Время смыслов. Глава 15
2.Города и папство обьединяла совместная борьба за регуланомное право, против властного вертикального эгономного имперского произвола. Фридрих Барбаросса покровительствовал изучению римского права и активно использовал его в своей политике.Но право это в принципе противоположность произволу и к тому же римское право защищает частную собственность от протономных/морфономных притязаний.Как любой серьезный прогрессивный правитель Фридрих хотел опираться на право, а не на эгономный произвол для обоснования своей власти.Однако чтобы это сделать он стремился централизовать свою власть и распоряжение ресурсами Империи,сделать эту власть абсолютной.И здесь римское право ему помогало.
3.Во первом веке христианской эры в римское законодательство был включен новый ключевой принцип, который предельно сжато и четко сформулировал знаменитый римский юрист второго века Ульпиан:Quod principi placuit legis habet vigorem (Что угодно правителю имеет силу закона). На этот ключевой принцип и ссылался Барбаросса в 1158 г. на совете в Ронкалье, когда требовал от подданных признать свою власть безусловной и абсолютной. На это ни папы ни итальянские города согласиться не могли,поскольку на основе такой абсолютной власти Барбаросса мог смещать коммунальное управление и спокойно устанавливать в свою пользу новые поборы,что он и делал.
4. В следующем году (1159)английский мыслитель,друг и впоследствии личный секретарь будущего архиепископа Кентерберийского Томаса Беккета Джон из Солсбери опубликовал свой фундаментальный политический трактат Поликратик в котором он с большой резкостью отзывается именно об этой доктрине,ставящей правителя выше закона и оправдывающей тиранические устремления эгономной власти: " Существуют некоторые предписания закона которые вечно остаются в силе..."Что ты не хочешь чтобы сделали тебе,не делай того другому"...Пусть теперь выйдут вперед обелители правителей и пусть шепчут, или если угодно трубят,что правитель не подчиняется закону и что представляет его волю и ему нравится и есть закон,не только в том чтобы формулировать правовые установления согласно принципам справедливости, но в абсолютном и свободном от всех ограничений смысле." (Policraticus книга 4 гл.7)
5. Спор о соотношении между властью и правом имел в эту эпоху вовсе не академическое значение не только в Италии. В Англии Томас Беккет упорно сопротивлялся деспотической политике короля Генри II, который сначала отправил в ссылку во Францию Джона из Солсбери,а затем и самого Томаса Беккета. Его особенно сердило,что церковный администратор низкого происхождения которого он сам поставил на этот пост осмеливается противоречит монарху.Когда Беккет со своим секретарем Джоном вернулись из Франции в 1170г противоречия между королем и архиепископом достигли высшей точки,и однажды король в ярости воскликнул, обращаясь к своим придворным: "Кто избавит меня от этого попа!". Желающие нашлись и Томас Беккет был убит и впоследствии канонизирован католической церковью как мученик. Джон опять отправился в ссылку и вернулся в Шартр, где он когда то учился. Там он и умер в 1180г.
6. Какой интерес представляют для нас эти события? В своем трактате Джон впервые с большой ясностью формулирует некоторые принципы ограниченной монархии и индивидуальных прав,таких как свобода слова. Все это создавало почву для развернувшейся в следующем 13 столетии борьбу между обществом и властью давшую Англии первую рудиментарную конституцию (знаменитая Магна Карта 1215)а еще через 40 лет и первый парламент.
7. А можем ли мы представить эти события на нашей схеме? Ограниченная контрактом власть,ответственная перед обществом может быть отображена угловой диагональной облигативной/обязательственной линией ЕF,соединяющей контекстное поле субъекта власти F с контекстным полем "иных",внешних,аутсайдеров Е. Почему аутсайдеров,а не своих, наших "инсайдеров"? А потому,что "наши" G это привилегированная группа, прислуживающая власти и ее положение основывается на выданных властью льготах и предпочтениях. Но общество как таковое требует большего, оно требует безусловных прав, а не льгот, которые могут быть отняты в любой момент по желанию власти.
8. Личность в этом новом типе идентичности связана с властью диссоциативной линией CF,что в данном случае значит отсутствие абсолютного подчинения власти. Отношения между властью и личностью здесь определяются законом,который отображен в нашей схеме другой,облигативной линией EF(см.выше). И наконец третьей линией в этом новом типе идентичности является ассоциативная линия СЕ. Общество может иметь права только в том случае если оно способно выступать как целое, является ассоциацией.
9.Процесс становления общества как ассоциации в деталях изучен Хабермасом и его последователями в отношении эпохи Просвещения. Эта же новая парадигма идентичности сыграла большую роль во Французской революции. Мы назовем ее просопономикой CFE (от греческого просопон что значит личность). Как же два новых типа идентичности просопономика и проприономика соотносятся с другими описанными нами прежде типами идентичности? Каково их место внутри нашей схемы? Об этом пойдет речь в следующей главе.
Свидетельство о публикации №215122202365