где-то в восемьдесят пятом – шестом годах, когда работали все пароходства Советского Союза, наш подменный экипаж работал на т/х “Механик Фёдоров”. В “Латвийском морском пароходстве” таких судов типа РО-РО 30 было пять штук, финской постройки:  “Механик Фёдоров”, “Механик Герасимов”, “Инженер Крейлис”, “Инженер Нечипоренко”, “Инженер Сухоруков”.

   Пять судов этой серии были и в “Балтийском морском  пароходстве”, включая и “Механика Тарасова”, который погиб у берегов Канады, но это другая, грустная история.

   В основном мы работали на Европу, постоянно заходили в Бельгию, Голландию, Германию, Францию иногда загребали через Бискайский залив и в Испанию, и Португалию.
В основном у каждого судна была своя линия, но иногда случались и перемещения.

На шпринге в разворот уходим.
Последний отдан кормовой,
Все “за” и” против” вместе сводим,
Прогноз получен штормовой.

Сошёл наш лоцман прямо в речке.
В заливе ветер – баловник,
А дома хорошо у печки…
Мы слышим в вантах ветра крик.

У Колки, резко развернёмся,
Ирбен и Балтику пройдём,
И в Копенгаген мы упрёмся,
На замок Гамлета взглянём.

Проливы за кормой оставим,
Затем  и Скаген обогнём,
Хансхольм проходим, точку ставим,
На юг мы  в ” Северном” свернём.

Антверпен, Гамбург, Бремен, сколько
Портов, что в памяти живут?
Да вся Европа, если только,
Порты нас в Африке не ждут.

Но где бы, сколько не бродили,
До дома дни считаем мы.
Всё знаем, в школе проходили –
О Родине все наши сны.

   Такой случай произошёл и с нашим экипажем. После выгрузки в Роттердаме нас резко развернули на юг и предписали следовать в Гавр, для загрузки и доставки в Ригу московского цирка, после новогодних гастролей во Франции.

    На дворе стоял февраль, и были лютые морозы. Цирк привезли на трейлерах, которые загнали на твиндек. В нижний трюм опустили сорокафутовые фуры с оборудованием, декорациями, а на твиндеке оставили трейлера с животными. Здесь были две пары лошадей, на спинах которых акробаты выполняли свои номера во время представления на арене.  В клетках были закрыты несколько тигров и пантер. А вот кошек Куклачёва разместили в нашей спорткаюте в надстройке. У каждой кошки был свой домик, а всего их было 8 штук.

   Артисты улетели самолётом, груз сопровождал только обслуживающий персонал, который был размещён по свободным каютам.
  Погода благоприятствовала, и мы через четверо суток прошли траверз порта Вентспилс.

   Как уже было сказано, морозы были лютые. Рижский залив был скован крепким паковым льдом. Суда следующие в Ригу и из Риги формировались в караваны под проводку ледокола.

   Напротив маяка на мысе Колка формировался караван для прохода в Ригу, но к нашему приходу, ледокол уже увёл караван. Мы встали на якорь в ожидании возвращения ледокола.

   Вот  тогда и начались всякие приключения. Звери стали замерзать, заболела одна лошадь. Ветеринар отпаивал её водкой с маслом, когда везли зверей на трейлере по дорогам Франции, ей застудили брюхо. Лошади для номера акробатов готовятся с детства, они ходят в паре нога к ноге, шаг к шагу. Если остаётся
одна лошадь - весь номер разваливается.

   Как ни старался доктор, одна лошадь погибла. А звери, в самом деле озверели, чтобы они окончательно не замёрзли их выпустили из клеток, чтобы они больше двигались. Хищников спустили в трюм на лифте, а лошадей выпустили в твиндеке.

   К этому времени караван судов, следующий за ледоколом, только-только  пробился до траверза городка Роя. Ждать до того, как он дойдёт до Риги, а затем вернётся назад - было невозможно.
   После гибели лошади, руководство связалось с Москвой,  откуда пришёл приказ ледоколу: оставить караван и вернуться назад для проводки т/х “Механик Фёдоров”, что и было сделано.

   Лёд был крепкий, мы следовали за ледоколом, несколько раз застревали, он возвращался, обкалывал нас, по пути к нам пристроились оставленные суда и в составе каравена мы следовали дальше. С такими остановками и добрались до Риги.

   В порту пришла комиссия, с пограничниками проблем не было: по команде все пассажиры - это обслуживающий персонал цирка, был собран в кают-компании, а команда как всегда находилась по своим каютам.

   А вот таможня, всегда отличающаяся своим любопытством, чуть не пострадала из-за своего рвения.  Молодой таможенник пошёл проверять трюма.  По твиндеку бегали лошади, он проверил клетки и полез по скобтрапу в трюм. Спускался он, конечно, ногами вниз лицом к переборке, тускло светили фонари, а внизу его ждали и облизывались тигры. Когда он почти спустился, то всё-таки разглядел их морды и, наверно, быстрее ракеты вылетел из трюма. В кают-компанию он прибыл трясущийся и заикающийся, но целый.

   После выгрузки цирка, мы занялись зачисткой и проветриванием помещений. Больше всего хлопот нам доставили кошки. Спорт-каюту обслуга цирка обрызгала французскими духами, но они почему-то быстро выветрились, а кошки своим запахом, ещё долго нам напоминали о своём присутствии, но это же были кошки Куклачёва и мы всем рассказывали об этом.
Да – был такой случай.


Рецензии
Можно сказать, "Полосатый рейс" по-нашенски! Вот, тут послушал я одного боцмана:
http://www.proza.ru/2015/02/27/1900

Жму краба!

Валери Кудряшов   27.12.2015 18:23     Заявить о нарушении