Лучше Акунина. Исторические детективы Н. Свечина

Открыл детективы Николая Свечина почти случайно и прочел все доступные вещи. Очень занимательно. Приходится поневоле сравнивать лыковскую серию с фандоринским циклом, но эмигрант-чхартишвили нашему автору и в подметки не годится. Несмотря на многие шероховатости, повести и романы выглядят достоверными и  весьма познавательными. Да и расследования описываются так, что увлекаешься

 
Завещание Аввакума 

Роман открывает довольно интересную серию ретро-детективов про сыщика из Нижнего Новгорода Лыкова. Поневоле приходится сравнивать с «акуниным», жаль, что территория была захвачена, и – не только эта…

Охота на царя

Продолжение тоже интересное. Хороший автор и «по умонастроению» читать приятно. Еще одна версия цареубийства. «Историческая ответственность» на княгине Юрьевской. Ну, и жадность-коррупция. А империя покатилась к краху…
Смесь политики и уголовщины. Иногда автор забывается и употребляет современный сленг.   Не все обращения и исторические детали достоверны. Немного утомляют подробные описания уголовного мира двух столиц. Но, все равно, в основном, интересно. Алексей Лыков, при всей его фантастичности, намного «живее» картонного чистоплюя «фандорина».

Выстрел на Б.Морской

Расследуется убийство проворовавшегося министра. Благово и Таубе выходят на мутные «высшие сферы». Но здесь автор особенно далеко не продвинулся, видимо, побоялся наплести акунинких завиральностей. Правильно – лучше скромнее, хотя авантюрный боевик об «изнанке» политики мог бы выйти захватывающим.

Между Амуром и Невой

Один из самых интересных романов серии. Вместе с героем, внедренным «демоном», как бы проходишь по этапу до Забайкалья. Правда, многие сюжетные «швы» сомнительны. Портит роман и «черкешенское ответвление», описанное автором с симпатией. Зато интересно описание республики золотодобытчиков Желтуги. История с династическими играми любопытна, вне зависимости от достоверности: царские родственники те еще пауки. Удачно водится и тема польского шпионажа и вредительства России (сейчас эту роль выполняют укранацы) – опасность страшно недооценили. Любопытна линия с Судейкиным – полицейские провокаторы много сделали для успеха революции. А вообще к преступникам в исторической России относились слишком гуманно.
Не совсем отработана общая линия повествования.  Романтическая линия дается,  в основном,  в пересказе.
Но в целом, весьма занятно.

Пуля с Кавказа

Таубе с Лыковым в спецкомандировке на Кавказе (по-современному), параллельно в Питере поиск предателя и британского агента (затронута и тема иностранного влияния на старообрядческий бизнес). Кавказские приключения описаны неплохо – можно зачитаться. Но все проблемы провальной кавказской политики Империи налицо. Недостаточно жестко. Надо было или не лезть, или действовать решительно и жестоко. А так половинчато – как обычно. Оставили «наследство» правнукам – погибать от абреков и/или платить дань. Актуальные роман, приключения – не главное. Агент Лыков привозит с Кавказа сувенир – пулю, которая его ранила. А сколько еще наши привезли подобных «сувениров»!
В силу этого идея с выбором предателя   в отряде выглядит…
Хроники сыска

Этот сборник мне показался не очень удачным (в отличие от "Удара в сердце"). Зато понятно, как наш сыщик нашел невесту-жену Варю.

Тайна варнавинского маньяка

Неуд. Слишком уж фантастично и недостоверно. Накручено-перекручено в не лучших традициях «черной серии». Не веришь. Маньяки, «оборотни» и типа - «кущевка» - это больше из нынешнего россиянского беспредела.

Варшавские тайны

Хороший роман, всё реалистично. Польская красотка оборачивается страшной ведьмой-террористкой. Вражда неизбывна и с этим ничего не поделаешь. Интересно почитать  про Варшаву 1880-х годов. От невыносимых переживаний меняется постепенно и характер главного героя. Есть отсылка к «закулисе»…

Мёртвый остров


Ну, автор и размахнулся. Пишет все интереснее. Обрел себя, так сказать.
Интересно почитать и про путешествие героев из Одессы на Сахалин на пароходе, и про нравы каторжного острова. Это, конечно, не Чехов, и не Пикуль.
Зато интрига затягивает – Япония готовится к войне и использует и уголовных, и политических.
Ну, и Лыков с Таубе – неразлучны. Хотя, конечно, интрига с засылкой нелегала излишне усложнена. Зачем так парня мучить?! Из-за такого излишества – оценка 4,5.
Многое, конечно, приврано, но роман на порядок лучше какой-нибудь «Алмазной колесницы». Про патриотизм уж и не говорю.


Убийство церемониймейстера

О-ПЯТЬ двадцать пять… Казалось бы: пять мотивов и 25 комбинаций, но детективы читаются… В этом романе интересна именно линия расследования (к которой я обычно довольно равнодушен), ну, и само-собой культурно-историческое наполнение. До катастрофы остается 25 лет. Действительно ли верхушка «сгнила»?



Туркестан

Еще один роман в серии о приключениях сыщика Николая Лыкова. Как частное лицо он приезжает в Ташкент, но и здесь находятся для него сыскные дела. История написана неплохо, Империи остается менее четверти века до превращения в совдепию, но пока она еще сильна, хотя и болеет. Колониальная экзотика изображена интересно; романтические вкрапления Свечину не очень удаются, но, тем не менее, разнообразить повествование. Поневоле опять сравниваешь с акуниской поделкой про «черный город». Свечин намного, намного лучше.


Удар в сердце

Хороший сборник.
Первая (заглавная) повесть о войне с турками на Кавказе. Как бы приквел к последующим приключениям Лыкова. Весьма интересно. Об этой войне мы мало знали – лили русскую кровь, чтобы потом отдать завоеванные земли враждебным грузинам. Не вполне достоверно то, то герой из необстрелянного новобранца так быстро становится пластуном-спецназовцем, но так ли уж нужна достоверность в ретро-боевиках.
В других рассказах фигурирует Благово (дело зарезанного купца); Лыкова командируют в Москву и там он ловит шайку Безносого, убивавшего картежников; потом наш сыщик расследует подделку казначейских билетов
Эти преступления кажутся такими «милыми забавами» на фоне последующего террора. Приближается страшный 20 век…  В него переходить боязно. Что еще напишет Свечин про своего любимого детектива?
Один рассказ уже посвящен событиям 1906 года – амальгама политики и уголовщины во всей красе. А там уже и до краха недалеко (убийство Распутина).

Ночные всадники

Сборник состоит  из двух повестей: «Последняя выставка» и «Ночные всадники». Первая повествует об универсальной нижегородской выставке 1896 года. Она была больше Парижской 1889. Куда там совкововй «ВДНХ». Просто интересно почитать про это событие позапрошлого века. Российская империя буйно развивалась, но многие не хотели с этим мириться. Автор повести как будто ностальгирует; чувствуется нижегородский торговый дух, который сохранился в городе даже сейчас. Несмотря на то, что текст носит развлекательный характер, он как-то приятней иных исторических штудий, допустим российского историка Булдакова, представляющего Российскую империю сборищем психопатов (хотя до некоторых форм социальности, допустим организации местных дел, нынешней РФ далеко, как до Луны). Но эти НЕлюбители России словно никак не могут съесть советскую ненависть к «самодержавию». А Свечин старую Россию жалеет и описывает с любовью, хотя речь идет у него о страшных уголовниках.
Сюжет повести с самой выставкой связан мало, описание павильонов служит лишь любопытной декорацией. Сыщик Лыков в поте лица охранял царскую чету, а потом вместо отпуска ему было поручено с подачи Витте расследование убийства, которое он долго никак не мог раскрыть. Но, в конце концов, справился.
Судьба популярного литературного героя «не простаивать», а быть задействованным снова и снова. Так и Лыкову отдохнуть автор (и его  сюжеты) не дают. Только сел в поезд, а там новые подозрения. «Ночные всадники» - повесть о поимке страшной банды убийц и грабителей. Детективно-приключенческий сюжет.
Правда, нашему сыщику за раскрытые преступления награды так и не дали. Может быть, и революционные последствия наступили оттого, что перестали ценить и поощрять верных родине людей.

Дознание в Риге

Роман довольно интересный, но начинается он не с Прибалтики, а с мест, которые сейчас у всех на слуху: Дебальцево, Луганск… Раскрыв очередное дело и остановив злодеев, Лыков вместо отпуска ввязывается  в рижское дознание, помогая своему другу латышу…
Автор в сложном положении. В детективном сериале герой должен постоянно побеждать, но известно ведь каким кошмаром все кончилось. Приходится ретроспективно указывать на опасности. Детектив приобретает политический оттенок. В деле завязаны жестокие боевики, которые в будущем станут революционными палачами.
Но, серия, повторим интересная.  Автор, свой, наш, хороший и добрый,  а ни какой-нибудь «злой человек».


Николай Свечин
Касьянов год

Хорошо читать Свечина «с устатку», после работы.  Интересно, но излишних потуг не вызывает.
Здесь расследование ведется в Киеве. С одной сторона, автор, явно тянет вола», нагоняя листаж описывает достопримечательности дореволюционного Киева и включая лекции об экономическом кризисе. С другой стороны, понятно и настроение: «мать городов русских» сейчас – это столица враждебного России государства, и, подобно Лыкову туристом по Крещатику не походишь, и мощам-храмам не поклонишься…
Действие романа развивается неспешно, но в конце главный герой едва ноги уносит с берегов Днепра.
В общем, под империей скапливалось все больше и больше «динамита». Бандитизм и коррупция играли в этом процессе немалую роль. Через 17 лет и рвануло.

Лучи смерти

Тон становится все печальнее. Супер-сыщик Лыков докапывается до правды, но, в целом, терпит неудачу. Империя под ударом. Трудно устоять против амальгамы политики и уголовщины: смеси шпионства, криминала и революционного террора. Да к тому же грызня и нерешительность наверху. Привлекает внимание фигура Плеве – знал, что убьют, но исполнял свой долг. Дурново (автор знаменитой Записки царю) показан с нехорошей стороны, но как потом фигуры обмельчали, некому стало защищать Империю.
По сюжету. Признаться, я сначала подумал, что сюжет о «лучах смерти» читая выдумка. Но, оказывается, «что-то» было. Возможно, русский самородок изобрел лазер. Был бы у нас свой Тесла.

Автор следует схеме, к примеру, приводит материалы газет описываемого времени, дает данные из путеводителя по городам, которые империя потеряла (Варшава, Рига, Киев) навсегда. В Тифлисе еще страшнее – сплошной разбой и резня. Нельзя верить никому. Абреки, дашнаки, политические, просто уголовники – адская смесь, в которой, к примеру, выварился джугашвили. Опасность витает вокруг. Дела раскрываются все труднее – сыщик еще побеждает, но все более дорогой ценой, иначе получилось бы неправдоподобно. Несколько оживляет повествование «ищите женщину», а также победа над налетчиками и фальшивомонетчиками, но общей трагедии для Кавказа и России уже не избежать – революционная резня на пороге. Были совершены роковые ошибки, и край был, в конце концов, потерян, стоило бы оттуда раньше уйти. Это – одно из российских проклятий.
На радость читателю Лыков еще повоюет, если автор еще напишет, (но ему хорошо бы уйти от собственных схем).

Банда Кольки-куна

Один из самых драматичных романов серии. Полицейские расследования идут фоном. Лыкова разрывают внутренние противоречия: борьба между долгом и совестью. У «народа» своя правда, а верхи необратимо деградировали. Но бывшие утописты очень скоро превращаются в зверей. Описание событий 1905 года, особенно обстановки в восставшей Москве – удача автора. Озверение стремительное – и кто в этом виноват? В общем, на примере первой революции власть ничего не поняла и нечему не научилась.  В наиболее трагичном положении оказываются как раз умные и честные вроде литературного героя Лыкова.  А сколько было таких «лыковых» в реальности. Их потеря для страны невосполнима, а «свобод», из вырванного у упрямого и недалекого царя манифеста, как не было, так и нет.


По остывшим  следам

1906-й. Империя тлеет. Ветхая ткань политического, правового и социального порядка трещит и расползается. Расследование в Казани. Два года назад пропал православный артефакт – знаменитая икона. Лыков, как всегда, все расследует.  Берется даже «африканский след» с попутным экскурсом российской политики в Абиссинии. Попытка изобразить супер-злодея, добавив экзотики
 Детективы о знаменитом сыщике Свечин печет как блины, по схожему рецепту. Для отдыха почитать приятно, хотя и несколько раздражает привычка автора переписывать путеводители, набирая листаж. Но детективный сериал про Лыкова еще вызывает интерес.


Рецензии