Дорога Перемен

Я только на днях посмотрел это кино, поскольку вновь стал жертвой личных предубеждений. Дело в том, что реклама фильма в декабре 2008 года (от создателей "Красоты по-американски") меня не вдохновила. В 1998-м все запоем хвалили режиссера Сэма Мендеса за этот фильм, а имя Кевин Спэйси произносили с придыханием. Мне же картина категорически не понравилась и (о, ужас!) все, кому я высказывал негативные оценки о Красоте... в ответ махали руками и восклицали: старик, ты ничего не понимаешь в киноискусстве!

Вот почему я не торопился с просмотром "Дороги Перемен". А тут еще один остряк пошутил, что этот фильм - история о том, что случилось в личной жизни Кейт и Лео - после того, как оба выжили на Титанике. Что ж, в некотором смысле, фильм и об этом, в том числе :)

Хотя определить главную мораль картины я не возьмусь. Однако, отмечу - смотреть этот фильм тяжело (порой - очень тяжело), но картина оставляет сильное Послевкусие, заставляет вновь и вновь возвращаться к размышлениям о ключевых эпизодах, а некоторые цитаты из фильма я, без преувеличения, запомню на всю жизнь.



***


Но сначала, - о сюжете.

Америка середины 50-х годов, штат Коннектикут. Семейная пара Фрэнк и Эйприл Уиллеры - воплощение пресловутой "американской мечты" середины ХХ века. Это значит - красивая пара, двое детей, уютный дом в тихом пригороде Нью-Йорка, ну и зависть соседей, конечно.

У Фрэнка - пусть, нелюбимая и рутинная, - но доходная работа в Нью-Йорке, благодаря чему Эйприл может позволить себе сидеть дома с детьми. Большинство людей полжизни карабкаются на такую стену личного благополучия - чтобы во второй половине земного бытия устало пить пиво :) - но у наших героев все не так.

Эйприл несчастлива, поскольку мечтала о карьере актрисы, а Фрэнк, как мы уже знаем, по 10 часов в сутки торчит на нелюбимой работе. А тут еще и подкрался первый серьезный кризис семейных отношений - 7 лет совместной жизни... хоть убейте, никогда не понимал: почему 7, а не 6 или 8 - что, есть точные математические расчеты? Так или иначе, взаимопонимание в семье утрачено. Эйприл позволяет себе неадекватные нападки на мужа и запальчиво произносит что тот вообще "не мужик". Осатаневший Фрэнк изменяет жене с какой-то откровенно серой мышкой на работе... и, вдруг появляется шанс прекратить этот нравственный дурдом...

Режиссер картины сознательно играет двумя известными штампами. Первый - "американская мечта". Второй - "увидеть Париж и умереть"...

В общем, Эйприл предлагает мужу все бросить к чертовой матери и уехать (насовсем!) в Париж. При этом, работать будет она (переводчицей в ООН) - а муж получит невиданную роскошь - наличие свободного времени и возможность "остановиться, оглянуться". Такая принципиальная смена обстановки должна, по замыслу Эйприл, спасти их многострадальный брак. Ибо его уже не спасают ни двое детей, ни возможное появление третьего...

А дальше все происходит, как в замечательном рассказе Герберта Уэллса "Дверь в стене". Помните? Возможность открыть эту заманчивую Дверь появляется только тогда, когда тебя ждут важные дела - экзамен, деловая встреча - и т.д.
В свободное время Дверь недоступна...

Так и у Фрэнка. Он уже объявил соседям и коллегам по работе, что уезжает навсегда в Париж - как вдруг получает новые заманчивые перспективы на работе с существенным увеличением зарплаты. Увы, это означает конец мечты - не столько о Париже, сколько о новой жизни. И пусть Фрэнк не сразу в этом признается, в глубине души он все для себя уже решил. Наплевав на удивительные слова Эйприл - "Настоящее мужество - заниматься тем, чем тебе хочется". То есть (в данном контексте) - работать по призванию. Я с ней абсолютно согласен.  Но в современном обществе подобное мужество именуется другими словами -  непрактичность, упертость и даже глупость...

Вот так и получается, что если в начале фильма мое сочувствие целиком на стороне Фрэнка, то в конце я отлично понимаю уже Эйприл. И даже ее чудовищный поступок - домашний аборт на 12-й неделе беременности - все равно, не Причина, а Следствие предательства Фрэнка. Жизнь устроена так, что мы видим лишь самую верхушку айсберга - совершенный грех. А кто и что к нему привели, какие подводные течения и механизмы - нам (зачастую) знать не дано...

Не оправдываю, но понимаю! (Здесь надо пояснить, что в 1955 году аборты в США были запрещены).

Финал трагичен. В обычной жизни, скорее всего, случился бы банальный развод - но, в фильме все обставлено куда драматичнее. (Я все понял в тот момент, когда Фрэнк говорит - "До вечера!" - и слышит в ответ невнятное "угу"). Не понятно только, почему режиссер удалил из картины сцену, где Фрэнк читает прощальное письмо Эйприл - "Что бы ни случилось - не вини себя. Я тебя люблю."


***


Поскольку обсуждать актерские достоинства Ди Каприо практически бессмысленно (он почти везде весьма убедителен), а для Кейт Уинслет, по собственным словам, картина стоит совершенно особняком, скажу о другом.

Обязательно посмотрите фильм о фильме - "Жизнь в тихом отчаянии", который точно проясняет многие контексты. Боязнь перемен Фрэнка и неспособность убежать от самой себя Эйприл. Послушайте слова, о которых мы почти всегда забываем:

"Нельзя винить только одного человека, если рушатся взаимоотношения". Или - "Счастье не живет на 15-м этаже небоскреба. Стоит ли искать его на 16-м?!"

Главным открытием фильма стал для меня актер Майкл Шэннон (Джон Гивингс) -"сумасшедший" математик. Все его "сумасшествие" заключается в том, что он откровенно называет вещи своими именами. Лучшая роль второго плана!

Вот только один монолог:

"Безнадежность и Пустота... Многие чувствуют Пустоту. Но требуется мужество, чтобы увидеть Безнадежность..."


Рецензии