Танки победы

   Вот такая машина нужна армии!
   (П.А. Ротмистров).

   Хватит о грустном. Покинем на время роковой сорок первый и перенесёмся в победный сорок пятый…
   Какие танки были лучшими нашими танками Второй мировой войны? Многие назовут средний Т-34-85 и тяжелый ИС-2, именно они именуются танками победы. Это не совсем так. В 1944 г. был создан еще более совершенный, чем Т-34-85, средний танк Т-44. Та же пушка, но благодаря рациональной компоновке более толстая броня. Толще, чем у тяжелого КВ. Принятая на Т-44 компоновка моторно-трансмиссионного отделения и ходовая часть стали основной для целых поколений послевоенных танков. А в 1945г. на вооружение поступил тяжелый ИС-3. У него броня хоть и не намного толще, чем у ИС-2, но настолько рациональная, что ИС-3 стал образцом для проектировщиков танков всего мира.

   Как же зарекомендовали себя новые танки на поле боя? А никак. На фронт они не попали. Правда есть упоминание генерала Лыкова [6, с.261] об участии ИС-3 в боях в составе 49-го гвардейского танкового полка прорыва 6-й гвардейской танковой армии, но современные историки это отвергают. Так, по словам М. Свирина: «самый ранний факт прибытия ИС-3 в Германию только 19 мая 1945 г.», и «Т-44 в Германию прибыли тоже в конце мая».

   Слово испытателю танка Т-44.
   «Мое первое знакомство с ней произошло в марте 1945 г. в Казанской высшей офицерской технической бронетанковой школе Красной Армии (КВОТБТШКА). Красавица машина стояла в закрытом охраняемом боксе. Видеть ее можно было только в щелочку. Она поражала своим непривычным для среднего танка видом, изяществом, приземистостью, двумя высокоподнятыми фарами над лобовой броней, курсовыми пулеметами на полках и кружевом спиц на литых опорных катках.
   В освобожденном Харькове на заводе №75, впоследствии названном именем наркома танковой промышленности военных времен Малышева, была изготовлена небольшая партия Т-44. Повоевать ей не довелось. После войны было сформировано несколько танковых полков из этих машин» [4].

   Вот данные о производстве новых танков.
   «В четвертом квартале 1944г. было изготовлено 25, а в 1945г. 880 танков этого типа. В 1946 г. в связи с началом выпуска танка Т-54 производство Т-44 прекратили. В боевых действиях Великой Отечественной войны танк Т-44 участия не принимал» [3, с.20].

   По другим данным того же автора «с конца 1944 по 1945 год изготовлено 965 единиц» [2, с.15].
   То есть «небольшая партия» это то ли 905, то ли 965 штук. Разница в 60 танков, наверное, допустима для советской статистики. Но что делали целых четыре месяца 1945 г. 25 машин, выпущенных в 1944 г.? Количество выпущенных к марту 1945 г. Т-44 должно измеряться уже трехзначным числом. Но вместо того чтобы на фронт идти, они в закрытых охраняемых боксах стоят. От кого и зачем их прячут?

   Первый ИС-3 был выпущен в октябре 1944 г., а до 9 мая успели выпустить 29 штук. «Танки ИС-3 участия в боевых действиях Великой Отечественной войны не принимали» [2, с.19].

   Лучшим испытанием боевой машины является ее испытание в бою. Испытания боем должны проходить даже опытные машины.
   «Выпуск Т26Е3 начался на «Фишер танк арсенале» в ноябре 1944-го. За этот месяц изготовили 10 машин» [7, с.4]. Примерно как у нас Т-44. Но дальше уже не так.
   «В январе 1945 г. 20 Т26Е3 и один Т26Е1 были доставлены в Антверпен. Использование их в бою являлось составной частью миссии «Зебра» [7, с.23]. 22 февраля 1945 г. они уже сражались с «Тиграми». «Т26 зарекомендовал себя в первых боевых столкновениях очень хорошо, технические проблемы оказались также не слишком велики» [7, с.24]. Первые 12 серийных М26 были срочно отправлены на Окинаву, но прибыли только 21 июня и повоевать не успели  [7, с.24]. Танк М26 определил лицо американского танкостроения на несколько послевоенных десятилетий.
   Англичане свои первые "Центурионы" в спешке отправили в Европу в мае 1945 г., хотя «все прототипы изготавливались из обычной, а не броневой стали» [5, с.3].
   Гитлер первые же готовые "Тигры" послал в бой, причем на трудной для танков местности под Мгой.

   Может у нас по-другому? Отчего же. В своё время все три опытных тяжелых танка КВ, СМК и Т-100, прямо из заводских ворот отправились на Карельский перешеек, чтобы пройти испытания в войне с финнами. В такой же спешке, на фронт пошел опытный КВ-2, и до сих пор ломаются копья, участвовал он в боях или нет. Повторяю, испытание в бою — лучшая проверка новой боевой техники, и лучше его провести еще до начала серийного производства. К испытанию в бою новой боевой техники стремятся все и всегда...
   Все, кроме Красной Армии в 1945 г. Война завершается, но еще не завершена. Созданы танки, которые составят основу танковых войск послевоенного периода. Есть отличная возможность без риска попадания их в руки союзников — будущих врагов, испытать их в деле, например, в боях против окруженной группировки хоть в том же Берлине, выявить слабости, определить пути дальнейшего развития.

   Была еще война с Японией на Дальнем Востоке. «По некоторым данным один полк ИС-3 применялся при разгроме Квантунской армии в августе 1945 г.» [2, с.19]. По каким «некоторым» непонятно, но по Т-44 данных никаких, даже «некоторых». А, наверное, неплохо было бы испытать новую трансмиссию и ходовую часть в труднейших условиях при броске через Гоби и Хинган.

   Может Сталин готовит удар по бывшим союзникам, и потому держит от них в секрете свои новинки? Тогда зачем 7 сентября 1945г. он демонстрирует им ИС-3 на параде в Берлине? То есть секрет секретом, а через 4 дня после капитуляции Японии о секретности забывают. А 7 ноября следующего года ИС-3 прогрохотал и по Красной площади. Танки ИС-3 произвели громадное впечатление на наших бывших союзников. Да, впечатление он и сегодня производит. Но и только.

   "Однако уже в самом начале эксплуатации в войсках выявился целый ряд недостатков, ставших следствием конструктивных просчетов и ошибок, допущенных при проектировании. Поэтому уже в 1946 году создали комиссию по анализу дефектов ИС-3, к которым относились выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др.. С учетом этих недостатков все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН, однако так и не были доведены до необходимого уровня требований эксплуатации" [1, с.9].
   В общем, очередная игрушка для парадов стоимостью 350000 рублей. Но выпущено было 2311 единиц. Битому неймется.
   
   Литература
   [1] Барятинский М.Б., Коломиец М.В., Кощавцев А. Советские тяжелые послевоенные танки. БК, 3’1996.
   [2] Барятинский М.Б. Бронетанковая техника СССР 1939-1945. Бронеколлекция, 1’1998.
   [3] Барятинский М.Б. Советские танки Второй Мировой войны. Бронеколлекция, 1’1995.
   [4] Уланов Р.Н. Переходный вариант (о среднем танке Т-44). Техника и Вооружение, 4'1999.
   [5] Никольский М. Средний танк «Центурион». БК, 2’2003.
   [6] Лыков И.С. В грозный час. М., 1986.
   [7] Барятинский М.Б. От «Першинга» до «Паттона» (средние танки М26, М46 и М47). БК, 5’2003.

Продолжение:
Боеготовы были? http://www.proza.ru/2015/12/26/65


Рецензии
Т-44 можно видеть в музее КПИ..Завалялся

Петро Март Нчук   10.06.2016 23:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.