Время смыслов. Глава 16
2. На практике здесь нужно говорить о множестве разнообразных, связанных другс другом человеческих обьединений,которые спонтанно возникали в городах Европы высокого средневековья и в случае серьезного конфликта с правителями могли служить очагами сопротивления эгономной власти. Речь идет не только о городских коммунах, но и о ремесленных цехах и о приходских ассоциациях и об очень популярном в эту эпоху движении протеста против хронически разорявших крестьянство частных феодальных войн, так называемых Лигах мира,возникавших в разных европейских странах.
3.В городах Италии, где с конца 10 века многие зажиточные люди строили высокие (до 250 футов высотой)семейные башни,куда можно было укрыться в случае нападения, существовали так называемые башенные ассоциации. Возникла угроза нападения на твою семью ты идешь и получаешь от ассоциации ключ от башни,куда вы все и переселяетесь до тех пор, пока не прошла гроза.
4. Вот эта спаренность, связь между этими двумя типами идентичности, которые оказывались эффективными только в комбинации друг с другом очень важна для понимания исторических событий.В основе индивидуальных и коллективных прав (просопономика) лежит высокий уровень индивидуальной и общественной активности и организации (проприономика).Нет такой активности, нет и прав, в лучшем случае они остаются лишь на бумаге, а бумагой, как известно,сыт не будешь.
5. Именно об этом, о непосредственном выживании речь нередко шла во многих традиционных обществах: нет прав,нет ассоциации, не будет у вас и зерна по человеческой цене. А перебои с снабжением или просто голодовки случались в средние века и в начале Нового времени очень часто.И многие из таких событий действительно ставили бедноту на грань голодной смерти.
6. Первыми жертвами неизбежно оказывались деревенские пришельцы, не имевшие в городе никаких прав (ср. Джайпур). Венецианский автор 16 века патриций Марин Санудо отмечает в своем дневнике:" 20 февраля 1528 г. Я должен отметить примечательное явление, как памятник большому голоду в этом великом городе.Помимо бедных, принадлежащих Венеции,которые рыдают на улицах,они пришли с острова Бурано…из области Виченцы и Брешии, потрясающее зрелище.Придешь на службу в церковь,десять нищих осаждают тебя просьбами о милостыне, откроешь кошелек купить что нибудь, нищий у тебя будет выпрашивать монетки.Поздно вечером они идут по домам, стучат в двери, кричат "Я умираю от голода"и власти не предпринимают никаких мер против этого" (цит по MacKenney 1993,53-54)
7.Характерно, что в этом отрывке голодающие воспринимаются прежде всего как досадная помеха удобному,налаженному городскому существованию.Вот только почему власти не запретили им беспокоить по ночам обывателей и кричать, что умирают от голода? Раздробленность обшества,отчуждение, равнодушие, распад горизонтальных социальных связей является обратной стороной обеспеченного рыночного существования: рынок готов удовлетворить любые нужды индивидов, но только как индивидов и только если у них есть деньги.
8. Но ремесленники и мелкие торговцы в раннерыночных обществах такого отрыва от ассоциации позволить себе не могли и не хотели. Хищники были рядом, близко и в любой момент могли воспользоваться их индивидуальной раздробленностью и слабостью, чтобы забрать последнее или нажиться на нищете.
9. Помогала собственная инициатива, независимость, находчивость, решительность, солидарность. Всех этих качеств у этих людей было не занимать,ведь этого ежедневно требовали от них их занятия: ремесло и мелкая торговля.В этих занятиях не было гарантированного заработка, доход зависел прежде всего от степени находчивости,инициативы,таланта,восприимчивости к новому и способности использовать каждую представившуюся возможность заработать. Он зависел также от качества работы, надежности, добросовестности, способности устанавливать доверительные долгосрочные отношения с покупателями и другими торговцами. Трудовая и коммерческая этика здесь были не формальностью, а фундаментальным условием выживания.
10.Репутацией,приобретенной поколениями, многие купеческие семьи дорожили гораздо больше чем деньгами.Известный советский театровед, друг юности Пастернака,ученик оптинского старца Анатолия,сын московского купца Сергей Николаевич Дурылин отмечает в своих воспоминаниях, как заботился отец, человек очень честный и добрый, постоянно за свой счет помогавший беднейшим из своих покупателей, о своей репутации, которая оставалась незапятнанной даже тогда, когда старшие сыновья подали на него в суд и он потерял свое состояние. А вот свидетельство выходца из итальянской купеческой династии 15 века знаменитого архитектора и теоретика живописи Леона Баттиста Альберти (1404-1472).
Наша семья Альберти, всегда была безукоризненно честной во всех своих предприятиях. Она долгое время вела свои торговые дела на Западе и в других частях света с такой скрупулезной честностью, что мы приобрели повсюду значительную и вовсе не незаслуженную известность" (цит. по Waley 1964/1985,143)
11.Для многих из этих людей собственность была тем, что они сделали сами, построили или вырастили сами или купили на скудные с огромным трудом заработанные деньги.В эту собственность вкладывали душу, она не исчерпывалась и не выражалась в деньгах.Она была непосредственным продолжением повседневной жизни,ее неотьемлемой частью, а не безличными акциями описанного Кейнсом лондонского инвестора.
12.Это фундаментальное различие между деньгами и собственностью, отмечает в своей книге Ханна Арендт:"…легко забыть о том, что богатство и собственность совсем не являются одним и тем же, а относятся к различным по своей природе явлениям. Возникновение повсюду в наше время актуально или потенциально очень богатых обществ, которые в то же время являются в сущности лишенными собственности,поскольку богатство каждого индивида состоит из его доли в годовом доходе общества как целого, показывает как мало связаны между собой эти две вещи.До Нового времени которое
эеачалось с обездоливания бедноты, а потом осуществило эмансипацию не имеющих собственности классов,все цивилизации основывались на священном характере частной собственности.Богатство, частное или общественное, напротив никогда не было священным.Изначально собственность значила не больше и не меньше, как место в конретной,специфической части мира и в силу этого принадлежность к политической общине, в качестве одного из глав семей, которые вместе и составляли общественную сферу" (Arendt 1958/1998,61)
13.Иными словами собственность (особенно на землю и на дом)имела смысл и значение потому, что она давала статус уважаемого члена общества,право и обязанность полноценного участия в политической ассоциации (еще одно указание на неразрывную связь между проприономикой и просопономикой).
14. Она отмечает также различие между работой (work)мастера ремесленника,мелкого торговца,писателя,художника и заработком (labor)наемного рабочего,чиновника,служащего:"промышленная революция заменила мастерство трудом, и результатом этого явилось превращение вещей из изделий в массовые продукты. Изделиями можно было пользоваться,массовый продукт является объектом потребления...трансформация работы с введением принципа разделения труда.Сам характер работы меняется и процесс производства...приобретает характер (анонимного
упрощенного ЛБ)трудового усилия (там же 124-125)". В нашей матрице безличный массовый труд отображается снабжающей/супплементальной угловой диагональю ЕН,соединяющей "иных/чужих" Е с ценностями Н, в данном случае продуктами массового потребления. Эта диагональ задействована в описанной нами в начале книги парадигме хреономики ВЕН, той самой безличной массовой денежной глобальной инфраструктуры извлечения и потребления ресурсов,в которую вкладывал деньги Лондонский инвестор. Люди здесь просто один из ресурсов, и их вознаграждение сводится к заработку, ради которого они и трудятся.
15.Работа же, в смысле мастерства, требует личного сознательного, сложного усилия, ее продуктом является качественное изделие ценность которого не только утилитарна, поскольку оно в большей степени выражает личность производителя. Такая работа/мастерство в нашей схеме отображается селективной/избирательной угловой диагональю HG. Она задействована в проприономике GAH,поскольку создает не столько объекты потребления, сколько объекты собственности,окружающий человека мир вещей, устойчивость,непотребляемость которого определяет стабильность человеческого быта.
16.В проприономике/просопономике человек является активным действующим лицом,обладающим свободой выбора и полноправным участником общественных ассоциаций.С властью его связывают более или менее сложные договорные отношения.В хреономике человек либо анонимный невидимый манипулятор, вкладчик капитала, принадлежащий к высшей касте (В),либо безличный и практически бесправный трудовой ресурс Е "полезный подданный",говорящее орудие,легко заменимый и быстро снашивающийся винтик в трудовой машине. Эта разница особенно вырисовывается в контексте чрезвычайной ситуации, такой как голод/острая нехватка еды. В следующей главе мы посмотрим как по разному проигрывается такая ситуация в проприономной и хреономной обстановке.
Конец главы.
Свидетельство о публикации №215122301295