В новую школу

    Весной 1963года, после районного смотра художественной самодеятельности на выездном заседании райкома комсомола, нас группу учащихся школ, приняли в ряды ВЛКСМ. Смотры всегда проходили  и  проходят весной. Наша школа выступила прекрасно. Особенно, всем присутствующим там зрителям и жюри, понравились народные танцы, поставленные нашей руководительницей, учителем начальных классов Никитиной Брониславой Михайловной. Я участвовала в хоре и во всех танцах. Мы освободились, к нам в гримёрную зашёл секретарь райкома и поздравил с прекрасным выступлением, пожелав дальнейших успехов. Да! Мы теперь комсомольцы.
 В конце учебного года у нас состоялось комсомольское отчётно-выборное собрание. Подошло время называть кандидатуры  на пост секретаря комсомольской организации школы. Директор школы, Надежда Петровна Ванюшина предложила мою кандидатуру, я даже вздрогнула, услышав свою фамилию.  Началось голосование и, что вы думаете, выбрали меня. От неожиданности я разволновалась, потом, придя немного в себя, встала и сказала, что не могу быть секретарём , потому, что еду учиться в другую школу. Надежда Петровна твёрдым голосом ответила, что меня не отпустит и все присутствующие на собрании зааплодировали. Да. Это в мои планы не входило. Я уже просила маму и папу отпустить меня в школу-интернат №4 г. Ярославля, которая была в ведении Северной Железной Дороги. Там уже год, некоторые два года, учились наши Хмельниковские ученики: Нина Пакушина, Валя Чекалина, Женька Писарев - мой сосед, Ерофеев Колька, Колесов Колька и другие. Они рассказывали,  как хорошо и интересно у них в школе.  Им выдавали одежду, обувь,  кормили и, всё это бесплатно, то-есть воспитанники школы были на полном государственном обеспечении. Они приезжали домой на каникулы такие нарядные, в костюмах, платьях, пальто. Мы, ясное дело, против них выглядели бледновато. Мне так захотелось с ними в эту школу, что я сразу начала уговаривать своих родителей отпустить меня туда. Сначала и слушать меня никто не желал. Только через множество бесед, разных страшных историй про интернаты и детдома, я сказала маме, что она мне должна верить: я её никогда не подведу и стыдно за меня ей не будет. Мама согласилась, сдался и папа. Он подал заявление в эту школу, и теперь дело было за малым: взять документы в нашей  школе, но вот здесь появились проблемы. Надежда Петровна никак не хотела меня отпускать и отказалась выдать документы папе. Она пришла даже к нам домой посмотреть, как мы живём, а жили мы  трудно. Сами понимаете, на лёгком труде зарплата была такая маленькая, что прожить на неё и одному тяжело, а нас только детей было четверо. Об этом папа говорил при встрече с директором. Надежда Петровна сказала, что никогда не думала, что так серьёзно это у вас, ведь ваши дети всегда ухоженные, чистые и одеты опрятно, и если бы вы обратились в родительский комитет, то школа могла выделить помощь. Папа ответил, что мы не привыкли это делать и нам ничего не надо. Надежда Петровна стояла на своём и папе пришлось обратиться в РАЙОНО. Там, выслушав все доводы папы, позвонили Надежде Петровне и ей ничего не оставалось делать, как выдать документы. Вот так я не стала секретарём комсомольской организации школы.      
          Тридцатого августа папа привёз меня в Ярославль и на крыльце новой школы сдал на руки моего нового классного руководителя Павла Ивановича Белова, тоже, кстати, ветерана и инвалида ВОВ. Он был ранен в ногу и прихрамывал.
С папой мы на крыльце и распрощались, он поехал домой, а я осталась в новой школе, где у меня уже были друзья.
  Всю свою дальнейшую жизнь я вспоминала с любовью эту школу, её первого директора Кукушкина Василия Ивановича,  Варвару Георгиевну Шубину – заместителя директора по УВР, Талицкого Николая Александровича, учителя физики и заместителя директора по АХЧ, Виктора Константиновича Степанова, Евгения Евгеньевича Криволап - учителя немецкого языка, Волкова Николая  Васильевича – учителя истории и обществознания, Колесникова Павла Ивановича – учителя математики, Надежду Сергеевну учителя труда и, конечно, нашу новую классную руководительницу Галину Андреевну Калистратову – учителя русского языка и литературы и многих других. Таких учителей больше нет. Даже в 21 веке эта школа для меня остаётся эталоном воспитания и обучения. Спасибо моим дорогим учителям.
  В 2010 году я узнала, что школа-интернат №4 уже не существует, её закрыли, а здание отдано для переподготовки работников Северной железной дороги. Жаль. Опыт этой школы надо было распространять, особенно в перестроечное время, когда тысячи детей оставались сиротами и могли бы обрести в этой школе свой дом и заботливых, высококвалифицированных, высоконравственных учителей.

         Продолжение в гл. "В новой школе".


Рецензии