200 километров дождя

200 километров дождя

Стоя возле мангала на холодном декабрьском воздухе вдруг понял, что становлюсь реалистом. Проявляется это и по жизни и в творчестве. Стало одновременно грустно и весело – а вдруг те миры, которые всегда были в голове, потухнут. Веселье же пришло от воспоминания прожитых интересных реальных, а не вымышленных историй.
Сейчас декабрь, середина месяца. Сегодня день рождения у моего брата. Я стою на холодном ветру и разжигаю мангал. Пока горят дрова, успеваю улететь в мыслях в весну этого года. Тогда уже во второй раз я поехал на веломарафон Налибоки-2015.
Из-за какой мелочи можно вспомнить целую цепочку событий. В мыслях не было писать о марафоне, но мангал и ветер заставили сделать то, чего не планировал.
В 2015, как и в 2014 году я заявился на максимальную дистанцию марафона – 200 километров. По опыту прошлого года понимание трудности пути было уже четким, а не как в первый раз. В 2014-м в седле железного коня пришлось провести 19 часов и 57 минут – с небольшими перерывами на контрольных пунктах, разумеется. На маршруте тогда я попал и под дождь и в грязь, дорогу мне переходили дикие кабаны, я вымок, проголодался и похудел на ночь на 3 килограмма, выпив при этом 6 литров воды.
После Налибок-2014 я год не ел овсяного печенья. Такое необычное послевкусие. На контрольных пунктах маршрута обещалась быть еда: фрукты, печенье, чай, вода. А на одном из последних был заявлен суп. Я, и те ребята, к которым я прибился в пути (или они ко мне) шли далеко не лидерами, но в твердой середине из более чем 1000 участников. То есть к нашему приезду на контрольные пункты из еды там оставалось лишь овсяное печенье и чай. Запасов еды я с собой не брал. В итоге все эти 20 часов пути пришлось прожить только на овсяном печенье и чае. Да, раньше я любил это печенье. После этого год не смотрел в его сторону. Недавно попробовал снова – любовь пока не возродилась.
До контрольного пункта, на котором нас ждет суп, мы доехали уже на рассвете. Мысль о том, что где-то меня ждет горячая еда – была путеводной звездой, которая вела меня последние километров 50. Более страшного разочарования в жизни до этого не было – супа на контрольном пункте не осталось. Но такого вкусного хлеба с солью, единственное что было здесь из еды, в жизни я ни до, ни после не пробовал.
Еще около 30 километров пути и маршрут 2014-го года был завершен. На подходе к финишу ковыляли мальтимарафонцы, заявившиеся на смешанные дистанции с велосипедом, большим беговым участком и еще чем-то.
Расцарапанные еловыми ветками руки, холод, голод, мокрая одежда и болящая пятая точка – все это осталось позади. Я расстелил туристический коврик, и, не ставя палатки, накрылся спальником. Сон пришел мгновенно.
Заряжаясь бодростью и опытом на марафон нынешнего 2015-го года я старался учесть разные моменты, чтобы обезопасить себя в пути. В этот раз я ехал с небольшим рюкзаком, а не поясной сумкой. Здесь был и более полный ремкомплект, и еда, и запасная одежда. Я уже знал, что могу проехать 200 километров, ведь однажды уже делал это. Первые километров около 40 прошли в очень хорошем темпе, светило нежаркое солнце, дул легкий ветерок. Но где-то в душе говорил голос, который читал вчера прогноз погоды, предвещавший дожди.
Скоро начало становиться пасмурно, а рельеф Минского и Логойского районов был все более сложным, превращаясь в затяжные подъемы по перепаханным полям.
На одном из участков пути мы остановились посреди деревни и сверялись с легендой карты и треками на навигаторе. К нам целенаправленно подъехал старый Гольф, а его водитель, не менее преклонного возраста, не выходя из-за руля справился о том, куда мы держим путь. Узнав наше направление, он постарался предостеречь нас, что в ту сторону, куда мы едем, нам как бы совсем не надо. Причиной тому были некие сектанты, ждавшие нас впереди. По словам аборигена, якобы и местные в ту сторону боятся ходить. Я полюбопытствовал, что за секта, но ответа не последовало, а мужчина, посчитавший, что сообщил нам очень важную информацию так же быстро уехал в обратном направлении, как и появился. Наша просвещенная и высокообразованная группа лишь посмеялась и вскоре отправилась дальше.
Вместе с наступлением темноты пришел дождь, не просто летний дождик, а ливень, под которым мы ехали около трех часов. Для понимания того, каким «прекрасным» стал маршрут можно сказать, что цепи велосипедов просто хрустели от налипшей на них грязи, на что никто уже не обращал внимания. А полевая дорога превратилась в такую, что велосипед не ехал даже с горы, увязая в густой грязи или превращаясь в неуправляемый на участках со скользкой, как лед, глиной. Молча, пыхтя и отряхивая воду с лиц, наша группа из 5 человек, сформировавшаяся прямо в пути, медленно ехала к цели. Иногда мы шутили «хоть бы какой сектантик встретился нам на пути», но нас встречали только безлюдные леса и поля.
Все быстро промокли насквозь, переодеваться во что-то смысла не было. Останавливаться, несмотря на усталость, тоже не хотелось – пока крутишь педали кажется, что тебе становится теплее, а сознание, пытаясь убежать от всепроникающего дождя впадает в легкий транс, которому способствует монотонное молчаливое кручение педалей.
Так продолжалось примерно километров 40 пути и около 3 часов. Все молчаливо понимали, что нужно дойти лишь до следующего контрольного пункта, а дальше вряд ли кто-то из нас пойдет.
Ночную «идиллию» где-то недалеко от контрольного пункта дополнило длинное кладбище по обе стороны дороги. Ливень, холод, ночь и огромное угрожающее кладбище. Никто здесь не рисковал светить своим налобным фонарем в стороны, стараясь смотреть лишь перед собой.
Мы не прошли в этом году всей дистанции, остановившись на 127-м километре. Это был очередной КП (контрольный пункт) с большим костром, который не гас даже под дождем и палаткой, какие бывают на рынках. В палатке стоял стол и несколько стульев, на которых нам удалось посидеть, укрывшись под тонким слоем полиэстеровой крыши, отделяющей нас от дождя.
Около часа прошло просто без мыслей. Мы сидели со взглядами зомби, не думая и не зная, что делать дальше. В палатке было еще несколько человек, который также отказались от прохождения маршрута. Они уже вызвали транспорт и ждали, когда их заберут. О такой возможности начали задумываться и мы. Вот только была трудность, что микроавтобус, который мог забрать и нас и велосипеды, был на расстоянии 50 километров от нас, а его водитель был с нами. Решение отправить водителя буса в базовый лагерь с одним из ребят, за кем уже шла легковушка, родилось как-то органично, а у нас появилась надежда, что ехать весь маршрут на велосипедах не придется. Умом мы понимали, что пройти дистанцию сможем, но по размытым проселочным и лесным дорогам просто можем не уложиться в контрольное время соревнований, да и продолжать мокнуть желания почти не осталось. Поэтому, ну и, конечно, же из-за усталости, мы отказались от борьбы.
Дождь продолжался всю ночь. Не такой сильный, как в то время, когда мы еще были на маршруте, но все же. Время с двух ночи до восьми утра прошло в полусне в прямом смысле слова. Промокший и замерзший каждый из нас пытался согреться. В частности я много раз засыпал в рыбацком кресле в палатке. Каждый раз этот сон длился минут 10 не более. Уткнувшись носом в свои колени (не думал, что могу заснуть в такой позе и больше не смог ее повторить до сих пор) я погружался в дрему. Но мокрая одежда, усталость и холод, не давали долго спать. В итоге я шел греться к костру – огромный огонь помогал отогреться быстро, но сверху продолжал лить дождь. Тело и сохло и мокло одновременно. Несколько минут такого странного отогревания и снова клонило в сон. Несколько минут сна и снова холод гнал к костру и под дождь. И так всю ночь – костер и дождь, а потом палатка и сон.
Сейчас стоя возле мангала в сухой одежде, не уставший от длительного велопереезда я ощутил что-то похожее. В грудь дышал огонь из горящих в мангале дров, а в спину дул холодный ветер, заставивший вспомнить вело путешествие и записать его на бумагу.

21.12.2015
1:30
Минск


Рецензии