Встреча с бывшим власовцем

    Прочитал статью о Великой Отечественной войне. Я вспомнил, что видел бывшего живого власовца в 1964 году. Когда собрался ехать к родителям в село Усманка из города Куйбышев (Самара сейчас) на какой-то праздник.
    Перед отправкой автобуса, в него вошёл пожилой мужчина, одетый в тёмно-серое старенькое осеннее пальто, хотя было лето. Он мне показался стариком, хотя был без бороды и усов.
Я предположил, что он зашёл с целью попросить милостыню, а не куда-то ехать.
Вошедший начал рассказывать про себя, что он бывший власовец, называл цифры, где и сколько их, русских солдат, генерал Власов сдал немцам. Как его сейчас забирает милиция, подержит, потом отпускает, потому что его не за что задерживать, нарушений он не совершает и т. д. Тут один мужик зашипел на него, что про это не следует рассказывать. Рассказчик из-за этого стушевался и замолк.
    Пассажиры от повествования экзотичного власовца сразу как-то оторопели и притихли, как сейчас говорят, оказались в шоке. После своего короткого вступления-рассказа, он протянул руку с шапкой или фуражкой, точно не помню, для сбора денежных подаяний. Возникло минутное замешательство. Пассажиры не знали, что надо делать... Подавать или нет?.. Ведь перед ними стоял, хоть и в жалком состоянии, но бывший враг.
Чувствую, что тут важен пример, своеобразный толчок, а величина денег в данной ситуации малозначительна. Я быстро сунул руку в карман своих брюк, вынул попавшуюся в ладонь монету. Монета оказалась трёхкопеечной. Я подал просящему три копейки (стоимость трамвайного билета) и люди сразу же стали интенсивно подавать ему деньги, гораздо крупнее.
Мой расчёт оказался верным. Нищий, сначала показавшийся мне стариком, поблагодарил пассажиров, подавших ему монеты, и вышел из автобуса. Хотя он, может быть, и не был стариком, просто выглядел им, от жизненных трудностей. Это я сейчас старик. А тогда мне  после армии было двадцать три года.
От победы над Германией прошло всего девятнадцать лет. Значит, бывшему власовцу было тогда около сорока пяти, пятидесяти лет. Сейчас пятидесятилетние мне кажутся молодыми, хорошо бы стать хоть шестидесятилетним, но не предусмотрено природой.
    Вот такая встреча с прошлым у меня неожиданно произошла, в лице бывшего власовца. Тогда толком не знали, что это за власовцы, предатели и всё.
У немцев была РОА (русская освободительная армия). У нас, им в противоположность, не было НОА (немецкой освободительной армии), а надо бы, ведь пленных немцев содержалось много в лагерях. Или среди них агитацию не проводили? Были, конечно, в Германии  и антифашисты, но мало.
- - - - -
22.12.2015
   


Рецензии
Да, очень неожиданно! Я бы не смог, наверно, подать. Мой дед по маме погиб на Курской, а дед по отцу был ранен разрывной в лопатку и стал инвалидом при прорыве блокады Ленинграда. Он воевал, кстати, внутри кольца. Бабушка стояла в охране с винтовекой под постоянными бомбёжками возле открытого нефтехранилища, а предатели пускали ракеты, указывая объект немецким лётчикам. Предателей было много. Недавно узнал, что уплывший из Крыма атаман Краснов сколотил две казачьи бригады, которые дрались против Союза. Деникин, как патриот России, от этого отказался. Страшное было время. По сути Союз в одиночку воевал со всей Европой. Только в четырёх странах было активное сопротивление рейху. В Польше, Югославии, Греции и самом Союзе на оккупированных территориях. Удачи, Виктор!

Владимир Брусенцев   01.03.2017 21:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за отклик. У меня дядя по материнской линии погиб на войне.
Двоюродный брат отца погиб при бомбёжке эшелона следовавшего на фронт.
- - -
Вот нашёл тему: "Почему не было сформировано "власовских" частей из пленных немцев – понятно: поскольку даже советских немцев еще в августе 1941 из Вооруженных Сил СССР убрали за Урал, в так называемую "трудовую армию". Так как советское руководство было твердо уверено, что все немцы, даже имеющие многовековые корни в России, "непременно захотят навредить Красной Армии". Полностью здесь: http://volk59.narod.ru/VlasovtsyRKKA.htm

Виктор Козлов-Волжанин   03.03.2017 00:22   Заявить о нарушении
К сожалению,Краснова и еще нескольских генералов,после войны наши спецслужбы вывезли из Парижа в Союз,судили и повесили. Надо не забывать,что на стороне Гитлера воевали почти полтора млн. русских. Каждый 10-ый солдат на Восточном фронте,со стороны немцев был русским.

Николай Кокош   18.03.2018 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.