Левицкая А. Д

ЛЕВИЦКАЯ АГАФЬЯ ДМИТРИЕВНА
1765 – после 1810

Агафья Дмитриевна родилась в семье художника Дмитрия Григорьевича и Настасьи Яковлевны Левицких в 1765 г.
Дмитрий Григорьевич, очевидно, испытывал особое чувство теплоты к своей матери, которая вероятно к моменту рождения его дочери уже умерла, поэтому он назвал дочь в честь её Агашей.
В 1785 г. Агафья Дмитриевна выходит замуж за помощника директора Сенатской типографии коллежского секретаря Александра Матвеевича Андреева. В 1790 г. он получает чин коллежского асессора.
Коллежский секретарь – гражданский чин X класса в Табеле о рангах Российской империи, соответствовал армейскому чину капитан-поручик.
Коллежский асессор – гражданский чин VIII класса. До 1884 г. соот-ветствовал армейскому чину майор.
Александр Матвеевич продвигается по служебной лестнице минуя IX класс, это может указывать, во-первых, на его особые заслуги при выполнении службы, и, во-вторых, очевидно, на его дворянской происхождение.
Продвижение по службе от 14 класса и выше сопровождалось либо значительными заслугами, либо выслугой лет не менее 3 лет в каждом чине. В случае если Александр Матвеевич начинал службу с XIV класса и двигался по службе по выслуге лет (XIII класс мог быть пропущен), то службу он должен был начать в 1778 году. Обычно на службу поступали после окончания соответствующего учебного заведения в 18 лет. Следовательно, Александр Матвеевич родился около 1760 г. Тогда в 1785 г. ему было около 25 лет. Андреев и Левицкий очевидно были знакомы по службе, поэтому Александр Матвеевич и сделал предложение Агафьи Дмитриевне.
Умер Александр Матвеевич в 1805 г. оставив Агафью Дмитриевну с детьми на попечении её отца.

В год свадьбы дочери Дмитрий Григорьевич пишет её портрет в национальном костюме.
Сегодня известны два аналогичных портрета, один из которых хранится в Третьяковской галерее в Москве, другой в Русском музее в Петербурге.
Именно исполнение этих двух портретов в один год позволяет предположить, что их создание связано с замужеством Агафьи Дмитриевны.
Внимательный анализ этих портретов позволяет сделать вывод, что один из них представляет собой авторскую копию оригинала.
В портрете Третьяковской галереи с особой тщательностью выписаны детали платья и интерьера, даже за окном узнаваем силуэт собора, но в образе самой Агафьи Дмитриевны нет живости, она больше напоминает фарфоровую куклу, чем живого человека.
В портрете Русского музея наоборот, видно легкое пренебрежение автора к деталям, силуэт за окном превратился в неузнаваемую тень, зато глаза Агаши приобрели необыкновенную реалистичность, а на лице появился румянец. Для Левицкого это не портрет невесты, а портрет его маленькой Агаши, которая своим смехом и гомоном наполняла его дом. Она будто только что забежала на минутку к нему в мастерскую и ей не терпится вновь вернуться к своим веселым играм.
И хотя это портреты одного и того же человека в одно и тоже время, но они абсолютно разные для их автора.
В первом портрете Левицкий прощается с дочерью, теперь у неё своя собственная жизнь, вне стен отчего дома, во втором он изобразил тот образ который ещё долго будет храниться в его душе, образ его любимой дочери, которая, не смотря на то что она выросла, для него все ещё остаётся озорным ребенком.

В этом портрете обращает на себя внимание необычное для 18 века платье модели в национальной традиции.
Появление национальных мотивов в русской живописи 18 века связано с  развитием национального самосознания с приходом к власти Елизаветы Петровны, после десятилетнего засилья немцев в правление Анны Иоанновны.
Первым обращается к этой теме Ерменёв Иван Алексеевич (1746 - после 1792), который около 1770 г, до своего отъезда в Париж создает серию из 8 акварелей «Нищие». Шесть листов из них изображают одетых в лохмотья слепых стариков и старух, иногда в сопровождении ребенка-поводыря. Сильное впечатление производят эти лишенные индивидуальных черт, застывшие, как трагические изваяния, фигуры, монументально возвышающиеся на фоне низкого горизонта. Две другие акварели – «Поющие слепцы» и особенно «Крестьяне за обедом» - отличает жанровое решение темы, сближающее их с работами современника Ерменева - живописца М. Шибанова.
 В конце 1770-х годов М. Шибанова создает картины «Крестьянский обед» и «Сговор», в которых воспроизводит крестьянский быт.
В 1784 г. И.П. Аргунов пишет знаменитый портрет неизвестной в русском костюме.
И вот в 1785 г. к этой теме обращается Левицкий, изображая свою дочь в русском национальном костюме. И если в первом портрете это обращение формально, то в его копии мы видим уже иное отношение художника не только к самой модели, но и к её платью. Небольшая небрежность в её деталях придают ему большую правдоподобность, здесь платье выступает не как театральный костюм первого портрета, а как естественное обрамление живого образа русской девушки.

Можно предположить, что первый портрет был написан по заказу А.М. Андреева, который с особым трепетом относился к русской самобытности, осознавая неуклонность её исчезновения под давлением западной культуры, поэтому он и заказал портрет невесты в национальном костюме. Вероятней всего именно этот первый портрет и хранился в семье Андреевых, в то время как авторская копия с него, очевидно, оставалась в семье Левицких.

Первый портрет Агафьи Дмитриевны (рег. № 5631) поступил в Третьяковскую галерею в 1917 г. из собрания живописи предпринимателя и мецената Михаила Павловича Рябушинского (1880- 1960).
Копия этого портрета (рег. № Ж-7866) впервые появляется на аукционе Голицинского собрания живописи в 1825 г. где её приобретает Иван Яковлевич Саморядов (1801 - ?) и хранит её в имении Кукуй-Подлешни Ухоловского уезда Рязанской губернии. Интересно, что до 1833 г. владелицей этого имения числилась Марфа Федоровна Сазонова, а затем она передает его Ивану Яковлевичу. Что их связывало между собой осталось неизвестным, так как в 1835 г. И.Я. Саморядов женится на дочери протоирея Веры Ивановне Нечаевой. От И.Я. Саморядова картина перешла по наследству его внуку И.И. Беляеву, у которого она находилась до середины 1950-х годов. Затем она переходит в Министерство культуры РСФСР, а уже от туда в 1963 г. поступает на хранение в Русский музей в Ленинграде, где находится в настоящее время.


Рецензии