Спасибо вам за то, что по судьбе прошли

       Моим педагогам посвящается.
                ***
       Мне хочется рассказать об учителях, которые оставили неизгладимый след в моей жизни, которые научили меня видеть и понимать прекрасное...
       Уроки музыки.
       Надежда Ивановна ставит пластинку и говорит:
       - Послушайте «Утро» Грига и скажите мне, какие картины вы увидели.
       Звучит музыка. Мы в недоумении переглядываемся: «Мелодия красивая, и что?»
       - Разве вы не слышите, как торжествует природа, встречая первые лучи солнца? Как пастухи играют на рожках? Не видите картины природы?
       Увидев наши растерянные лица, она говорит:
       - Я поставлю это произведение ещё раз. Надеюсь, что сейчас вы всё услышите и увидите…
       Снова звучит мелодия. Закрываю глаза... Вот теперь я слышу как пастухи играют на рожках, вижу утренний туман, луга, стада коров.
       - Покажите с помощью рук то мгновение, когда солнце озаряет всё вокруг, - говорит Надежда Ивановна.
       Музыка звучит всё громче и громче. И вот, наконец, мы поймали то мгновение, когда взошло солнце…
       На другом уроке звучит музыка Шопена. Вальс № 7. До-диез минор…
       Я вижу женщину возле окна. Она грустит, вспоминая юность… Первый бал, она в нарядном платье. Вот юноша закружил её в танце… Слышу, как девушка звонко хохочет … Прошли годы, но всё звучит в её памяти мелодия первой любви…
       А как великолепны «Славянские танцы» Дворжака, «Времена года» Чайковского и Вивальди, багатели Бетховена...
       Надежда Ивановна рассказывала нам о своих встречах с Кабалевским, учила нас думать, чувствовать, понимать музыку. Как я благодарна судьбе за встречу с этой прекрасной женщиной.
              ***
        Уроки математики.
        В седьмом классе у нас новый преподаватель математики – молодой симпатичный мужчина в очках.
        - А мне математика не нужна! – заявляет в начале урока балагур и хулиган Валерка. – Я уеду в деревню и буду пастухом!
        Мы смеёмся.
        - А как ты коров считать будешь? А зарплату? – говорит Виктор Геннадьевич.
        - Ну, уж это я сосчитаю, - уверенно заявляет Валерка.
        - А вдруг твой сын попросит тебя задачку решить, и ты не сможешь. Авторитет твой будет подорван, - продолжает Виктор Геннадьевич.
        Валерка задумывается... Мы снова смеёмся.
        – Кто из вас был в Ленинграде? – спрашивает вдруг Виктор Геннадьевич.
        Некоторые ребята поднимают руки.
        - А что вам там понравилось?
        - Белые ночи.
        - Петропавловская крепость.
        - Эрмитаж.
        - А вы знаете, ведь для того, чтобы создать прекрасные архитектурные здания, необходимо составить план, решить геометрические задачи, выполнить различные расчёты. Так что без математики такие сооружения построить не удалось бы никак. И вообще, без математики не может обойтись ни одна наука, ни одна профессия.
        - А вот Пизанскую башню точно двоечник строил, - шутит отличник Саша.
        - Предлагаю вам найти к следующему уроку материал о том, почему падает Пизанская башня, – говорит Виктор Геннадьевич.
        Что ж, начало неплохое, учитель нам нравится, объясняет доступно. До этого у нас была строгая учительница. Мы её боялись. А тут удивительно: никакого страха перед математикой. 
        От Виктора Геннадьевича мы впервые услышали о путешественнике Туре Хейердале... Да, да, не от учительницы географии, а от учителя математики. Он рассказывал нам о «Кон-Тики», «Ра», о путешествиях Юрия Сенкевича, о статуях на острове Пасхи.
        Все его уважали, особенно мальчишки. Они передавали друг другу книги, которые советовал прочитать Виктор Геннадьевич. На уроках были разговоры о будущем, о профессиях…
        Закончили мы школу с хорошими знаниями по математике... Через некоторое время Виктор Геннадьевич ушёл работать на завод. Зарплата там была больше, а семью ведь не прокормишь на учительскую зарплату.
        Я часто видела его, всегда здоровалась. Очень хотелось сказать ему «огромное спасибо» за всё, но как-то стеснялась. А несколько лет назад он умер. До сих пор у меня в душе незаживающая рана. Почему при жизни мы не успеваем сказать добрые слова тем, благодаря кому мы становимся настоящими людьми?
   


Рецензии
Успокойтесь, Наталья, Ваш любимый учитель услышал Ваше "огромное спасибо"и улыбается, видя, как Вы продолжили эстафету. Тура Хейердала я видела в МГУ, когда он рассказывал о своём путешествии. Потом все кинулись к нему за автографами, я среди них, так что у меня есть его книга с автографом. Это была Личность, как и упомянутые Вами Ваши Учителя, о которых Вы рассказали с такой любовью.
Радости в жизни!

Галина Марчукова   18.06.2016 10:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.