Клуб Дружба, третий класс

  Проблемный Паша

   К десятому классу в школе я понял, что могу в меру иногда позволять себе удовольствия. В школе кабинетная система. На математике я “изменяя” Венику Зуеву – мы с ним пять лет на одной парте сидим, пересел к Любе Хайминь. Тоже на заднюю парту, только в соседнем ряду. Наверное, из-за фамилии. Удовольствие двойное, то есть обоюдное. Польза даже тройная. Я не мучаю Тамару Тимофеевну, классного руководителя. Уж больно у нас с Веником-Голиком много тем общих для состоятельных разговоров на уроке. Время от времени она поднимает меня: «Васильев, повтори, что я сказала». Я на автомате повторяю три последних предложения. «Зуев!» - Веник хлопает ушами. Я остаюсь виноватым.

    Для Любочки я бесплатный консультант, у неё время от времени вопросы по математике возникают. И я ловлю кайф от её провокационных разговоров. Девчонки в этом возрасте много развитее пацанов, особенно, таких как я, “с поздним зажиганием”.
   Любочка развивает сценарии на двоих, от которых я и посмеиваюсь и тихо млею.
-  Вот, кончим школу, я буду врачом, ты, Вася, капитаном дальнего плавания. Будем мы плавать на одном корабле, а потом и поженимся.

   Не стал я капитаном. Любочка врачом тоже не стала. После медучилища, получив диплом медсестры, или фельдшера, она, заочно, закончила ещё и пединститут. Стала Любочка педагогом во вспомогательной школе, для детей с так называемыми задержками развития.

   Встретились мы снова уже как солидные семейные люди. Вместе с моей Катериной в одном классе учится охламон, хулиган (и раздолбай? – этот термин пока не в ходу) с явным синдромом хронического перевозбуждения по имени Паша. Фамилия Семёнов мне пока ничего не говорит. Паша – один из самых активных членов нашего клуба. Но и самый беспокойный. В каждом походе Паша преподносит мне сюрпризы. То всех обгонит, залезет на сосну, чиркает и кидает вниз спички. На морозе не страшно, но, надо же додуматься. На ходу выпрыгивает из строя, чтобы прокатиться по раскатанной на дороге полоске – катку. Пашу не остановить. В этот день вопрос решился сам собой. Где то на третьей покатушке Паша шлёпнулся на задницу. Из сумки потекло. Паша разбил свой термос. До самого конца однодневного похода - прогулки Паша был тихий и спокойный.

    На классном новогоднем огоньке я познакомился со старшей сестрой Паши. Лена работает в своей, точнее, нашей школе пионервожатой и заочно, как когда-то мама, учится в Ленинградском Герценовском институте на специальном факультете. Она, как и мама, хочет учить детей с задержками развития. В Пашиной маме я узнал одноклассницу Любочку. Она теперь Семёнова.

   Паша не стал спокойнее. Теперь он для меня экземпляр. Как так получается? Спокойная, умница, почти отличница в школе старшая сестра, и совершенно без тормозов младший брат. Яблочко от яблони… По моему, и не только по моему, дети – это зеркало, отражающее истинное лицо их родителей. Вот только родители, они же живые. «Лицо» у них – не застывшая маска. Женился я в двадцать семь. Катерина у меня старшая. Паша, ровесник Катин, лет на восемь младше своей старшей сестры. Рано Любочка, однако, замуж вышла. Познакомился я и с папой Семёновым. Солидняк. Квартира, дача, машина. Упакованы. Какой-то зам директора. Обеспечены. По молодости жизнь другая была? Может этим объясняется некоторая разница между старшей и младшим?
   А пока Паша продолжает всех веселить.

   Река вышла рано. Идём вверх по берегу Великой. Большой лёд уже прошёл. Плывут отдельные льдины. Вода немного спала. На низком берегу в районе Малых Гоголей, летом здесь заливной луг, вывалило целое поле льдин, похожих на айсберги. Ребята отрываются, прыгая с льдины на льдину. Удовольствие, и вполне безопасно.
    После привала небо потемнело, пошёл мокрый снег. Пора и назад, впереди ещё марш, целых семь километров. По лугам, по полям идём споро и спокойно. Вышли на дорогу. Тротуаров нет.  Построил в колонну по два.  Идём, как положено, по обочине с левой стороны. Впереди флажковый, девчонки, мальчишки, я замыкаю. Навстречу то и дело машины. Не  всегда притормаживают, иногда и жидкой снежной кашей по нам попадает. Напряжно.

    В колонне  класса у меня впереди всегда девочки, так спокойнее и надёжнее. Мальчишки сзади, самые заводные поближе ко мне. Паша, как всегда, «веселит». Он то и дело выскакивает из строя, загребает пригоршню мокрого снега и кидает снежок вперёд. Девчонки визжат. Оно бы ничего, всем от этого только весело. Только не мне, вдруг шарахнутся, дёрнутся под встречную машину. На мои окрики Паша не реагирует. На узком участке дороги перед железнодорожным переездом Паша в очередной раз выпрыгивает из строя. У меня за спиной рюкзак, не очень тяжёлый, но быстро наклониться он мне не даёт. Автоматически цепляю Пашу крюком ноги и забрасываю в строй. Получилось немного резковато. Идём дальше. Паша как-то притих,  и мне нехорошо. Паша отстаёт, заглядывает мне в лицо.
   -  Владимир Васильевич! А вы, что? Меня ударили? – ситуация. Кажется, я залетел.
   -  Паша, извини, но получается, что  так.
   Паша до самой школы уже ни разу не дёрнулся. А я целую неделю думал «о жизни такой непростой».

    Через неделю, после родительского собрания, рассказал о своём проколе Любочке.
  -  Убей, - говорит – А я-то думаю, чего он такой тихий и шёлковый целую неделю.

   Не оправдался, себе не простил. Но, полегчало.
   Не знаю, как в школе на уроках, но для меня Пашу как подменили. Паша и раньше был объектом интересным, а теперь стал почти как родной. По воскресеньям наш выход от школы в 8-00. Однажды Паша опоздал. Догнал нас уже в пути, какой-то запалённый. Оказывается, добирался пешком с дачи в Черняковицах. А это добрых десять километров. Любочка говорит, что отец даже ревновать Пашу начал ко мне. На даче Пашу не удержать, на рыбалку по воскресеньям ехать не хочет. За год Паша не пропустил ни одного занятия.


   Очередная реформа школы. После третьего Катин класс перешёл сразу в пятый. Учиться будут не одиннадцать, а десять лет. Это хорошо. А вот на год раньше куча преподавателей и кабинетная система – это плохо.  Но нам повезло.   Классным руководителем стала учитель математики Гудкова Елена Ивановна, дочь Риммы Алексеевны. Она только-только вышла из декретного отпуска.
   Мама, дочка, на новогодний огонёк сын Риммы Алексеевны, он учится в Ленинградском интернате при консерватории, обеспечил нам классное музыкальное сопровождение. И внук Иван заявился. Двух лет ещё нет. Но вполне устойчив на ногах. Семейственность в самом лучшем её виде.

    Ребята с моей подачи даже спектакль поставили «Кошкин дом». Получилось неожиданно ярко и весело для всех. Родители в особенном восторге. Для них сюрприз. Со спектаклем выступили даже в заводском детском саду.

       В первый класс пошла наша Оля. Она у нас на четыре года младше Катерины. У Риммы Алексеевны как раз очередной заход. Летом ей присвоили звание «Заслуженный учитель России». Наш клуб в городе у родителей на слуху. Попасть в класс к Римме Алексеевне считали за удачу чуть ли не все мои знакомые. Веронику Саши Алексеева возили в школу на автобусе, аж  с Запсковья, с улицы Ижорского Батальона. В Ольгин класс попала и сестрёнка Ани Алексеевой. И Оля и Лена уже достаточно походили в походы вместе со старшими. Родители Лены, одни из моих самых верных и активных помощников. Так что, у меня естественным образом получился разновозрастный отряд. Тема.

   «Эстафета поколений» - это тоже отдельная тема. Многие из родителей наших работают рядом со мною на заводе. Знаю я и некоторых из бабушек – дедушек. Не всегда линия идёт в развитие, иногда налицо и чистая деградация. Причина одна, виной всему алкоголь.

   Радовался я не очень долго. Через пол-года Римму Алексеевну назначили освобождённым завучем по начальным классам. Класс приняла молодая и красивая. Фамилия Дягилева, разведённая жена моего бывшего одноклассника. Сначала всё было, кажется, хорошо. Новая учительница с нами не ходила, но и не мешала. А потом тихий саботаж. Объяснились. Сын, свет в окошке, кончает школу, в пединститут поступать собирается, она на нём повёрнута, все силы на него, и никаких начинаний в классе ей не надо. «Тема» не получилась.

    На летних каникулах в Крыму Катерина  неудачно наткнулась на вилы, неаккуратно брошенные на компостной куче. Дырочка небольшая. Залечили. Началась учёба. Молодой учитель физкультуры, кстати, мастер спорта по гребле на байдарках, устроил зачётное тестирование. Круг по стадиону Катерина как-то протилипала.
 –  Ну, Катька, ты и растолстела за лето. -
    На шестьдесят метров Катерина дёрнулась и травмировала не до конца заживший коленный сустав. Ногу разнесло. Почти половину учебного года она училась по больницам, сначала псковским, после нового года в Ленинграде. А я, как ни больно, ни обидно, вёл занятия и водил пятый класс в походы, только без Катерины.

    Продолжение.  http://www.proza.ru/2015/12/22/412 

   


Рецензии
Увлечённо Вы, Василий, работали в школе. Но как это было давно.
Мне довелось Работать в классах детей с ЗПР, большинство были из детдома. Сказать, что это трудные дети, это ничего не сказать. С такими ребятками ни в поход, ни в театр не отважишься пойти. Но дети есть дети, им необходимо внимание взрослых и не формальное.
Спасибо, Василий, за рассказы о нашей профессии. Здоровья Вам!

С уважением -

Анна Алексеевна Золотовская   08.04.2021 11:27     Заявить о нарушении
Анна Алексеевна, Спасибо!
Работу в школе своих детей
я считал не менее важной и нужной,
чем свою основную. Как бы отдыхал душой.

Василий Овчинников   10.04.2021 15:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.