Кристен Чайлд. Миссии и слава Божия
Кристен Чайлд
Откр.7.9-10 (1)
Высокое учение Эдвардса - и библейское учение - о Боге, миссии и благовестии придает решающее значение возвышению чести Бога через провозглашение Его превосходства. Люди приходят, чтобы упиваться Его славой. Миссия приводит полноту Божьих детей в общее поклонение Ему, которое характеризует Церковь. Это цель, ради которой Бог создал мир, - чтобы Его Невеста могла явить свои качества, явленные в творении ради Его славы. Цель миссии - собирание поклонников. Как говорит Эдвардс, "где Бог прославлен, там время радости" (2). Эта радость в Боге имеет решающее значение для христианской жизни, ибо христианин берет свой крест, чтобы следовать за Христом, Который "для радости, предстоящей Ему, претерпел крест" (Евр.12.2 KJV), и повелел Своим последователям следовать за Ним как за примером христианского служения (Иоан. 13.15-16). Этот взгляд и приверженность Эдвардса, однако, встречался со многими возражениями. В этом обзоре значения и цели миссий для Эдвардса мне хотелось бы развеять и универсалистские тенденции, и некоторые крайности в кальвинизме.
Возможно, самая убедительная из работ Эдвардса о провозглашении Божия величия как предназначении христианина - это его "Цель творения". Эдвардс утверждает, четко по Писанию, что Бог действует последовательно ради Своей славы. Его гнев и милость, творение и искупление - все это действия, в которых Бог являет Свое дивное величие на радость твари, и, таким образом, Он может быть прославлен. Все, что Бог делает, Он делает ради Своего имени, а не ради кого-либо другого. Таким образом, причина того, что Бог провел неограниченный период времени в одиночестве до творения, также состоит в славе Его имени. И когда Он намеревался создать вселенную, мир, отдельные существа, и особенно человека, Он действовал во всем этом с единственной целью - прославить Себя Самого. "Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному" (Ис.48.11) (3).
Божье творение завершилось в формировании человека, и Он создал его по образу Своему. Именно здесь, проводя различие между конечной и промежуточной целями творения, Эдвардс делает важное различие между интеллектуальными и моральными агентами (людьми) и внеразумными и внеморальными средствами как остальной частью тварного миропорядка. Это различие ставит разумных и моральных существ на плоскость взаимоотношений с Творцом, так как они "способны знать своего Творца, и цель, ради которой Он создал их, и если это так, то, несомненно, их долг - преклониться пред Ним" (4). Эдвардс говорит здесь о долге, но ясно, что его понимание правильных отношений человека с Богом предполагает радость и наслаждение в отношениях с Ним (5). Таким образом, разумное творение, человечество должно стремиться всем сердцем воздать славу Богу. Адам и Ева, однако, были недальновидны, ибо, будучи созданы конечными людьми, они стали стремиться к много меньшим радостям и явно не взыскали масштаб славы Божьей. Вместо этого они стремились к автономии, и съели запретный плод. С тех пор человечество характеризуется как имеющее слабые чувства. Начиная с падения оно жаждет стихий этого мира, пренебрегая славой Бога. Но и само падение для Эдвардса является лишь фрагментом головоломки плана, ведущего к славе Божьей. Ясно, что в некотором роде падение человечества должно было привести к большей славе Творца. Эдвардс считает воссоздание Богом человеческого сердца через искупление величайшим и самым достойным поводом прославить Бога, Который явил такую мудрость в спасении человека. Он пишет: "Бог чрезвычайно прославил свою власть в [деле искупления]... Создание новой твари есть действие более славное, чем просто творение. Создание святого существа, существа в духовном образе Божием, в образе Его превосходства, причастном Божественной природе - это более великое дело, чем просто творение" (6).
Опять же, Бог достоин наивысшей славы и чести, и Его цель в искуплении Его творения состоит в том, чтобы возрастить Свою славу и честь в похвале Своего народа, в радости Своих детей. На протяжении всей дискуссии Эдвардса о творении и возрождении он выступает за преимущества, которые человек получает в жизни, посвященной Богу. "Бог возлюбил грешников настолько... чтобы отдать им Своего Сына, и не только чтобы сделать Его их достоянием, но и как Жертву... Бог любил их настолько, что таким образом приобрел для них спасение от вечной нищеты, а также владение бессмертной славой" (7).
"Овладение" превосходством Христа было движущей силой взгляда Эдвардса на миссию. Очевидно, он понимал наслаждение человека Богом как имеющее решающее значение в возрастании славы Божьей, и хотя люди пробавляются слабыми и жалкими удовольствиями этого мира, им нужно предложить разделить с Церковью красоту славы Божьей, просить их разделить это сокровище и радоваться тому, что есть для Бога цель всего творения.
Сокровище, которое мы получаем через искупление - это Иисус Христос и все Его превосходство. Эдвардс изображает великолепие превосходства Христа в Откровении: "И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный" (Откр.5.5-6) (8). Во Христе есть "бесконечное величие и бесконечное снисхождение", "безграничная справедливость и безграничная милость", "бесконечная слава и глубина смирения", "бесконечное величие и трансцендентная кротость», «глубочайшее почтение к Богу и равенство с Богом", "бесконечное достоинство добра, и величайшее терпение при страданиях от зла", "всепревосходящий дух послушания, вместе с высшим господством над небом и землей", "абсолютный суверенитет и совершенное смирение", "всевластие и полное упование на Бога и доверие к Нему" (9). Каждое из этих явных превосходств Христа, говорит Эдвардс, есть дар человечеству, "сколь бы различными эти превосходные качества ни были в глазах людей" (10). И вся сложность Его характера выражается в том, что Он есть Лев и Агнец. Как Лев Он мощный, могущественный Победитель. "Он торжествует над сатаной ", чтобы подчинить могучие силы тьмы ... чтобы восстановить мир на земле, а также явить добрую волю к людям и славу в вышних Богу" (11). Как Агнец Христос есть кроткий и нежный Друг грешников, безупречная Жертва, чтобы восстановить правильные отношения между человеком и Богом, ибо «Христос никогда не был Агнцем настолько, как тогда, когда Он был убит" (12). Но что из этого более превосходно? И то и другое таково, что влияет на людей так, как говорит Петр, "... вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы вы провозгласили совершенства Того, Кто призвал вас из тьмы в чудный Свой свет" (KJV) (13). Совершенства Христа манят верующих и бросают вызов неверующим. Эдвардс пишет: "Пусть рассмотрение этого замечательного собрания различных превосходных качеств во Христе побудит вас принять Его как дивного Спасителя. Пусть всякая безупречность, с которой вы встретитесь в Нем, станет для вас аргументом и мотивом довериться Ему, и каждая вещь, которая имеет тенденцию поощрять бедных грешников, укрепит это доверие, ибо вся его полнота и вседостаточность как Спасителя великолепно проявляются в этом разнообразии превосходных качеств" (14).
Эдвардс призывает свою аудиторию насладиться Христом, упиваться Его превосходством и радоваться Его славе, ибо он убежден, что наслаждение Его превосходными качествами есть достойная цель человечества для Бога и, таким образом, цель творения, которое Он совершил с такой любовью и восторгом, и эта цель должна быть исполнена. Это теоцентричное, величественное видение должно быть радостью для людей во всем мире, и поэтому Бог повелевает христианам как Своим последователям и ученикам "идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари" (15), "возвещать Его славу среди народов и дивные дела Его среди племен, говорить между народами: "Господь царствует" (16), собирать Божьих избранных вместе, чтобы они "пришли и вкусили, как благ Господь" (17). Так Христос во всем Его превосходстве становится центром христианской жизни, и мы можем ликовать в Нем и возвещать чудеса путей Его.
В этом христоцентричном мировоззрении Эдвардс также утверждает, что мы не только можем радоваться тому, что Бог сделал для нас, но мы также должны действовать в послушании, принимая свои кресты и следуя примеру Иисуса. Христос говорит Своим ученикам: "Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его" (18). Кроме того, Христос сказал: "как послал Меня Отец, я тоже посылаю вас" (19). В "Превосходстве Христа" Эдвардс показывает страдания, которые перенес Агнец на благо человечества". Поскольку теперь Христос есть наш Пример, Эдвардс показывает, что влечет за собой следование за Христом: "[Христиане] также должны быть в том же духе усердия, трудолюбия и самоотречения во славу Бога и продвижения Его Царства, на благо человечества, в котором Сам Христос прошел через величайший подвиг и пережил самые крайние страдания" (20).
Христос взял на Себя жалкое и печальное положение человечества, чтобы совершить величайшее служение ему. Он покинул Свой небесный дом, чтобы служить нашему падшему роду, и искупить человека Себе во славу имени Божия. Павел увещевает филиппийцев иметь такое же отношение служения и смирения, какое явил Христос: "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (21). И "так же, как Христос был воодушевлен Своим делом спасения людей во славу Божию, служители должны быть воодушевлены в своем труде большой любовью к душам людей, и должны быть готовы истощать себя за них, ибо Христос возлюбил их, и предал Себя за них, возлюбил их любовью сильнее смерти" (22).
Апостол Павел был готов потратить всю свою жизнь и отдать ее на спасение многих и во славу Божию. Эдвардс подчеркивает жизнь Павла как пример для всех служителей. Сам Павел писал, что его жизнь была подражанием Христу как его Господу, и как он явил то же жертвенное мышление и отношение к людям, что пребывали во Христе, так этому образу жизни должны подражать и мы. Он пережил множество разнообразных страданий, трудностей, преследований, потери, и все же продолжал проповедовать Христа, чтобы прославить Его своей жизнью или смертью. И та же жертва по сути требуется от нас. Так же, как Христос пожертвовал своей жизнью ради славы Божией и спасения многих, и так же, как Павел отдал свою жизнь служению Ему, так и мы призваны принять свой крест ради Христа, и жить с уверенностью, что для нас жизнь Христос, и смерть действительно приобретение, и быть готовыми отдать все ради превосходства познания Христа. Таким образом Бог получит славу и честь, достойные Его имени, и человечество не только извлечет для себя пользу из Его совершенств, но и будет радоваться Его сокровищам.
Для Эдвардса ясно, однако, что не все человечество придет и вкусит, как благ Господь (25). И он убежден в том, что, хотя это и менее очевидно для многих, ограниченное искупление лучше всего прославляет Бога. То, что Бог спасает только некоторых и осуждает других в ад, вполне объяснимо согласно Его главной цели, то есть Его славе. Бог благоволил не спасти всех, но, напротив, прославиться в проклятии нераскаянных грешников. Эдвардс говорит: "Для Бога не составит труда погубить грешников навечно" (26), и это ясно показывает, что Он более будет прославлен в их погибели, чем, в противном случае, в их спасении. Кроме того, Эдвардс утверждает, что бесконечная мудрость Бога проявляется через искупление одних и осуждение других. Бог в высшей степени прославляется тогда, когда Его справедливость и милосердие проявляются в мире резко контрастирующими способами. Эдвардс утверждает, что "справедливость Бога чрезвычайно прославлена в искуплении, как Он прославил в этом деле и Свое милосердие и любовь" (27).
Как мы уже отметили, говоря о восприятии Эдвардсом превосходств Христа, Иисус прославляет Себя и Отца благодаря всему многообразию своих черт. Такое же многообразие является ключевым в искуплении многих и проклятии других, так как это также являет Христа во всем Его величии. Спасение всех явило бы Его власть, но уменьшило бы как Его отличительную милость, так и Его справедливость. Если, таким образом, "много званых, но мало избранных» (28), то Эдвардс также замечает, что "является вполне разумным и прекрасным, что [люди] зависят от верховной власти и благодати Божией для спасения, и что Его работа совершается только Им... В таком случае вполне очевидно, что спасение приходит только к некоторым грешникам" (29). "То, о чем редко говорится, не становится от этого менее прекрасным... Поскольку спасенных так мало, благодать и любовь Бога к ним будет более ценима, заслуживая восхищения... и таким образом Бог будет наиболее прославлен" (30).
Что касается избрания и суверенитета Бога в спасении людей, то иногда в реформатской традиции утверждают, что избрание сводит на нет необходимость миссионерской работы, потому что Бог уже избрал Своих детей до основания мира*. Каково дело и цель миссий, если все уже решено и спасение человека зависит исключительно от Бога? Эдвардс отвергал такую постановку вопроса. Он признал важность монергистической работы Бога и абсолютной зависимости человека от Бога в спасении, но также подчеркнул важность проповеди Евангелия. Эдвардс утверждает, что «что есть такая вещь, как духовный и Божественный свет, непосредственно сообщаемый душе Богом и имеющий иной характер, нежели все, сообщаемое естественным путем" (31). Эдвардс понимает, что спасение приходит через веру, и что вера порождает любовь, склонность к Божественным вещам. Бог должен придать человеку вкус к Себе, прежде чем человек может по-настоящему понять Его красоту. Таким же образом, необходимо попробовать мед, чтобы в полной мере испытать ощущение его сладости. Этот вкус, говорит Эдвардс, может быть сообщен только от Самого Бога, не от вторичных средств.
Остается вопрос, какую роль во всем этом играют миссии. Эдвардс, согласно своей метафоре меда, хотел бы сказать, что миссии и евангелизм необходимы не только потому, что это повелевается от Господа, и не только потому, что мы должны следовать примерам Христа и Павла, но и потому, что провозглашение Евангелия готовит слушателей для помазания сверхъестественного света. Мы говорим другим о вкусе меда, чтобы они попробовали и познали его сами. Мы провозглашаем, кто такой Христос, и что Бог сделал через Него, чтобы, когда Бог даст человеку или целому народу истинный вкус этого, люди будут радоваться реальности того, о чем прежде они лишь слышали. Теперь они, возможно, испытывают привязанность и чувство того, о чем им рассказали. Но Эдвардс хотел бы также сказать, что миссии делают нечто гораздо большее, чем просто готовят почву. Миссия, как мы сказали, есть проповедь совершенства Христова, результат которой приходит к тем, чье сердце было сверхъестественно изменено. Мы радуемся, кто такой Христос, и испытываем простое желание поделиться этим с другими, которые, возможно, еще не знают о славе Его имени. И эту радость мы можем передать греховным сердцам, которые отчаянно нуждаются во Христе, Его любви и преображающей силе. Мы заботимся о душах людей, когда мы возвещаем им действительно хорошую новость. И "Бог прославляется, когда радуется и ликует наше сердце" (32).
Иначе говоря, Эдвардс обращался к своим слушателям и читателям, чтобы провозгласить эти совершенства Того, Кто призвал нас из тьмы в чудный Свой свет, и чтобы люди и целые народы могли восклицать от радости, присоединяясь к могучему хору хвалы и поклонения Отцу. Верховенство Бога и теоцентричное видение всех вещей позволили Эдвардсу придать миссиям решающее значение для христианской жизни. Верующий принимает крест Христа, чтобы нести его перед всем миром; он подражает Христу в Его Жертве и страданиях на благо всех народов и во славу Божию, и он подражает Павлу, великому миссионеру, который подражал своему Господу. Именно поэтому миссия приводит избранных, детей Божьих, к великой и славной хвале и поклонению, чтобы они обрели ту великую радость и любовь, которую несет миру Лев Иуды и Агнец Божий, совершенный во всех Его превосходствах, достойных всякой славы.
[1] Цит.
[2]1 Miscellany #448 цит. John Piper in God’s Passion for His Glory. Wheaton, IL: Crossway Books. p.75
[3] quoted in Edwards, Jonathan. Works: Vol. 1. The End for Which God Created the World (Peabody, MA: Hendrickson) p. 107
[4] Edwards, Jonathan. Works: Vol. 1. The End for Which God Created the World (Peabody, MA: Hendrickson) p. 107
[5] Эдвардс считает эту радость и любовь необходимым фактором во взаимоотношениях человека с Богом. Это особенно заметно в трактате о религиозных чувствах, где он утверждает, что “если великие дела религии правильно поняты, они будут влиять на сердце" (Works Vol. 1. On Religious Affections. p. 243). Он также говорит: “Бог сотворил мир, чтобы он мог принимать Его славу с помощью ума и сердца. Он свидетельствует о том, что простое представление о Божией славе не прославляет Бога так, как ее опытное переживание и радость в ней" ( Miscellany #448 quoted by John Piper in God’s Passion for His Glory. Wheaton, IL: Crossway Books. p.75)
[6] Works, Vol. 2. The Wisdom of God, Displayed in the Way of Salvation. p. 144
[7] Ibid. p.145 (italics added)
[8] Works, Vol.1. The Excellency of Christ. p.680
[9] Ibid. p.680-81 [10] Ibid. p.682 [11] Ibid. p.683 [12] Ibid. p. 684 [13] 2 Пет. 2:9
[14] The Excellency of Christ. p. 686 [15] Мк. 16:15 [16] Пс. 96:3,10a [17] Пс. 34:8
[18] Иоан. 13:15-16 цит. Works, Vol.2. Christ the Example of Ministers. p. 960 [19] Иоан. n 20:21 NASB
[20] Christ the Example of Ministers. p. 961
[21] Фил. 2:6-8
[22] Christ the Example of Ministers. p. 963
[23] Works, Vol. 2. The Character of Paul as an Example to Christians. Эдвардс пишет: “[Павел] был человек публичного духа; он был сильно озабочен процветанием Царства Христа и благом Его Церкви. Мы видим великое множество людей полностью вовлечены в процесс достижения своих мирских интересов: есть многие, кто усерден в достижении своих плотских наслаждений, многие, кто гонится за почестями, и многие, склонные к насилию в стремлении получить все это, но мы, наверное, никогда не видели человека, более активно защищающего свои блага и честь, чем апостол Павел подвизался за о процветание царства Христа, и на благо душ человеческих”. p. 861
[24] I Кор. 11:1 [25] Пс. 34:8
[26] Works. Vol. 1. The Justice of God in the Damnation of Sinners. p.669
[27] Works. Vol. 2. The Wisdom of God Displayed in the Way of Salvation. p. 144-45
[28] Мтф. 22:14 [29] Miscellany 520 [30] Ibid.
[31] Works. Vol. 2. A Divine and Supernatural Light, Immediately Imparted to the Soul by the Spirit of God. p.13 [32] Пс. 32:11
* Этот взгляд часто окарикатуривается как "гиперкальвинизм", хотя в большинстве случаев речь идет не о самой необходимости возвещения неверующим (с чем почти никто не спорит), а о содержании и предложении Евангелия. Радикальный кальвинизм не считает возможным умалчивать от неверующих о таких вещах, как искупление, принесенное конкретно за Церковь. IE
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №215122200021