Сказочные жители Петербурга текст занятия

Цель: знакомство с  памятниками истории и культуры Санкт-Петербурга, а так же с детскими путеводителями по Петербургу  и художественной детской литературой, героями которой являются достопримечательности города.
Медный всадник
Памятник Петру I "Медный всадник" воздвигнут по приказу Екатерины II в 1782 году по модели скульптора Э. Фальконе,который приехал в Санкт-Петербург по рекомендации Дени Дидро в 1766 году в сопровождении своей талантливой ученицы Мари - Анн Колло. Именно она выполнила голову Петра для этого памятника, отразив все своеобразие и сложность характера императора. Фальконе постоянно подчеркивал равноправное участие своей ученицы в работе.
Статуя была отлита из бронзы (176 тонн бронзы и 4 тонны железа) и установлена на огромном гранитном монолите весом 1600 тонн, которому была придана форма волны, что символизировало стремления Петра I возвысить Россию как морскую державу, вывести ее из пучины невежества. Вздыбленный конь, которым, тем не менее, твердо управляет царь, отражал характер и непокорность народа. А змея под копытами олицетворяла врагов петровских реформ (кроме того, это искусно выполненная третья точка опоры памятника).
Это был первый памятник, установленный на городской площади Санкт-Петербурга.  Сохранилось предание, что пока Медный всадник возвышается над городом, вражеская нога не ступит на петербургскую землю.
Заяц на Заячьем острове

Зайчик, спасшийся от наводнения, «сидит», как талисман, возле Иоанновского моста, ведущего к Петропавловской крепости.  Маленький зайчик попал в сапог царя Петра и тем самым спасся от наводнения. Благодаря этому героическому зайцу, остров, на котором стоит Петропавловская крепость, называется Заячий. Небольшую, высотой 58 см, фигуру зайчика, создал автор нескольких городских миниатюр (например, кошек на Малой Садовой), скульптор Петровичев. Поместили зайчика на одну из свай, предохраняющих Иоанновский мост от ледохода.
Открыли памятник 7 мая 2003 года, одновременно с вводом в работу после рестав-рации Иоанновского моста. С тех пор зайчик и мост неразрывно связаны и маленькая скульптура считается талисманом моста.
Монетки, которые летят к зайцу (и в основном падают в воду) давно покрыли ровным слоем все дно Кронверкского канала. Зайчик так понравился и горожанам и туристам, что с него началось массовое увлечение установкой всевозможных забавных скульптур. Так, что можно считать этого зайца законным родоначальником новой архи-тектурной эпохи в Санкт-Петербурге.

Сфинксы у Академии Художеств
Знаменитые фигуры Сфинксов были установлены на набережной напротив здания Академии Художеств в Петербурге, созданной по проекту архитектора К.А.Тона в 1832-1834 годах. Сфинкс от греч. Sphinx-удушающий дух смерти. В Древнем Египте сфинкса изображали как существо с телом льва и головой человека-символ бога солнца и мудрого царствования, поэтому египетские сфинксы имели портретное сходство с фараонами.Лица Сфинксов  напротив Академии Художеств имеют портретное сходство   с фараоном Аменхотепом III (Аменофис III). Этот фараон сын Тутмоса IV   и царицы Метемуйи (Мут-ма-уа) правил Древним Египтом с 1388 по 1351 годы до н.э..
Изваяния были обнаружены при раскопках на месте древней столицы Египта-Фив в 1820 году.  Фивы с XXI века до нашей эры были столицей Древнего Египта в эпоху Среднего и Нового царств. Река Нил разделяла город на две части. На восточном берегу находились жилые дома горожан и знати, а так же дворцы фараонов, на западном располагались кладбища и заупокойные храмы фараонов. Западные  берега были облицованы гранитными плитами и украшены статуями сфинксов. От Храмовой пристани  шла дорога к храму главного божества – Амона-Ра, оформленная по обеим сторонам стройными рядами каменных сфинксов. Нева тоже делит город на две части, а сфинксы украшают одну из гранитных пристаней. По преданию, лица сфинксов меняют выражение по мере продвижения солнца от восхода до заката. На закате, сфинксы выглядят наиболее зловеще, и им в глаза лучше не смотреть. Но это всего лишь предание.
Львы у Адмиралтейства
Самые знаменитые львы  Петербурга находятся на Адмиралтейской набережной у восточного павильона Адмиралтейства (рядом с Дворцовым мостом). После последней перестройки пристань со львами, находясь рядом с Дворцовым мостом, составляет еди-ный архитектурный ансамбль с его южным спуском. Фигуры львов выполнены методом чеканки из листовой меди, они изготовлены в 1832 году на Александровском чугуноли-тейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева. На том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя для львов отлиты чугунные пьедесталы с волютами.  Льва называют «Царём зверей». Традиционный символ мощи, воплощающий силу солнца и огня. В египетской мифологии — символ божественной власти и царского достоинства, у ассирийцев и греков львы считались спутниками богинь, в ранний период христианского искусства  лев поочередно символизировал святого Марка, святого Иеронима и даже самого Христа — как «льва от колена Иудина».
Грифоны Банковского моста
В 1826 году были установлены четыре фигуры грифонов на Банковском мосту (ка-нал Грибоедова) по проекту скульптора Соколова П. П. Отображение грифона очень часто встречается в античном искусстве, и в искусстве древневосточных народов. В мифических сказаниях и легендах различных традиций грифоны выступают в качестве стражей, которые оберегают все ценное и сокровенное, стерегут тайное знание. В Петербурге грифоны Банковского моста охраняли вход в Ассигнационный банк.
В греческой мифологии грифоны символизировали могущество, уверенность в собственных силах, но в, то же время проницательность и бдительность. В древнеегипет-ской мифологии это существо являлось символом победоносного властителя. Грифон встречается в самых разных мифологиях, и даже в христианской традиции, и везде счита-ется «могущественным животным». Почти каждый турист, который отправился в Санкт - Петербург не проходит мимо грифонов не совершив «заветные» ритуалы. Многие считают, что с помощью грифонов можно решить финансовые проблемы. Для этого лишь необходимо поцеловать полу – орла, полу – льва выше хвоста. Также, чтобы стать финансо-во состоятельным человеком, находясь недалеко от фантастического чудовища, просто подойдите и положите ему на одну из лап монетку. Также можно разбогатеть, если поте-реть лапу этому гигантскому существу. Загадав то, о чем давно мечтали, потрите грифону левое бедро, именно то, которое находится ближе к Казанскому собору.
Дедушка Крылов
Памятник установлен в Летнем саду недалеко от входа с Дворцовой набережной Невы, слева от главной аллеи. Петр Карлович Клодт – автор памятника поместил  на по-стаменте барельефы с изображением героев самых известных басен. Для того, чтобы изо-бразить их, Клодт поселил в своей мастерской целый зоопарк: кот, осёл, собаки, обезьяна, лягушка, журавль и овцы с ягнятами. , Здесь также находился волк, привезенный царски-ми егерями, и, даже, медведь с медвежатами.
 О животных, живших в мастерской Клодта, и, к слову, совершенно не мешавших ему в работе, ходили настоящие анекдоты. Рассказывали, что они вполне мирно уживались рядом друг с другом. Единственное животное, которого Клодт не решился пригласить к себе на постой, был козел. Его каждый день приводила к мастеру жившая неподалеку старушка. Не имея возможности ежедневно лицезреть льва, скульптор посещал зверинец, расположенный на Фонтанке и принадлежавший немцу по фамилии Зам.
После окончания работ над памятникам, в этот зверинец переселились и звери из мастерской. Слон, запечатленный на барельефе памятника, проживал в другом зверинце,  в Царском Селе. Наряду с перечисленными героями знаменитых басен Крылова, на барельефах, установленных на постаменте памятника, были изображены сцены из басен «Демьянова уха», «Слон на воеводстве», «Фортуна и Нищий», «Белка» и некоторых дру-гих.


Кот Елисей и кошка Василиса
На Малой Садовой улице, которая находится в историческом центре Петербурга, есть два маленьких, неприметных, на первый взгляд, памятника: коту Елисею и кошке Василисе. Гости города, прогуливаясь по Малой Садовой,  даже не заметят их, любуясь архитектурой Елисеевского магазина, фонтаном с гранитным шаром и композицией «уличный фотограф с бульдогом», но наблюдательные путешественники без труда смогут их найти. Кошка Василиса расположилась на карнизе второго этажа дома № 3 по Малой Садовой.  Напротив нее, на углу дома номер 8, важно восседает кот Елисей, наблюдая за прогуливающимися внизу людьми.  Елисей появился здесь 25 января, а Василиса 1 апреля 2000 года. Автором идеи является историк Сергей Лебедев, который уже известен петер-буржцам нескучными памятниками Фонарщику и Зайчику. Отлить котов из бронзы было поручено скульптору Владимиру Петровичеву. 
У петербуржцев существует несколько версий «поселения» котов на Малой Садо-вой. Одни считают, что Елисей и Василиса – очередные персонажи для украшения Санкт-Петербурга. Более вдумчивые горожане видят в котах некий символ благодарности этим животным как спутникам человека с незапамятных времен. Однако самая правдоподобная и драматичная версия тесно связана с историей города. Во время блокады Ленинграда в осажденном городе не осталось ни одной кошки, что привело к нашествию крыс, которые съедали последние запасы еды. Бороться с вредителями поручили котам, которых специально для этой цели привезли из Ярославля. «Мяукающая дивизия» справилась со своей задачей. В наши дни предприимчивые петербуржцы добавили «обаяния» памятникам. По городскому поверью, если кинуть  монетку, и она приземлится рядышком с котом или кошкой – поймаешь удачу «за хвост».

Эрмиты (по книге А. Бобринского «Эрмиты»)
Эрмиты, петербургские домовые с европейскими корнями, населяют наш город со времен его основания. Первое поколение эрмитов  прибыло в Петербург вместе с Петром Алексеевичем, спрятавшись в его багаже. Вдохновленные пламенными рассказами царя о новом городе, домовые не сомневаясь решили последовать за царем и строить город вместе с ним.  Живут эрмиты большими дружными семьями - в основном в центре Санкт-Петербурга, в старинных зданиях.  Петербургские домовые невероятно трудолюбивы и любознательны: каждый их день полон важные дел и забот (еще бы - такой большой и красивый город беречь!). Маленькие эрмиты и эрмитессы каждый день посещают школу эрмитов, где изучают историю,  точные науки, медицину, искусство и многое другое, чтобы потом выбрать себе ремесло. Эрмиты - маленькие человечки ростом около 50 сантиметров. Отдавая дань семейной традиции, они любят носить одежду старинного покроя. Неотъемлемым аксессуаром петербургских домовых является мягкий, тёплый полосатый шарф. Рукодельницы - эрмитессы вяжут шарфы из шерсти своих друзей - эрмитажных котов. Поговаривают, эрмит может обернуться котом, завернувшись в полосатый шарф.

Филин Мудрик (по книге Т. Бартовой-Грозовской «Жители Невского проспекта, или филин Мудрик и его друзья»)
Филин Мудрик живет на чердаке Императорской Публичной библиотеки, дружит  с ба-бочкой Катрин, обедает с котом Елисеем в погребе Елисеевского магазина, знает, где жи-вут дворцовый воробей Пижон и монастырский голубь Говорун. Они все вместе ходят в гости к кошке Снежинке в Александринский театр.
Стражи белых ночей (по книге А. Ремез и Н. Колотовой «Стражи белых ночей»)
Приключенческая и немного фантастическая повесть для детей старшего школьного возраста и их родителей, для всех, кто любит Санкт-Петербург и хочет лучше его узнать.
В самую короткую белую ночь, раз в сто лет, в Летнем саду встречаются Стражи города. В очередную годовщину Санкт-Петербурга злая Химера решила стереть город на Неве с лица земли. Стражи (ожившие скульптуры животных, исчезнувшие со своих постаментов и всполошившие этим исчезновением весь город), которым помогают школьники Ксюша и Петя, делают всё возможное и невозможное, чтобы этого не произошло.
Прометей
Среди позднесоветских памятников особый интерес вызывает композиция «Прометей» установленная в 1982 году перед одноименным кинотеатром на Гражданском проспекте. В путеводителе по Ленинграду за 1986 году, про этот памятник было написано, что «Динамично решенная скульптурная группа - своего рода символ просвещения, в торжестве идеалов которого прогрессивное человечество видит смысл своей жизни и борьбы». Авторы памятника – скульптор Р.Е. Красницкий и архитектор Ф.К. Романовский. Изваяние, изображающее Прометея с орлом, укреплено на тонком медном штыре и держится на собственном противовесе благодаря идеально выверенным пропорциям. Памятников с такой конструкцией в Петербурге больше нет.
В народе, памятник Прометею именуют просто «Птичка», но горожане ценят скульптуру как районную достопримечательность. В 2008 году кинотеатр «Прометей» было решено снести, а скульптуру переставить на другое место. Усилиями местных жителей, единст-венный скульптурный монумент на Гражданском проспекте все-таки удалось отстоять. После реставрации «Прометей» был установлен в сквере между ул. О. Форш  и Д. Бедно-го.
Дети рисуют
Дети часто стесняются рисовать, потому что они не художники. Педагог им должен объ-яснить, что  их рисунки сказочных обитателей Петербурга, тем и хороши, что они детские и в них важно не сходство, а настроение.


Рецензии