79. Беседы мёртвых. 1

Вл. Соловьёв
Фихте
Гитлер.

Беседа 1. МИР, ЧЕЛОВЕК, ИСКУССТВО.

Ф:
Рад тебя видеть, друг!

Вл. С.
Взаимно. Мне нравится эта площадка для бесед. Можно отвести душу.

Ф.:
Но здесь свои ограничения…

Г. (появляется из тьмы во всей форме и пигмейском величии. Мрачно:)

Например, нельзя материться… Сразу бьёт током!

Вл.Соловьёв:

Опять ты! Здесь же светлая область! Куда смотрят адские бездны?!

Ф.:

Ну, не совсем светлая - промежуточная. Еретические высказывания возможны…

Г.:

Вот именно! А где высказывания, там тот, кто высказывает! Попрошу не затыкать мне рот! Я, как представитель сверхчеловечества!..

Вл.С.:

Не смей опошлять святое! Сверхчеловечество есть реализация Царствия Божия и слияние с Абсолютом! А ты представитель недочеловечества!

Г.:

Не сметь меня оскорблять! Подумаешь, истребил несколько миллиончиков двуногих! Ты сам писал, что у человека есть свобода ко злу, но не к добру. Вот и стало человечество грешным. А я только очистил землю, каюсь, только наполовину, от греха!

Вл. С. (возмущённо):

Схоластика!

Ф.(Возмущённо):

Ханжество! Гнусный цинизм! Мне очень неловко быть твоим соотечественником!

Г.:
Жаль, что ты родился не в моё время! Еврей!

Вл.С.

Стоп! Полаялись и будет! (С грустью:) Это место всё же для культурных бесед…

Ф.:
Ладно. Предлагайте тему.

Вл.С.:

Эстетика, искусство, творчество… Я когда-то хотел написать огромный труд по эстетике… Не получилось.

Ф.:

Эстетика? Принято!

Г.:

Гут! Изображения и скульптуры сверхлюдей! Солдат Рока! Эти мускулы, взгляд, устремлённый в грядущее! Вечный оптимизм и боевой дух!

Вл.С.:

Это не искусство, а идеология! Чем искусство хуже, тем оно помпезнее…

Ф.:

Первобытная ступень проявления Я в качестве мира было дикостью, а в качестве искусства - оптимизм мускулов!

Г.:

Еврейские вздохи и ахи!..

Ф.:

Если еврей думает как я - я еврей. И это не помешает мне быть немцем.

Г.:

Куда же ты отнесёшь модернизм нового поколения на земле?

Ф:

Явная деградация нравственного Я. И это не твоё оптимистическое искусство, а беспросветный пессимизм, превращение Я созидающего в Я разрушающее!

Вл.С.:

О модернизме потом как-нибудь. Давайте начнём с вопроса, столь же старого, как и нового - отношение искусства к действительности…

Г.:

Действительность - это я…

Ф.:

Конечно, я писал - “мир из Я”, но не в этом же смысле!..

Вл.С.:

Можно подумать, что после тебя, Адольф, и действительности уже нет. Но она существует как Абсолют и пока есть человечество с его целью и возможностью стать свехчеловечеством…

Г.:

Я говорю не только о себе, а о личности в истории… Собственно, личность, будучи эмпирически в истории, духом и действием всегда стоит над ней, управляет ей, создаёт новую историю. Личность может проиграть - множество гномов способны закусать и великана… Но роль личности в истории остаётся та же: подчинить всё своим интересам, желаниям, воле. твёрдости, вкусу… То же самое в искусстве. Оно - идеология личности, а внешнее материал для личного творчества желательного тебе и твоим друзьям мира. Как невозможна картина без художника, так и невозможна никакая реальность, кроме вульгарной, без активности деятеля. Сделать из мира своё произведение - это прекрасно!Произвол художника, насилие над миром - вот что создаёт мир новый и лучший. И только это путь к сверхчеловечеству. Абсолют же вовсе не исключает волю и свободу личности, а лишь порождает их и содержит в себе!

Ф.:

Где ты научился философствовать?

Г. (Смущённо.)

Вёл долгие беседы с Дьяволом…

Вл.С.:

Эмпирический культ человека пытается заменить Абсолют тем, что называют “личностью”! Это самомнение невежд! Любой индивид вне общества ничто! Более того, человек, “личность” всего лишь сосуд, форма, подставка для Абсолютного. Когда он действует по собственной воле, он отрывается от Абсолюта, впадает в зло. Когда же он содействует Богу в своей душе, он превращается в истинного человека и истинного творца. Только тогда он может относиться к истории  не как к пленной проститутке, которую можно насиловать и далее, а как к миру Софии-Красоты, он не “заставляет”, но “одухотворяет”, не разрушает, а созидает. Но для этого мир не должен зависеть от его воли, быть его фантазией - созидать реальность , которая не существует, это смешно!

Ф.:
 
Ты не дооцениваешь личность, индивида. Но реально первичное Я, а не Мы. Индивидуальное я создаёт Не-я, а форма его бытия в мире Я-Мы…

Г.:

Ничего не понял, но согласен…

Ф.:

Нужно не отрицать индивида, делая его пустой формой для Иного, но признать, что возможен индивид примитивный и индивид духовный. Дух - вот сила высоты и творчества! Искусство без духа становится убогим, лжеискусством.
Насколько я знаю, ты считаешь будто Абсолют создал отдельное и конкретное существо свободным ко злу, тогда как дело добра есть сплошная цепочка необходимостей. Свобода,почему-то лишённая творчества и нравственности, делает человека грешником, то есть всё человечество в итоге оказывается грешным. Стало быть, именно Абсолют создал все условия для греха. К тому же он сделал Добро столь трудным, связав его с необходимостью и лишив свободы, что удивительно не то, что человечество деградировало, а то, что оно, согласно тебе, всё же оказывается способным на прогресс до сверхчеловечества. А слияние его с абсолютом вообще устраняет его из реальности как специфический коллектив живых и разумных по человечески существ. Но если есть свобода, то она может быть не только пустой, а и содержательной, творческой. Поскольку же личность это синтез Я и Не-я, то и творчество  приобретает всеобщее значение, в качестве духа народа и духовной элиты. Но человечество пользуется результатами искусства, которое осуществляется талантом, вдохновением, усилием творящей личности. Индивид столь же важен для жизни и искусства, как и общество. Негативное воздействие на мир, столь любимое этим неудачником Гитлером, только разрушает. В творчестве же преобладает созидание, оно если и разрушает старое, то заменяет его новым и лучшим. Оттого и цель искусства - одухотворить мир. Но этого нельзя сделать одним творчеством, без установки на нравственность. Без нравственности и творчество делается разрушительной деятельностью, то есть теряет себя. И лишь на основе слияния-антитезы Я и Не-я, свободы творческой нравственной личности и возможна реализация Всёединства, о котором ты писал.

Вл. С.:

Я должен согласиться, что высшее творчество должно быть нравственным и одухотворять, что особенно это относится к искусству. Но о каком “Всёединстве” и “мире” ты говоришь? Для меня существует реальная объективная система человеческого мира и этот мир часть мира Сверхчеловеческого, Абсолюта как объективной реальности. И в самом деле, главное для человечества исторический процесс смены негативного на позитивное, процесс одухотворения и этизации, причём моральные индивиды должны сделать моральным и общество, как и наоборот.Отсюда повышается значение искусства, поскольку именно культура реальная основа всякого государства. Но если “мир” всего лишь то, что Я создаёт, поддерживает, несёт в себе и ради себя,то весь материальный мир всего лишь иллюзия Я, а тогда творчество, нравственность и тому подобное лишь фантазии Я, грезящего в некой невообразимой реальности и полностью заменяющей собой Абсолют, как я его мыслю.

Г.:

Что до меня, то всё равно, реален мир или нет. Он процесс. Я в него вовлечено. И его свобода в выборе - быть главной пружиной процесса или его пешкой, на вершине или в овраге нудного быта. А с этих позиций мораль искусство - это лишь способ подчинить сознание массы собственному авторскому влиянию, как через мысль, так и через эмоцию. Суть сила Я - здесь и сейчас, его способность загипнотизировать потребителя. Можно так навязать ему свои мысли и чувство, что он будет думать, что пришёл к этому свободно и самостоятельно. Но и в искусстве есть главные тенденции, идеи и установки и никакое свободомыслие со стороны потребителя здесь невозможно. Поэтому искусство должно быть политизировано и только так оно становится рупором времени. Надо разрушить старое до основания и на его руинах построить новое - моё новое, новое вождя, и только во вторую очередь новое для прочих. Отсеките всё лишнее и получится статуя. Сила отсекает всё лишнее. Именно она и является волей, желанием, духом вождя. Всегда возникает элита избранных, руководящая массами - в жизни, в искусстве, в литературе и периодической печати. А где есть элита, там есть и главный, лидер. Что я побеждён эмпирически, ещё не значит, что мои принципы лживы.

Ф.

Похоже, у нас обозначились три позиции. Поскольку же мы погрузились в сложности, то не мешает ещё раз продумать свои позиции, а потом встретиться вновь - поскольку теперь мы обладаем теперь телепатией, то это поможет договориться нам о времени встречи.
Гитлер, хотя и скотина…

Г.:

Но-но! Я часть твоего Я-Абсолюта!Тебе не удалось изменить лицо мира, а я изменил, пусть и вышло всё противоположно моим намерениям…

Ф.
… Но его идеи нельзя обойти, тем более они близки мировоззрению многих новых, кого на земле называют модернистами.

Вл.С.:

Лично я всегда к вашим услугам…

Г.:

А где есть две бочки мёда, найдётся и две капли дёгтя. Специально попрошу у Дьявола!

(Продолжение следует.)


Рецензии