22. Некоторые проспективные выводы

§ 22. Некоторые проспективные выводы

Необычные пространственно-временные размерности раскрывают онтологическую возможность необычных состояний сознания, переходящую в необходимость при актуализации этих состояний. Способность сознания к самотрансформации, самотрансцендированию, самоорганизации в необычные состояния доказывает, что они имплицитно присущи человеческому сознанию и человеческой реальности. В противном случае они были бы невозможны. Иначе говоря, необычные состояния сознания трансцендентны обычному сиюминутному сознанию, но при этом имманентны сознанию вообще как онтологическому полю возможностей и пространственно-временных корреляций. Поэтому, их бытие не ограничивается периодами активизации бессознательного. Скорее, оно может быть раскрыто через понятие «неосознанного», акцентирующее латентный, но при этом перманентный характер их существования. Таким образом, неявность необычных состояний сознания связана с тем, что в данный – непроявленный момент они просто не доступны рефлексии. При таком рассмотрении под переходом сознания к необычным состояниям следует понимать «высвобождение и актуализацию его латентных уровней со свойственными им способами познания и ориентировки» [1, с. 51].

Подводя итог вышеизложенному, обобщим основные положения, отвечающие на сформулированные в начале главы вопросы. Во-первых, сознание включает две составляющих – содержание и форму. Содержание сознания – это репрезентации, получаемые во внешнем и внутреннем опыте посредством когнитивной системы. Содержания сознания оформлены, и формальным их условием выступает пространство-время, представленное как онтологическое отношение бытия человека и мира.

Во-вторых, изменения сознания могут проходить на гносеологическом уровне – как изменение режима функционирования когнитивной системы, и на онтологическом уровне – как изменение пространственно-временных структур сознания и преобразование стандартизированных пространственно-временных паттернов восприятия и самовосприятия.

В-третьих, что следует из предыдущего пункта, сущностно одно состояние сознания отличается от другого пространственно-временными формами. Поэтому и необычные состояния сознания можно определить как особый способ пространственно-временной оформленности бытия человека.

В-четвертых, необычные состояния сознания возможны благодаря свободе как онтологическому условию самотрансценденции сознания. Сознание, таким образом, уже имплицитно включает необычные состояния, пребывающие в латентном виде как неосознаваемые. Периодическая актуализация этих состояний не делает их существование прерывистым, поскольку «латентность» – тоже форма существования. Поэтому образ динамики необычных состояний в бытии сознания выглядит двояко, в зависимости от способа рассмотрения. Если акцентироваться на осознаваемости как ведущем принципе динамики, то необычные состояния сознания находят место в длительности сознания, а смена состояний характеризуется последовательностью. Если же смотреть более холистично, учитывая латентные периоды [все же] существования необычных состояний сознания, само сознание уже предстает не как длительность, а как система длительностей. В этом случае для выражения соотношения состояний сознания более релевантным будет принцип суперпозиции, а не понятие «последовательность». Вопросам длительности, последовательности и суперпозиции в связи с проблемой необычных состояний сознания посвящено дальнейшее исследование.

--

1. Дремов С.В., Семин И.Р. Измененные состояния сознания: Психологическая и философская проблема в психиатрии. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2001.


Рецензии