Предисловие к книге Спасибо, что живой!
Для многих Высоцкий - многое значит. Есть темы и люди, о которых писать сложно. Главное в поэзии вообще - избежать штампов и банальности. Если это удаётся - уже хорошо. В написании стихов нет ничего второстепенного. Стихи не прощают небрежности за очень редким исключением, когда небрежность - особый приём Мастера.
Писались стихи непреднамеренно, после многократно просмотренного фильма, может, в чём-то субъективно, но искренне, со слезами на глазах, с неизбывной скорбью о всём преходящем, в том числе и о великих людях, жизнь которых тоже имеет свой физический конец.
Ждала, пока само собой польётся. О нём трудно писать, чтобы было свежо и не избито. А повторять сказанное - это попугаям в литературе. Для меня смысл был не в том, чтобы написать ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО о Высоцком, а понять, прочувствовать Человека, трагизм его Одиночества как гения. Мне всё-равно было, кто и что скажет в этом случае. Здесь вычерпано всё до последней капли. И мне не стыдно будет, если он вдруг явится с того света и спросит: ТАК ЛИ ЭТО?!. Я отвечу: ТАК. Я так понимаю, и написала искренне и с Любовью.
Когда я одной читательнице-рецензентке, а это мало кто рецензирует, потому что впросак попасть боятся: ан, да похвалят, что хвалить не надо, и как бы чего не вышло,- написала, что на протяжении двух месяцев каждый вечер смотрела фильм "Спасибо, что живой", потому что не могла "соскочить с него", она сказала, что я - садо мазо, раз могу ТАКОЕ смотреть столько раз. А я и не смотрела, мне кажется. Я жила там, только меня не видно было. Я над воздухом стояла.
Когда по вечерам я садилась и думала, что бы посмотреть,- этот фильм перебивал всё другое, которое казалось настолько незначительным, что и капли времени жизни было не жаль, чтобы повторить эту самую жизнь, чувствуя, что она продолжается несмотря ни на что. Я хотела растворяться в нём, и я растворилась.
И когда Понимание вышло за горизонт, оно захотело озвучиться. Повторяю: не я, а он САМ ЗАХОТЕЛ. Так только я это и понимаю, потому что ни намерения, ни желания переписывать то, что уже давно сказано - не было и нет. Это было запойное вхождение в Высоцкого. Эйфория понимания и сочувствия. Мы все в конце концов - глубоко одиноки. А гении - особенно. Они платят огромную нечеловеческую цену за своё творчество, но этим только и могут жить.
Есть у этих стихов ценители, знавшие Высоцкого лично. На многих из них фильм не произвёл отрицательного впечатления, более того - поразил. Многие искренне завидуют и сочувствуют, но не в горе, как принято употреблять этот термин, а именно тому, как написаны стихи. Для них Владимир Семёнович не просто пустой звук, но ЧАСТЬ ДУШИ. В прошлом - кумир, в настоящем - человек. "Вам очень повезло, что вы не знали его лично. Поверьте моему печальному опыту - никогда не общайтесь с живыми легендами!" /из рецензии./
Было время, студенческое, когда все восхищались... А я его не признавала даже из какого-то молодого упрямства. Уголовник и всё. Потом уже узнала, что не сидел, и на войне не был. А пишет так, как будто и сидел, и на войне был... У меня появилась подруга, старше меня тогда намного, разница в возрасте как с мамой. Это люди из ташкентской интеллигенции, профессорская семья, неоднократно снимавшие у нас комнату в Юрмале, как дачники. Это Надежда Александровна Школяр. Надя, обожавшая Высоцкого, его песни... Вот живой пример, как Высоцкий изменил ей Судьбу! Она с восторгом мне рассказывала о том, что писала в юношестве стихи и хорошие, но из-за Высоцкого решила идти не на филологический, а на юридический. Стала следователем. В Твери. Потом была прокурором Тверской области. Я бывала неоднократно у неё в гостях. Вообщем дорогие воспоминания...
Именно из-за неё я посмотрела на Высоцкого ВНИМАТЕЛЬНО. Я же музыкант. Консерватория!.. А тут трынькает и трынькает себе под гитару, вроде как всё на один мотив. Из всех магнитофонов - несётся хриплый голос. Смотрела свысока. Помню, с каким восторгом она рассказывала мне о своём впечатлении о Памятнике Высотскому на Ваганьковском кладбище. Как Главное впечатление жизни!.. А этот фильм - помог мне с ним встретиться "лично" и в реальности. На экране. Вот такая история... При жизни любили, но гением не считали... Потом стало доходить, когда поглубже... вошли, и не только в песни, но и в стихи... При жизни он хотел признания как Поэта, но наши литературные мэтры свято берегли свой авторитет, в том числе и тем самым, что не подпускали близко к своему барскому литературному столу. Теперь помалкивают... Помню ещё жару в июле 1980года... Предстоящая Всемирная Олимпиада. И день похорон.
В студенческое время я часто бывала в Москве, и всегда попадала в любой театр. Исключением был театр на Таганке, когда играл Высоцкий.
У Высоцкого - всё на грани жизни и смерти. И творчество - такое же! За гранью жизни и смерти. Я ждала, пока пойдут стихи сами, хотя мне будет ничего не стоит сесть и записать их. Работа проделана внутри себя огромная. Откликов - много, и они самые разные!.. Главное, не равнодушные.
Посвящаю эту книгу - Владимиру Высоцкому.
Актёру, поэту и автору-исполнителю собственных песен,
автору прозаических произведений.
Лауреату Государственной премии СССР - 1987, посмертно.
Член Союза писателей России,
поэтесса, прозаик и композитор
Светлана Водолей.
___________________________________________________
цикл Владимиру Высоцкому
Светлана Водолей
http://www.stihi.ru/2012/02/02/4979
Свидетельство о публикации №215122201547
Александр Анфилатов 09.02.2016 20:54 Заявить о нарушении
Скажите, где и как.
Свет.
С уважением.)
Водолей 2 04.03.2016 14:26 Заявить о нарушении
Александр Анфилатов 04.03.2016 15:52 Заявить о нарушении
А книгу можно пробрести у меня.
Она стоит 5 евро. /без пересылки./
Водолей 2 27.01.2019 10:25 Заявить о нарушении