Два ученика

    Я давно хотел встретиться со старым учителем. Поэтому и потащился в такую глушь. С железнодорожного вокзала на автостанцию добрался на маршрутке — обычные «Жигули» с номером под ветровым стеклом. А в нужную мне сторону из города отправлялся старая гэдээровская пригородная «гармошка», только сиденья от междугородного поставили. Беру последнее оставшееся место в самом хвосте — все остальные заняты. И шесть часов в дороге.

    Двухполоска вьётся между сопок. В деревнях и посёлках сходят пассажиры. Асфальт закончился, пылим по грейдеру. Заканчивается и он, «Икарус», скрипя сцепкой, переваливается по пыльным буеракам. А в дождь как, или зимой? Впрочем, в салоне я один. Автобус разворачивается в центре деревни, сдавая задним ходом. Приехали. Старые избы, ни одного кирпичного дома.

   А старый учитель ожидает у калитки. Странный балахон типа кимоно, но сейчас ни за что не угадаешь. Длинная седая бородка и лысая голова, но остатки белых волос почти до пояса. Узкоглазый старик (национальность, хоть убей, не могу определить) с улыбкой проводит меня в избу. Сажает на лавку, сам садится на ковре в позу лотоса, и начинает рассказ, потягивая чай из пиалы.

    — Сколько мне лет? Много. Паспорта нет, я и без него живу спокойно. К врачам не обращаюсь — я знаю целебные средства и получше. Милиция? Я могу пройти ночью по самому опасному району города, и ни милиции, ни местным разбойникам не придёт в голову меня о чём-то спрашивать. Хотя истинная мудрость в том, чтобы не ходить по некоторым местам и в некоторое время. Даже если кто из милиции или разбойников о чём-нибудь меня спросит, я знаю, что ему ответить, чтобы он удовлетворился ответом. Это и есть высочайшее боевое искусство — избежать драки. -

  Он наливает мне и себе ещё чаю.

  — Были у меня некогда два ученика. Один — маленький мальчик, который сгибался под тяжестью меча, и оставшийся старшим в семье. Другой — старец, который также сгибался под тяжестью меча, оставшийся единственным мужчиной в семье. И они стали лучшими моими учениками. Мальчик ещё не был заражён ложными представлениями о том, что надо и не надо, правда и ложь в нём не были разбавлены хитростью. Старик и всю жизнь вёл простую, а к старости был счищен и последний налёт фальши. Они с трудом могли меч из ножен вынуть, но разве силе нужно искусство? Увы, сила его вытесняет. А вот когда ты слаб, то затратишь на удар ровно столько, сколько нужно потратить, не больше.

   И через год отправились мои ученики в странствия. И пошли они далеко на запад, и поднялись в горы, где тяжело дышать, и где воздух прозрачен, и солнце обжигает кожу. И пришли в одну деревню, где им рассказали о драконе, который грабил всю округу, много людей погубил. И множество воинов отправлялось на битву с ним, да никто не вернулся. Но ученики отправились к драконьей пещере, и зарубили его. Пещера искрилась от накопленного золота и драгоценных камней. Пришли жители чествовать победителей, и самый ретивый бросился, схватил золото, и тело его с кончиков пальцев до пят у всех на глазах покрылось чешуёй. Выросли перепончатые крылья, и новый дракон изверг огонь из пасти. Пришлось ученикам зарубить и его. Самый рассудительный крестьянин распорядился завалить вход в пещеру. «Когда-нибудь это зло вновь выйдет наружу,» — сказал он. — «Но сколько-то времени мы поживём тихо. » -

   После этого ученики отправились на север, в пустыни, где песок скрипит на зубах, и где ветер валит с ног, и где караваны купцов идут один за другим. Пришли они в столицу к одному государю, и тот, уже прослышав об убитом драконе, с охотой взял их на службу. В тот год было неспокойно, ибо соседний государь укрепился, и собрался воевать. Но вот приходят вести — в том государстве поднялось восстание, и мятежники потребовали отменить высокие налоги, и освободить рабов. И многие бедняки стали роптать и в этой столице. Но вот приходит весть — мятежники взяли столицу, убили государя и вельмож, сами провозгласили себя вельможами, а вожака — государем, и ввели налоги ещё выше, и в рабство обратили ещё больше. Удивился мальчик, и спросил об этом старика. И тот ответил: «Помнишь ли дракона, которого мы убили? Каждый государь поступает не по обещаниям, а по государеву. Они сломали царство снаружи себя, но внутри оно у них осталось. Эти мятежники могли уйти в высокие горы, но царство всё равно осталось бы с ними, и они поступили бы так же. „

   Отслужив, ученики последовали на юг, где густые леса, увитые лианами, много ядовитых растений и насекомых, и где воздух такой влажный, что тяжело дышать. И пришли они в торговый город на берегу моря, в устье реки, и поступили на службу к тому правителю. И корабли приносили вести от союзного города, что на островах. И вот пришла весть, что тот государь распорядился казнить всю свою дружину. Потом пришла весть другая — мятежники взяли власть в городе, государя казнили, а сами установили совет старейшин, чтобы выбирал правителя, и снизили налоги, ибо время было спокойное, и торговля шла бойко. И вот правитель, бывший атаман мятежников, казнил своих бывших сподвижников. На сей раз удивился старик, но мальчик ответил ему: “Раз государь должен поступать по государеву, то те, кто ждал от него исполнения обещаний, должны восстать. У первой дружины внутри было царство, и они не могли принять решений первого государя. У вторых внутри была справедливость, и они не могли принять решений бывшего атамана. А у остальных жителей внутри — всего понемногу. Им и царства хотелось, и справедливости, их легко переубедить, и ими легко управлять.»

   Закончили ученики службу и там, и пришли ко мне, и рассказали об этом. -

   Я хотел послушать ещё, но учитель заметил, что самое важное — это слушать самого себя, и проводил меня до калитки.


Рецензии