Журналистское расследование

                ЖИВЁТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ
                или
                НЕ КАЖДЫЙ АС — ВЫСШИЙ КЛАСС

«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся    закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!» — его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит…» - эта фраза из предпоследнего абзаца одиннадцатой главы первого тома поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». Здесь же появляется известный образ «птицы тройки» - элемент романтического литературного образа «загадочной русской души». Его часто используют как оправдание превышения скорости при движении на автотранспорте, иногда совершении рискованного поступка (здесь вспоминается старинная русская пословица: «кто не рискует, тот не пьёт шампанское»).


      Надо было торопиться, ведь Михаил Соболев с раннего утра выехал из родного посёлка Тёплое Тёпло-Огарёвского района на своей легковушке на работу в Москву, путь не близкий и каждодневное путешествие в мегаполис и обратно домой в свою семью казался знакомым до мельчайших подробностей. С улицы Советская на длинную улицу Фролова, по ней по окраине Хомутовки и далее через Марьино по трассе до автодороги «Крым», ведущей в Москву. По обочинам дороги часто встречаются скромные памятники с цветами. Значит в этом месте произошла автомобильная авария, либо был сбит насмерть человек.
      Это напоминания того, что Россия занимает первое место среди стран Европы и Северной Америки по дорожно-транспортным происшествиям со смертельным исходом. В период с начала девяностых годов  по настоящее время число погибших на дорогах Европы уменьшилось в два раза, а в России практически ничего не изменилось. Упомянутый во вступлении знаменитый русский писатель Николай Гоголь много писал про дорогу: «Какое странное и манящее, и несущее, и чудесное в слове 'дорога', и как чудна она сама, эта дорога!» При этом вспоминается изречение известного историка Карамзина: «В России две беды - дураки и дороги». Это выражение актуально и в наше просвещённое и техногенное время.
 
     В 2013 году на дорогах нашей страны произошло около 205 тысяч аварий, в которых погибло почти 30 тысяч человек, кроме этого пострадало в авариях более четверти миллиона душ. При этом большая часть из них стала инвалидами. Это напоминание не лишнее, поскольку ситуация с автоавариями и травматизмом в них мало меняется.

      Проехаться «с ветерком» вошло в постоянную привычку двадцатипятилетнего шофёра М. Соболева. Эта привычка опасного вождения была у Михаила давно, как только сел за руль и освоил приёмы нажимания на педали и кручение «баранки» руля. Всегда хотелось, хоть немного, ощущать себя некиим Шумахером. Но на Российских дорогах встречается множество дорожных знаков, ограничивающих скорость движения авто: то скоростной режим, то неровности дороги и множество других предупреждений для водителей. Помимо этого на трассах несут свою службу работники ГАИ, и они не раз останавливали автомобиль добра молодца и делали предупреждения шофёру Соболеву. Иногда ему удавалось откупиться от большого штрафа на месте, а иной раз бдительные сотрудники в форме гаишников налагали реальные штрафы за лихачество.
      Конечно, такой образ вождения до добра не доведёт. Более двух лет прошло с тех пор, как в конце ноября 2013 года около девяти часов утра, получив на своей работе ООО «Вторметпроект» в городе Москва, расположенном  на Карачаровском шоссе в районе Перово, путевой лист, мчался Михаил Соболев на вверенном ему по месту работы МАЗе с манипулятором для загрузки металлолома. Автомобиль был технически исправен, и наш водитель летел не соблюдая «Правил Дорожного Движения» (ППД) по ещё достаточно тёмному, сумеречному Перовскому шоссе на место загрузки металлолома. Как часто бывало, скорость выбрал без учёта интенсивности движения и метеорологических условий. На улицах столицы в это время крапал редкими мелкими каплями дождь, дорога была мокрой и скользкой. Выбранная водителем скорость движения не обеспечивала возможности постоянного контроля транспортного средства для точного выполнения ПДД.
      Подъезжая к нерегулированному пешеходному переходу — зебре, обозначенному соответствующими дорожными знаками, Соболев не снизил скорость своего транспортного средства и не остановился, чтобы пропустить пешехода. Раньше в таких ситуациях Михаилу везло, он успевал проехать перед пешеходом, не задев его. И в этот раз, по своей привычке, Михаил не уступил дорогу, заканчивавшему переход пешеходу Юдину Виктору. Он оказался перед стальным бампером грузовика. Был совершён наезд. Удар тяжёлой машиной был такой сильный, что пешеход получил множество травм, т. е., как говорят медики, повреждения, сформировавшие в совокупности комплекс сочетанной травмы: - тупую травму груди, куда вошли прикорневые разрывы лёгких, закрытые переломы множества рёбер, перелом правой ключицы, переломы позвонков. Произошло эпидуральное кровоизлияние, разрывы передней и задней продольной связок, различные кровоизлияния. Переломы костей таза и разрывы кресцово-подвздошного сочленения, кроме этого черепно-мозговая травма со множеством кровоизлияний. Лицо стало трудно узнаваемым — это сплошная ссадина. И ногам тоже досталось. По мнению медицинских экспертов сочетанная травма по признаку опасности для жизни оценена, как тяжкий вред здоровью и между ней, и наступлением смерти имеется прямая причинная связь. Смерть гражданина Юдина В. А. наступила от сочетанной травмы, осложнившейся болевым шоком и большой кровопотерей. Ещё одна единица смертей на дорогах в печальной статистике нашего времени.

      По определению органов предварительного следствия своими действиями подсудимый М. Соболев нарушил целый ряд пунктов Правил Дорожного Движения и его оправдания, что его ослепили фарами встречные автомашины, на суде Лефортовского района Москвы, проведённого в конце февраля 2014 года, выглядели нелепыми и не убедительными. Так Михаил Александрович стал уголовником — неприятный ярлык на всю жизнь.

      На суде присутствовала вдова погибшего - Юдина Антонина Сергеевна, пенсионерка с 2002 года, имеющая воспитанную в себе христианскую совесть, и она просила суд о снисхождении, т. е. не строгом решении суда, поскольку часть третья статьи 264 Уголовного Кодекса России, за нарушение ПДД и повлекшее по неосторожности смерть человека, предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет. Она просила учесть, что М. Соболев, как он объяснял, имеет на иждивении родителей пенсионеров и беременную жену, является единственным кормильцем в семье, (правда не совсем понятно про пенсионеров-родителей, живущих в том же многоквартирном доме, но в другой отдельной квартире пос. Тёплое, - они разве не получают пенсию, раз находятся на иждивении? Мама на пенсии не так давно. Правда и то, что пенсии рабочего человека ни в какое сравнение не идёт с пенсиями народных избранников — депутатов и высокопоставленных чиновников). Обвиняемый Соболев отказался от бесплатного адвоката и нанятый Соболевым недешёвый адвокат хорошо проинструктировал обвиняемого, что ему следует говорить, а о чём лучше умолчать.
      Приговор суда не был жёстким, учитывая положительную характеристику с места работы и с места жительства, а так же суд учёл мнение прокурора и потерпевшей А. Юдиной и данные о личности подсудимого, М. Соболеву было назначено лишение свободы сроком на один год с отбыванием в колонии-поселении, это всё-таки не за колючей проволокой и работой в колонии обеспечивают. Кроме этого суд обсудил гражданский иск потерпевшей Юдиной А. С. о взыскании с Соболева Михаила, в счёт возмещения морального вреда, денежную компенсацию в в сумме 600 000 рублей, и суд учитывая материальное положение подсудимого, удовлетворил просьбу истицы.
      Надо отметить, что ещё до суда Михаил вместе с мамой приехал домой к потерявшей мужа Антонине Юдиной и, в качестве компенсации за убийство мужчины, передал вдове сто тысяч рублей. Сама Антонина Сергеевна, коренная москвичка, родившаяся в первой половине прошлого века, всю свою сознательную жизнь отдала помощи людям, проработав тридцать лет в 17 Центральной поликлинике Министерства Обороны Российской Федерации. Её плодотворный труд был отмечен ещё в 1976 году присвоением звания «Ударник Коммунистического Труда» - в то далёкое время такое почётное звание было в цене у сотрудников. За время своей работы удостоина 14-ю поощерениями, включая награждение медалью «В память 850 летия Москвы», такая награда давалась не каждому встречному-поперечному. И сейчас Антонина Сергеевна пользуется некоторыми льготами по оплате коммунальных услуг за звание «Ветерана Труда». При этом пенсия не столь высокая, чтобы купаться в молоке и шампанском.
      Жизнь в столице дороговата и пенсионных денег хватает только на то, чтобы свести концы с концами. Потому-то её муж Виктор Алексеевич Юдин, выйдя на пенсию, продолжал трудовую деятельность и в свои 72 года каждое утро (по давней своей традиции и установленному для себя правилу по дороге обдумать какую-либо проблему, да и небольшая физическая нагрузка помогала быть достаточно крепким в свои годы, тем более, что поездка на работу на общественном транспорте заняла бы большее время) от своего места жительства на Грайвороновской улице продолжал ходить на работу через промышленную зону на Авиамоторную улицу в Научно-Производственное Объединение «Альтаир» (входящее в Концерн ПВО «Алмаз-Антей»), где он начал трудовую деятельность с 1967 года в важнейшем  институте России по разработке зенитного ракетного оружия и радиоэлектронного вооружения кораблей Военно-Морского Флота. В институте его ценили, как высококлассного специалиста работающего ведущим инженером. Поскольку предприятие входит в отрасль производства вооружений, мы не можем многого рассказать о трагически погибшем Викторе Алексеевиче. Но в недавнем сообщении Министерсва обороны РФ «о групповом пуске крылатых ракет "Калибр" по объектам террористической организации "Исламское государство" на территории Сирии осуществлённым из акватории Каспийского моря с подводной лодки "Ростов-на-Дону" из подводного положения», есть и толика его научной мысли и внедрённых им изобретений. За два года до трагического случая Виктору Юдину было присвоено почётное звание Заслуженного ветерана предприятия. И было за что, у него были внедрены десятки изобретений. В 1996 году его наградили юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту», как работника научного института морского профиля, проработавшего в этой важной оборонной области многие годы. Собственно он считался кормильцем семьи. Теперь А. Юдина, став неожиданно вдовой, лишилась материальной поддержки любимого человека, с которым была прожита вся жизнь. Поэтому материальная компенсация для неё не была бы лишней. К тому же неожиданные траты на похороны и связанные с этим немалые расходы, потребовали денежные траты.

      А что же наш дорожный ас? По совету своего адвоката он решил не торопиться выплачивать наложенные судом денежные средства и, как говорится у шофёров: «всё спустить на тормозах». Мол со временем всё забудется, он живёт далеко от вдовы и ей, пожилой женщине, его не достать, телефона домашнего она не знает, а на письма можно и не отвечать. Таким образом уклониться от возмещения принесённого ущерба назначенного судом.
      Пережитые трагические события не прибавили здоровья Антонине Сергеевне, а только усугубили имеющиеся болезни. Мигрень, гипертония, сахарный диабет стали интенсивно прогрессировать, чаще стало напоминать о себе и ишемическая болезнь сердца. Разрушающиеся сосуды из-за диабета привели к усилению заболевания ног, трудно стало передвигаться. Нарушен сон и от волнений заметно стал повышаться сахар в крови, а это приводит к нарушению зрения. А сколько слёз было пролито, то никак не учтёшь. На лекарства стало уходить уйма денег.
      Антонина Сергеевна долго ждала, когда сможет получить причитающиеся ей деньги, прошли весна  и лето, но ни каких реакций от осуждённого шофёра она не дождалась, хотя Приговор суда у него был на руках. Пришлось самой проявлять инициативу. Правители государства, выступая по телевидению, убеждают нас, что чиновники обязаны всё делать, что им вменено в их служебные обязанности, собственно им за это немалую зарплату выплачивают. Но в жизни не всё так гладко. Лефортовский районный суд Москвы документы для дальнейшего исполнения никуда не переслал, они так и пылились в архиве. И пришлось пожилой женщине самой действовать. Пару раз надо было съездить в суд, то к судье, то в архив. А ведь медленно, но верно, приближается годовщина трагической смерти мужа. Наконец, в конце сентября, получив документы, она встала перед дилеммой: как и куда передать документацию для продвижения дела, нужно ли самой ехать в Тулу или можно осуществить пересылку по почте. Ведь в тонкостях делопроизводства простые граждане не сильны. Наконец, всё выяснилось и нужные документы были пересланы по назначению почтой заказным письмом. Это было 15 октября 2014 года.
      И, слава Богу, в нашем государстве создана специальная структура, которая занимается отслеживанием выполнения решений судов разного уровня. Это Управление Федеральной Службы Судебных Приставов (УФССП России) и в каждой области имеется своя такая служба с судебными приставами по каждому району.
      Законодательством установлены сроки рассмотрения обращений органами власти и их должностными лицами и направления ответа от чиновников на письма граждан своей страны. Этот срок в большинстве случаев составляет месяц, точнее 30 дней. И давно замечено, что государственные служащие не торопятся ответить на обращения людей и отвечают, как правило, в последний день, до этого специально «держат под сукном» обращения просящих. Сдвинуть эту бюрократию не под силу даже верховному руководству России.
      Наконец-то дело сдвинулось с места и судебный пристав-исполнитель ОСП Тёпло-Огарёвского района Михтеева О. А. постановила возбудить Исполнительное производство в отношении Соболева М.А., установив пяти дневный срок добровольного исполнения требований Лефортовского суда.
      И в декабре 2014 года на сбербанковский счёт Юдиной поступили десять тысяч рублей в счёт погашения задолженности. Кажется, что дело как-то сдвинулось с мёртвой точки. Но при таких темпах оплаты долга вместо 5 дней может получится 5 лет. Причины неуплаты задолженности взыскателю неизвестны. Похоже, что меры, которые предусмотрены Положением об исполнительном производстве не были выполнены. А они достаточно существенные для шофёра-аса.
      Что же делать, деньги-то нужно получить. Приходится пожилой женщине осваивать персональный компьютер и Интернет, чтобы понять что требуется делать и каковы должны быть дальнейшие действия. Денег на юридические консультации нет, но Интернет поможет.
      На сайте УФССП имеется Банк данных исполнительных производств, значит есть возможность узнать о сумме непогашенного долга и много другой полезной информации о деятельности сотрудников Управления. И оказалось, что у Соболева появились новые неоплаченные штрафы за нарушение ПДД. А ведь его суд лишил права управлять автомобилем на три года. Но шофёр-ас Соболев М. А. не подчиняется решению суда и продолжает разъезжать на  автомобиле и при этом снова неоднократно нарушает ПДД! К чему это может привести? Очевидно, что ему урок — не впрок.
      Больше денег в счёт погашения большого долга от него не поступало. И ясно видно, что должник пытается затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.
      Мы живём пока, как бы в христианской стране и следует нам выполнять не только Законы государства, но и следить за выполнением христианских правил и требований. В Библии записано как апостол Павел наставлял своего опекаемого христианина Тита: «Продолжай напоминать всем об их покорности правителям и властям, о том, чтобы они были послушны им, были готовы к свершению всяких добрых дел».
      Антонине Сергеевне приходится вновь обращаться к руководству УФССП с просьбой выяснить причины невыполнения Российских Законов. Но как развивались дальнейшие события мы узнаем в следующий раз.

Николай Калинин,
20.12.2015, Москва

На фото: В.А. Юдин с подарком от друзей на праздновании 70-ти летия


Рецензии