Как сейчас помню...

КАК СЕЙЧАС ПОМНЮ…

Родители мои вроде бы атеисты, но в памяти сохранившие некоторые традиции православия, на время своего очередного отпуска по приглашению друзей отправились в одну из Российских деревень Н-ской губернии, где из года в год праздновал народ летнюю "Казанскую".
 
Так уж было там заведено: на «Ивана-Купалу» люди собираются в одном селе и гуляют до утра, на «Петра и Павла» – во втором, на «Илью-пророка» – в третьем. Ну и так на все основные престольные православные праздники: одеваются в нарядное, идут с утра в церковь на службу, а после берут котомки с закусками, мужики запасаются «булькающим весельем» и в путь… 

Верующий ты или атеист, но праздник есть праздник. Настроение после трудовых будней у всех приподнятое, стол накрывают в центре села. Гармони, балалайки, песни, пляски… И понеслась душа в рай!

И так уж получилось, что день "Казанской Божьей матери" (мама точно знает, что именно этот день) стал для нашей семьи особенным, родители утверждают – даже счастливым. Поскольку аккурат через девять месяцев у моей старшей сестрички появилась младшая, то есть - я.

Вот какое счастье привалило, лежит и пищит. Мама кашеварит, не слышит. Ну, сестричка, не долго думая, меня из кроватки вытянула и за ноги притащила на кухню. «Мама, она плачет!» Заботливая была сестра с первого дня.  Мама снова уложила меня и оставила с соской засыпать. Чтобы я не глазела по сторонам, сестричка забралась в кроватку, села на мою подушку, ладошками глаза мне закрыла и с гордостью кричит: «Мама, я ей ночь делаю!» Она была ещё и смышлёная в свои три с половиной года.

Так вот, поскольку в день моего «создания» были сплошные песни и пляски, мне, вероятно, было в каждую клеточку вложено напутствие «не смей унывать, сама живи с улыбкой и окружающих радуй». Это я теперь так думаю, потому что с детства всех смешила и не унывала никогда и ни по какому поводу. А тогда… тогда я даже не догадывалась о причине такого, я бы сказала, мудрого подхода к трудностям бытия земного.

Само собой так получалось… сверчком была и кузнечиком, гимнасткой и йогой, воспитательницей и учительницей, сказочницей и стихоплётом, художницей и вышивальщицей, швеёй и вязальщицей, кукольным модельером и костюмером, доктором, медсестрой и ветеринаром. И это только десятая доля моих интересов.

В общем – всё в одном флаконе, и всё с охотой, с неудержимым желанием, совмещая с работой балериной и артисткой. Причём - заслуженной. Мой выход так и объявляли: «А сейчас выступает залуженная артистка Советского Союза!..» И из-за кулис выныривала моя детская моська с улыбкой до ушей.

Кулисами служили занавески перед дверью в большую комнату. Там в метровом коридорчике мы, артисты, шушукались с конферансье и, прыгая от нетерпения, ждали своего выхода. Я иногда выступала со стихами. Все говорили, что здорово получается.

Но коньком моим были интермедии. Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична были моими любимыми персонажами телевидения тех лет. Родившиеся в 60-х - 70-х годах их,конечно помнят. Я умудрялась изображать сразу обеих, чем смешила всех зрителей наповал. А зрителями были наши соседи, причём как дети, так и их родители. Хохотали все. А мама смеялась, вытирая слёзы, и говорила (точнее, это было больше похоже на умоляющий писк): «Нинка! Хватит смешить! Я не могу уже! Щёки больно!» А я, не обращая никакого внимания на выкрики из зала (как и полагается настоящим артистам), продолжала: «Авдотья Никитишна, голубушка, а Вы знаете, как я научилась плавать?» «Конечно, знаю. По книжкам?» - облизнув выступающую нижнюю губу и поправив по-деревенски завязанный платок, отвечала Авдотья Никитична. «Ничего подобного. Мои родители бросили меня в воду с парохода». «Плохо, что не с самолёта!» «Почему?» - вытянув лицо, недоумённо подняв брови и выпучив глазки, спрашивала интеллигентная Вероника Маврикиевна.  «А тогда б ты летать научилась»…

Как я умудрялась запоминать их диалоги, не знаю. Но после первого же просмотра их новой сценки я могла изобразить всё от начала и до конца. Иногда для подстраховки, чтоб не напутать чего, прослушивала запись на огромном бобинном магнитофоне «Днипро», если папа успевал записать передачу с моими любимыми тогда артистами Борисом Владимировым и Вадимом Тонковым.

Ещё помню, тянуло меня логически рассуждать, до истины докапываться. Поэтому  я стала философом. Да. Мне сестра так и говорила: «Да помолчи ты, философ!»

Чуть не забыла, я же ещё была дрессировщицей... хомячка, морской свинки, кота, собаки, черепахи и волнистых попугайчиков.

Если кто-то думает, что жить как кошка с собакой - это плохо, то я могу утверждать обратное. Потому как мои кошка и собака жили душа в душу. Собака опекала кошку, вылизывала, как своего ребёнка. Они веселили всю семью, когда играли в догоняшки и кувыркались. Ни кошкины когти, ни зубы собаки никогда не были пущены в ход по отношению друг к другу. И спали эти "извечные враги", свернувшись клубком друг с другом.

Ну и конечно, я была папиной и маминой помощницей. Я была уверена, что помогаю. Хотя взрослым, конечно, было проще быстренько расправиться с делом и забыть. Но кто ж им даст быстренько расправиться?! 

«А это для чего? А почему так? А можно я тоже?..» – я крутилась рядом и пыталась всё сделать, как они. И я благодарна родителям за их терпение. Полученные в детстве навыки и знания мне очень пригодились в жизни. До сих пор всё сама делаю и дома, и на даче. И руки вроде на месте, и голова шурупит. Ну, в общем - рационализатор я по наследству ещё тот, в обоих родителей. Только они признанные, с документами и премиями, а я так... любитель-самозванка.

Родиться мне повезло в то время, когда ещё не успели придумать компьютеры. Поэтому детство моё не было омрачено никакими «суровыми войнами» в сети интернета и тяжёлыми многочасовыми работами на виртуальных «фермах» в погоне за яйцами из птичников друзей со статусом "офлайн".
 
Мой сосед по даче, вероятно, так втянулся в эти игры, что не заметил, как в реальной жизни стащил у меня с участка все дрова. В два дня управился. А когда на третий приехал завершить начатое и по нашим следам на снегу понял, что практически пойман за руку, решил позвонить мне и чистосердечно признаться, как бы между прочим, что "помог освободить мне участок для моих будущих грядок". (Ну просто интермедия всё тех же Маврикиевны и Никитичны. Помните? "Тебе дрова не нужны? Нет. А на утро просыпается!..") И когда услышал от меня, что не для того я с сыном валила деревья, отпиливала ветки и гробила на это три недели, и что никак не ожидала от него такой выходки и считала, что их украл кто-то чужой, он невозмутимо, с широтой всей своей души нараспев ответил: "Та хто ж будет воровать дрова? Та кому они нужны?.. А ты разве не видела, они ж у меня кучкой лежат под полиэтиленом. Я от дождика их просто спрятал. А шо, они тебе нада? Так заходи и бери всегда. Сколько хочешь".

Вот уж повезло с соседом - и "помощник", и "честный", и "щедрый". Ну да пусть будет здоров. Кстати, после того, как узнал, что мои брёвна и жерди мне нужны самой, целиковые, как стойматериал, он быстренько перерубил их на дрова и сложил около сарая, причём - у своего.

Отвлеклась. Извините, просто чувство "благодарности" "трудолюбивому" соседу переполняет.

Так вот, я была счастливым ребёнком и дружила с мальчишками и девчонками, не нажав на кнопку «добавить», а по-настоящему. Нажав на кнопку звонка около двери, мы спрашивали «Гулять пойдёшь?» 

Иногда мы ссорились, но по-настоящему, а не внося имя обидчика в чёрный список. После ссоры мирились, попросив прощение, глядя в глаза, а не нажав снова кнопку «добавить».

Если кто-то упал и разодрал себе ноги-руки, жалели по-настоящему, а не отправляя ему на страничку смайлик или успокоительную картинку из интернета. Бежали домой за бинтом и зелёнкой. Возвращались, запыхавшись, спешно поливали ранку из пузырька и скорее дули, чтоб не щипало, бинтовали и, главное, искренне переживали за друга, понимая, как ему сейчас больно. Гладили по плечу и говорили: "Потерпи. Сейчас пройдёт". А он сквозь слёзы улыбался и твердил: "Да мне уже не больно. Ни капельки...", и слезинки испарялись моментально... И это было так здорово! По-настоящему здорово!  (Кстати, коротенький рассказик про один день из детства http://www.proza.ru/2015/03/16/583 Сначала я назвала его ВОЙНУШКА, но позже переименовала. )

И родители меня любили тоже по-настоящему. Мне с ними очень повезло. Оттого и была счастлива. Улыбка не сходила с лица, но не потому что «косички были так туго заплетены», а потому что жить мне было хорошо и интересно. А значит – радостно.

И маме было радостно. Вот садимся обедать – я то компотом, то киселём полы могу помыть. Иногда даже супом. Сначала мама почему-то говорила: «Ниночка, осторожнее, прольёшь». А потом, наверное, понимала, что так даже лучше - это же для радости надо, для смеха. Вечером мама папе про это рассказывает и смеётся. И я улыбаюсь, дово-ольная. Папа подойдёт, за нос меня нежненько потеребит и спросит: «Ну что ж ты, кутенёнок, снова полы супом кормила?» «Ага, - говорю, - да ну его, в нём лука много было». И снова все смеёмся. Вот она, радость-то мамина и папина.

Однажды в детстве я услышала выражение «как в рубашке родился». Разузнав у взрослых, что так говорят про тех, кому часто везёт, пришла к выводу, что тоже родилась в рубашке. Без сомнения! А как иначе назвать мои успехи, если не везением? Она только и помогает – рубашка!

С таким же ощущением я встретила и своего будущего мужа. Потому что любовь у нас была самая-самая настоящая, как в книжках. Первая.  Правда,  жизнь показывает, что «первая» не всегда бывает «последней».

После развода со вторым мужем поняла, что рубашку я где-то потеряла. Вероятно, в зале суда оставила, где разводилась ещё с первым мужем. Нельзя было горячиться. Перетерпеть надо было обиды. Но беременные женщины, наверное, излишне самонадеянны и живут только мыслями о будущем малыше. Не хватило мне мудрости.

Ну что же поделать? Жизнь есть жизнь. Заново без ошибок те же годы не проживёшь. Тем и отличаемся мы от своих ангелов–хранителей, что живём жизнью земной.

Я счастливый человек. Но иногда нет-нет, да и мелькнёт мыслишка - найти бы свою рубашку снова... Не покидает ощущение, что однажды произойдёт ещё что-нибудь такое, после чего произнесу: "Даже не ожидала, что возможно стать ещё счастливее", - и улыбнусь до ушей, как в детстве.

2015

"Рубашка" http://www.proza.ru/2016/01/16/132 
стих "Я сегодня..." http://www.proza.ru/2015/11/29/1328
nikadan1@bk.ru


Рецензии
НИКА!

ПРОЧИТАЛ С УДОВОЛЬСТВИЕМ! вы не просто веселый человек-вы искрящийся веселый человек!!!

с поклоном и улыбкой нч!

Ник.Чарус   03.05.2023 13:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.