Возвращаясь к Энгельсу

Этот текст прежде всего обращен к тем, кто вырос в советский период. и получил высшее образование. Все тогда изучали классиков марксизма-ленинизма, конспектировали их основоположников:Маркса, Энгельса, Ленина. Сейчас, конечно, моветон цитировать теорию прибавочной стоимости Карла - этот "краеугольный камень" его системы научного социализма. Не буду пока о ней рассуждать, хотя она и великолепна! Мне захотелось высказать реплику в адрес его соратника Фридриха Энгельса, о его высказывании: "Всякая мифология преодолевает , подчиняет и преобразовывает силя природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы." ( Маркс К., Энгельс Ф., т. 46, ч. 1, с. 47). С определением мифологии можно согласиться. Но вторая часть фразы вызывает возражение: мифология "...исчезает ...вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы". Не может человек господствовать над силами природы. Не буду выстраивать длинный ряд своих доказательств. зададимся простым вопросом: может ли человек господствовать над законом всемирного тяготения? Ответ очевиден -он вне нашего господства: не нами создан, не в наших силах его отменить или изменить. Мы не боги. Использовать действующие силы природы, ее законы человек может - не более того. Нет чудес в природе - все подчинено ее законам. Если мы считаем, что чудо произошло, то мы просто еще не знаем тех законов, по которым оно свершилось. Веря в чудеса, мы творим мифы.
Вот в этой самонадеянности, как ее определил Хайек (экономист, критик социализма), и кроется основная ошибка марксизма - в вере в то, что человек может господствовать над силами природы. Маркс выявил законы рыночного, капиталистического общества, верно определил вектор движение общества к все большему обобществлению производства, к его планированию. Но он мало учитывал сущность, закономерности бытия человека, как индивида. Достоевский верно сказал, что социалисты споткнутся об эту сущность. Полное социальное равенство, которое провозглашают марксисты, исключает конкуренцию и порождает застой. Китай при господстве в политической жизни коммунистов, марксистской теории, включил частную инициативу, отошел от полного социального равенства. И стал ведущей державой мира.


Рецензии